Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 26.02.2015

Статья просмотрена: 1394 раза

Библиографическое описание:

Безматерных, Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа / Т. В. Безматерных, Л. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/49/ (дата обращения: 19.04.2024).

Патриотическое воспитание дошкольников — важная задача дошкольной образовательной организации. С детских лет педагоги знакомят ребенка с традициями своего народа, его культурой и достижениями. Особое место в этом направление отводится ознакомлению детей с историей проведения определенных праздников и подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях. Для этого можно использовать различные приемы: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам, поиск информации о празднике и истории его проведения, подготовка выставок детских работ и т. д.

Предлагаем вариант ознакомления дошкольников с праздником Нового года, с Дедом Морозом

Комплексно-тематический план по ознакомлению детей 4–5 лет с праздником Нового года и Дедом Морозом.

Цель: Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике.

Задачи:

-          Формировать первичные ценностные представления о добре и зле.

-          Воспитывать добрые взаимоотношения друг с другом

-          Развивать коммуникативные навыки

-          Развивать умение предоставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки

-          Развивать умение выразительно и громко читать стихи

-          Развивать артистичность

Предварительная работа:

-          Беседы «Скоро, праздник Новый год», «Как встречают Новый год в России»

-          Рассматривание иллюстраций, открыток, книг

-          Просмотр презентаций «Где живет Дед мороз», «Мороз и солнце»

-          Изготовление поделок на выставку «Новогодний сюрприз» участие детей и родителей

-          Изготовление игрушек на оформление коридора и групповой комнаты

-          Оформление украшение к Новогоднему празднику

-          Изготовление с детьми пригласительных билетов на Новогодний праздник

-          Коллективная работа стенгазете «Шел по лесу Дед Мороз»

-          Подготовка к празднику: заучивание стихов, танцев, песен.

Содержание

Примечание

I этап

«Сюрпризный момент»

Дед Мороз проходит вокруг детского сада, заглядывает в окна, машет рукой.

Разработка новогоднего сценария

Составления письма Деду Морозу

II этап

«Встреча с Дедом Морозом»

Дед Мороз приходит к детям в группу и приносит елочку, игрушки, книжки про Новый год, игрушки- забавы, снежки, мультфильмы о Новом годе.

Дети вместе с дедушкой украшают елочку, читают стихи, поют песенку, и приглашают его на праздник, который готовят в подарок деду Морозу. Вручают пригласительный билет.

Подготовка костюмов и реквизита к празднику

Распределения ролей родителям к сказке «Петушок приглашает друзей»

Репетиции с родителями

 

III этап

«Мы на елочку пришли»

Праздник долгожданный к нам

пришел. Дед мороз принес всем сказку и подарки.

Постановка новогодней сказки «Петушок приглашает друзей»

Совместный праздник родителей и детей

 

Очень важно чтобы в роли деда Мороза был мужчина, для того чтобы сказка у детей оставалась подольше, пусть они верят в неё… Заключением праздника является прощание с елочкой до следующего года.

Далее в продуктивной деятельности дети отражают свои впечатления от мероприятия.

Особое место в системе работы занимает знакомство с другими русскими традициями. Предлагаем вариант перспективного плана работы по ознакомлению детей 4–5 лет с традициями русского народа.

 

Дата

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1.      Анкетирование.

2.      Музыкально игровая программа «Сказание о русских традициях».

3.      Беседа о труде русского народа (распределение обязанностей взрослых и детей в семье).

Воспитатели

Родители

Октябрь

1.      Знакомство детей с русскими народными сказками (кто написал сказки и чему нас учат они).

2.      Посещение библиотеки.

3.      Чтение русских народных сказок в детском саду и дома

4.      Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Воспитатели

Родители

Декабрь

1.      Встреча с интересными людьми «Традиции русского чая»

2.      Чтение и заучивание потешек.

3.      Подготовка к Новогоднему празднику «Скоро, скоро развеселый, распрекрасный Новый год»

4.      Изготовление елочных игрушек в русском народном стиле. Выставка игрушек.

5.      Мастерим костюм для сказки.

6.      Спортивный праздник «Мороз-красный нос»

Родители

Воспитатели Инструктор физкультуры

Январь

1.       Поход «Зимние забавы».

2.      Фотовыставка «Мы мороза не боимся!»

3.      Беседа «Рождество и святки». Встреча с интересными людьми (как бабушки праздновали этот праздник)

4.      Печем медовые пряники. Сладкий стол с бабушками.

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

Февраль

1.      День защитников Отечества.

2.      Кружок «Волшебный квадрат»

3.      Конкурс «Мы — Россияне»

4.      Спортивно-патриотический праздник «Русские богатыри»

Воспитатели

Папы

Инструктор физкультуры:

Март

1.      Беседа «Масленица — что это?»

2.      Встреча с интересными людьми. «Блинная неделя»

3.      Катание на лошадях

4.      Развлечение «Молодецкие забавы»

Воспитатели

Родители

Инструктор физкультуры

Апрель

1.      Шуточная спортивно-игровая программа «Ералаш».

2.      «Накануне Пасхи». Посиделки с родителями.

3.      Пасхальные развлечения.

4.      Конкурс «Наши узоры» (орнамент русского костюма)

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

Июнь

Июль

Август

 

1.      Праздник русской березки.

2.      Купалинка — ночь маленька…

3.      Водно-спортивный праздник «День Ивана Купала»

4.      Викторина «Иван — травник»

5.      Театрализованная игра по русским народным сказкам.

6.      Чтение сказок родителями.

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

 

Таким образом, подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях способствует развитию познавательного интереса и творческой активности не только детей, но и родителей.

 

Литература:

 

1.         Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992г.

2.         Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-М.: Детство-Пресс2002г.

3.         Запорожец А. В., Неверович Я. З., Калелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада — М.:, Просвещение 1995–176с.

4.         Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники.- М.: Искусство, 2004

5.         Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев.- М., 2004

Основные термины (генерируются автоматически): инструктор физкультуры, родитель, ознакомление детей, ребенок, сказка, III, активное участие, детский сад, особое место, русский народ.

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

организовать для детей просмотр русских народных сказок в условиях детского сада; организовать показ спектаклей детьми для родителей и воспитанников других групп.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

- физкультурный инструктор проводит подвижные игры разных народов нашей страны

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

«Просвещение», 1987. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством.

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Традиционное использование русской народной сказки...

Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимали участие все дети.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной.

Для детей младшего дошкольном возраста необходимо свободное пространство, где они могут быть в активном движении — лазании...

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

организовать для детей просмотр русских народных сказок в условиях детского сада; организовать показ спектаклей детьми для родителей и воспитанников других групп.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

- физкультурный инструктор проводит подвижные игры разных народов нашей страны

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родитель...

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

«Просвещение», 1987. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством.

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Традиционное использование русской народной сказки...

Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимали участие все дети.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной.

Для детей младшего дошкольном возраста необходимо свободное пространство, где они могут быть в активном движении — лазании...

Задать вопрос