Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 1785 раз

Библиографическое описание:

Хаустова, А. И. Факторы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А. И. Хаустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45874/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процесс социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности осуществляется под воздействием многих факторов. Их можно классифицировать по различным группам в зависимости от разных классификационных признаков. В частности, наиболее важным является анализ факторов адаптации молодых педагогов в зависимости от источников адаптационных механизмов (внутренних или внешних).

Всю систему факторов, которые влияют на процесс адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, можно разделить на две большие группы:

1) внутренние факторы, то есть качества, которыми владеет молодой педагог;

2) внешние факторы, которые создаются в трудовой среде.

Рассмотрим более детально внутренние факторы успешной социально-психологической адаптацией педагогического сотрудника к профессиональной деятельности. К таким факторам можно отнести:

– во-первых, личностные характеристики педагога;

– во-вторых, его профессиональные компетенции.

Безусловно, педагог должен обладать широким спектром личностных качеств, способствующих профессиональномy становлению личности. Среди таких качеств можно назвать: способность к эмпатии, рефлексии и профессиональномy мышлению, способность обучать других, способность планировать свое будущее, упорство, чувство ответственности, терпеливость, способность к устным высказываниям, стремление понять позицию другого, дружелюбие, тщательность действий, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе [2].

Среди внешних факторов, которые могут способствовать (или же препятствовать) адаптации педагога к профессиональной деятельности, можно выделить:

1) материальные и социальные факторы трудовой деятельности;

2) условия профессиональной среды (коллектива).

К первой группе выделенных внешних факторов адаптации можно отнести такие как:

– отношение государства и общества к профессии учителя ее престиж;

– материально-техническое обеспечение отечественного образования и конкретного образовательного учреждения;

– материальная обеспеченность учителя и его бытовые условия;

– условия труда и отдыха учителя;

– возможности повышения квалификации и профессионального роста молодого учителя [3].

Среди условий профессиональной среды, которые влияют на адаптацию молодого специалиста, можно назвать:

– взаимодействие администрации образовательного учреждения и молодого учителя;

– зрелость педагогического коллектива и его психологический климат;

– качество помощи со стороны наставника, опытных коллег, коллектива;

– роль и влияние общественных организаций (Совета молодых учителей, профсоюза);

– эффективность взаимодействия с учениками и их родителями [3].

Следует отметить, что психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса и препятствуют адаптации. К таким факторам можно отнести:

– перегрузки на работе;

– необходимость выполнять трудно совместимые функции;

– поведение руководства, других педагогов и воспитанников;

– плохие условия труда;

– несправедливую оценку труда;

– неспособность адаптироваться к изменениям [1].

Если рассматривать классификацию факторов в зависимости от этапов профессиональной адаптации педагогов, то можно отметить следующее:

1) на первом этапе адаптации (последние курсы вуза) факторами влияния могут быть социокультурная среда учебного заведения и внешняя профессиональная среда. Если первая направлена на усвоение студентом основ профессиональной культуры, а также нормативно-ценностной базы профессии, то вторая мотивирует дальнейший интерес к конкретной сфере трудовой деятельности.

2) на втором этапе адаптации (первый год работы в организации) наиболее важными факторами адаптации являются материально-технические условия труда педагога и психологический климат в коллективе;

3) на третьем этапе адаптации (интеграция норм и ценностей личности педагога и трудового коллектива) начинают действовать факторы, формирующие представления о профессиональной карьере, возможностях личностного развития в конкретной сфере трудовой деятельности [5].

В целом, по результатам ряда исследований, ведущими факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации молодого педагога, являются следующие: мотивация, профессиональные ценности, образовательная среда, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя [4].

Таким образом, на процесс адаптации педагога к профессиональной деятельности влияет значительное количество факторов, которые включают как внутренние факторы (личностные характеристики молодого специалиста и уровень его профессиональной подготовки), а также внешние факторы (условия труда, его оплаты, технического обеспечения, а также организационные условия работы в коллективе и его психологический климат).

Литература:

  1. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 76–80.
  2. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 512–514.
  3. Фролов А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.lt/resursai/Uzsienio %20leidiniai/IEEE/Russian/2006/Nr %202/OTO_2006_2_03.pdf
  4. Черникова Е. Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 2. — С.171–179.
  5. Чернышева Ж. В. Интеграция молодых педагогов в профессию: основные понятия, этапы, показатели // Всероссийская научно-методическая конференция «Современная система образования: опыт и перспективы» июль-сентябрь 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.konf-zal.ru/attachments/article/187/chernysheva_peterburg.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, молодой педагог, трудовая деятельность, психологический климат, этап адаптации, молодой специалист, молодой учитель, образовательное учреждение, профессиональная среда, условие труда.


Задать вопрос