Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (166) август 2017 г.

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 630 раз

Библиографическое описание:

Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/166/45273/ (дата обращения: 19.09.2018).



В статье рассматривается значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, диагностика детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа, критерии и показатели, в соответствии с которыми, предполагалось проводить диагностику.

Ключевые слова: бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний

Своевременное приобщение ребенка к народной культуре своего народа исключает опасность «ассимиляции», когда человек поглощается другой культурой, усваивая ее ценности, традиции, язык, быт и обычаи, становится неотличим от окружающих. А также дает возможность избежать проявления «маргинального синдрома», когда человек находится на грани между двумя (или более) культурами, но не может идентифицировать ни с одной из них. Часто при этом человек становится не способен удовлетворить ни свои потребности, ни соответствовать требованиям и ожиданиям, которые предъявляет ему общество и окружающие его люди.

«Быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас как воздух, и, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего». (М. Ю. Лотман) [2, c.5]

Подвергая исследованию значимость обогащения народоведческих знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа, можно обосновать целесообразность постановки и решения следующих задач:

– способствовать широкому внедрению национально-культурного наследия русского народа в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовании;

– привлечение к изучению и усвоению знаний о бытовой культуре русского народа как педагогов и специалистов дошкольных учреждений, так и родителей воспитуемых;

– наглядно продемонстрировать истинное богатство русской бытовой культуры, показать существование высокой культуры потребления у русского народа в старину. [1, с. 18]

Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

– уровня знаний о бытовой культуре русского народа;

– потребности использовать данные знания и умения на практике;

– уровня умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Для проведения диагностики нами были сформулированы критерии и показатели, в соответствии с которыми, предполагалось проводить диагностику.

Таблица 1

Критерии оценки знаний старших дошкольников обытовой культуре русского народа

Критерии

Показатели

Информационно-познавательный критерий

1. Знание названий русского национального жилища.

2. Знание названий комнат русского национального жилища и деталей интерьера.

3. Знание предметов домашнего обихода и их назначение.

4.Знание деталей русского национального костюма

Эмоционально-ценностный критерий

Наличие устойчивого эмоционально — окрашенного интереса к бытовой культуре русского народа.

Действенно-практический критерий

Умение использовать имеющиеся знания о быте русского народа в игровой, самостоятельной и практической деятельности старших дошкольников.

Диагностика проводится в три серии.

В первой серии проверяется:

а) знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?». Содержание: испытуемому загадываются загадки (5–10) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов;

б) знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры «Перепутанная одежда». Содержание: детям предлагаются набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и обуви и русского национального костюма (10 картинок), нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.

в) знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки Матрены». Содержание: на фоне тематического уголка, стилизованного под русскую избу, дети приходят в гости к русской бабушке Матрене. Им предлагается назвать русские национальные блюда (от 3 до 5), какими может угощать их бабушка Матрена. Максимальное количество баллов 5.

Во второй серии эксперимента проверяется интерес ребенка к бытовой культуре русского народа и желание получить новые знания о ней. Оценка эмоционально-ценностного критерия проводится с помощью опроса каждого ребенка. Содержание: детям предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся быта русского народа. Ребенок может получить до 3 баллов: 3 балла — активно интересуется бытовой культурой русского народа и хочет получить дополнительные знания, 2 балла — интересуется с подачи воспитателя, 1 балла — мало интересуется, 0 баллов — не интересуется вообще.

В третьей серии проводится оценка:

а) умение воспроизводить характерные признаки предметов русского национального и народного костюма в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисовании. Содержание: детям загадываются загадки (3–5) о предметах быта, и предлагается нарисовать, слепить или сделать аппликацию отгадки. За каждый правильный ответ 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов.

б) умение использовать в соответствии с назначением предметы русского быта и национального костюма в процессе самостоятельной деятельности с помощью наблюдения за детьми. Содержание: в тематических уголках выкладываются игрушечные атрибуты быта русского народа и элементы русского народного костюма. Ребенок может получить до 3 баллов: 3 балла — активно и по назначению использует атрибуты бытовой культурой русского народа в процессе игры, 2 балла — использует с подачи воспитателя,1 — мало пользуется, 0 баллов — не пользуется вообще.

Высокий уровень 25–31 балл: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.

Средний уровень 24–12 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.

Низкий уровень 11–0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.

После проведения диагностики в соответствии с вышеописанными критериями, мы получили следующие результаты:

Таблица 2

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского

Уровни

Старшая дошкольная группа

Кол-во детей

%

Высокий

5

17,8

Средний

10

35,7

Низкий

13

46,5

Для наглядности покажем эти данные графически:

Рис. 1. Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

По результатам проведенных исследований мы можем сделать вывод, что уровень знаний детей старшего дошкольного возраста, к сожалению, находится на достаточно низком уровне. Поэтому мы считаем, что планирование, организация и внедрение мероприятий по повышению уровня знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа в воспитательно-образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях в настоящее время является актуальным и своевременным.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб.метод.пособие./ О. Л. Князева, М. Д. Маханева — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 300с.
  2. Лотман М. Ю. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург «Искусство — СПБ», 1994. — 390 с.
  3. Микляева Н. В. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Москва, 2005. — 153 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, бытовая культура, балл, ребенок, старший дошкольный возраст, предмет быта, знание, русский национальный костюм, подача воспитателя, русское национальное жилище.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

1. Тема. «Русские народные истоки». 2. Исполнители. Воспитатели, дети старшей группы, родители. 3.

— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления.

Педагогические условия приобщения детей старшего...

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре. Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

— СПб.: Акцидент, 1997. 3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным...

Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

КВН «Знатоки русской народной культуры». Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре. ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

1. Тема. «Русские народные истоки». 2. Исполнители. Воспитатели, дети старшей группы, родители. 3.

— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления.

Педагогические условия приобщения детей старшего...

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре. Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

— СПб.: Акцидент, 1997. 3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным...

Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

КВН «Знатоки русской народной культуры». Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре. ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

1. Тема. «Русские народные истоки». 2. Исполнители. Воспитатели, дети старшей группы, родители. 3.

— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления.

Педагогические условия приобщения детей старшего...

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре. Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

— СПб.: Акцидент, 1997. 3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным...

Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

КВН «Знатоки русской народной культуры». Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре. ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

1. Тема. «Русские народные истоки». 2. Исполнители. Воспитатели, дети старшей группы, родители. 3.

— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам...

Дети старше — подготовительной группы пользуются ей эпизодически с воспитателем. При ознакомлении с русской горницей младшие дошкольники знакомятся с предметами быта русской избы, с их назначением, способами изготовления.

Педагогические условия приобщения детей старшего...

В статье рассматривается актуальность и сущность процесса приобщения детей к народной культуре, условия приобщения к народной культуре. Ключевые слова: народная культура, дошкольный возраст, приобщение к народной культуре, культура бурятского народа...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной...

Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

— СПб.: Акцидент, 1997. 3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным...

Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

КВН «Знатоки русской народной культуры». Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре. ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Задать вопрос