Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 марта, печатный экземпляр отправим 2 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 26.02.2015

Статья просмотрена: 1458 раз

Библиографическое описание:

Безматерных, Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа / Т. В. Безматерных, Л. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/49/ (дата обращения: 17.03.2025).

Патриотическое воспитание дошкольников — важная задача дошкольной образовательной организации. С детских лет педагоги знакомят ребенка с традициями своего народа, его культурой и достижениями. Особое место в этом направление отводится ознакомлению детей с историей проведения определенных праздников и подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях. Для этого можно использовать различные приемы: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам, поиск информации о празднике и истории его проведения, подготовка выставок детских работ и т. д.

Предлагаем вариант ознакомления дошкольников с праздником Нового года, с Дедом Морозом

Комплексно-тематический план по ознакомлению детей 4–5 лет с праздником Нового года и Дедом Морозом.

Цель: Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике.

Задачи:

-          Формировать первичные ценностные представления о добре и зле.

-          Воспитывать добрые взаимоотношения друг с другом

-          Развивать коммуникативные навыки

-          Развивать умение предоставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки

-          Развивать умение выразительно и громко читать стихи

-          Развивать артистичность

Предварительная работа:

-          Беседы «Скоро, праздник Новый год», «Как встречают Новый год в России»

-          Рассматривание иллюстраций, открыток, книг

-          Просмотр презентаций «Где живет Дед мороз», «Мороз и солнце»

-          Изготовление поделок на выставку «Новогодний сюрприз» участие детей и родителей

-          Изготовление игрушек на оформление коридора и групповой комнаты

-          Оформление украшение к Новогоднему празднику

-          Изготовление с детьми пригласительных билетов на Новогодний праздник

-          Коллективная работа стенгазете «Шел по лесу Дед Мороз»

-          Подготовка к празднику: заучивание стихов, танцев, песен.

Содержание

Примечание

I этап

«Сюрпризный момент»

Дед Мороз проходит вокруг детского сада, заглядывает в окна, машет рукой.

Разработка новогоднего сценария

Составления письма Деду Морозу

II этап

«Встреча с Дедом Морозом»

Дед Мороз приходит к детям в группу и приносит елочку, игрушки, книжки про Новый год, игрушки- забавы, снежки, мультфильмы о Новом годе.

Дети вместе с дедушкой украшают елочку, читают стихи, поют песенку, и приглашают его на праздник, который готовят в подарок деду Морозу. Вручают пригласительный билет.

Подготовка костюмов и реквизита к празднику

Распределения ролей родителям к сказке «Петушок приглашает друзей»

Репетиции с родителями

 

III этап

«Мы на елочку пришли»

Праздник долгожданный к нам

пришел. Дед мороз принес всем сказку и подарки.

Постановка новогодней сказки «Петушок приглашает друзей»

Совместный праздник родителей и детей

 

Очень важно чтобы в роли деда Мороза был мужчина, для того чтобы сказка у детей оставалась подольше, пусть они верят в неё… Заключением праздника является прощание с елочкой до следующего года.

Далее в продуктивной деятельности дети отражают свои впечатления от мероприятия.

Особое место в системе работы занимает знакомство с другими русскими традициями. Предлагаем вариант перспективного плана работы по ознакомлению детей 4–5 лет с традициями русского народа.

 

Дата

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1.      Анкетирование.

2.      Музыкально игровая программа «Сказание о русских традициях».

3.      Беседа о труде русского народа (распределение обязанностей взрослых и детей в семье).

Воспитатели

Родители

Октябрь

1.      Знакомство детей с русскими народными сказками (кто написал сказки и чему нас учат они).

2.      Посещение библиотеки.

3.      Чтение русских народных сказок в детском саду и дома

4.      Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Воспитатели

Родители

Декабрь

1.      Встреча с интересными людьми «Традиции русского чая»

2.      Чтение и заучивание потешек.

3.      Подготовка к Новогоднему празднику «Скоро, скоро развеселый, распрекрасный Новый год»

4.      Изготовление елочных игрушек в русском народном стиле. Выставка игрушек.

5.      Мастерим костюм для сказки.

6.      Спортивный праздник «Мороз-красный нос»

Родители

Воспитатели Инструктор физкультуры

Январь

1.       Поход «Зимние забавы».

2.      Фотовыставка «Мы мороза не боимся!»

3.      Беседа «Рождество и святки». Встреча с интересными людьми (как бабушки праздновали этот праздник)

4.      Печем медовые пряники. Сладкий стол с бабушками.

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

Февраль

1.      День защитников Отечества.

2.      Кружок «Волшебный квадрат»

3.      Конкурс «Мы — Россияне»

4.      Спортивно-патриотический праздник «Русские богатыри»

Воспитатели

Папы

Инструктор физкультуры:

Март

1.      Беседа «Масленица — что это?»

2.      Встреча с интересными людьми. «Блинная неделя»

3.      Катание на лошадях

4.      Развлечение «Молодецкие забавы»

Воспитатели

Родители

Инструктор физкультуры

Апрель

1.      Шуточная спортивно-игровая программа «Ералаш».

2.      «Накануне Пасхи». Посиделки с родителями.

3.      Пасхальные развлечения.

4.      Конкурс «Наши узоры» (орнамент русского костюма)

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

Июнь

Июль

Август

 

1.      Праздник русской березки.

2.      Купалинка — ночь маленька…

3.      Водно-спортивный праздник «День Ивана Купала»

4.      Викторина «Иван — травник»

5.      Театрализованная игра по русским народным сказкам.

6.      Чтение сказок родителями.

Инструктор физкультуры

Воспитатели

Родители

 

Таким образом, подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях способствует развитию познавательного интереса и творческой активности не только детей, но и родителей.

 

Литература:

 

1.         Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992г.

2.         Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-М.: Детство-Пресс2002г.

3.         Запорожец А. В., Неверович Я. З., Калелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада — М.:, Просвещение 1995–176с.

4.         Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники.- М.: Искусство, 2004

5.         Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев.- М., 2004

Основные термины (генерируются автоматически): инструктор физкультуры, родитель, ознакомление детей, ребенок, сказка, III, активное участие, детский сад, особое место, русский народ.
Задать вопрос