Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа
Авторы: Безматерных Татьяна Вячеславовна, Пономарева Любовь Александровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 26.02.2015
Статья просмотрена: 1458 раз
Библиографическое описание:
Безматерных, Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа / Т. В. Безматерных, Л. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/49/ (дата обращения: 17.03.2025).
Патриотическое воспитание дошкольников — важная задача дошкольной образовательной организации. С детских лет педагоги знакомят ребенка с традициями своего народа, его культурой и достижениями. Особое место в этом направление отводится ознакомлению детей с историей проведения определенных праздников и подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях. Для этого можно использовать различные приемы: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам, поиск информации о празднике и истории его проведения, подготовка выставок детских работ и т. д.
Предлагаем вариант ознакомления дошкольников с праздником Нового года, с Дедом Морозом
Комплексно-тематический план по ознакомлению детей 4–5 лет с праздником Нового года и Дедом Морозом.
Цель: Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике.
Задачи:
- Формировать первичные ценностные представления о добре и зле.
- Воспитывать добрые взаимоотношения друг с другом
- Развивать коммуникативные навыки
- Развивать умение предоставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки
- Развивать умение выразительно и громко читать стихи
- Развивать артистичность
Предварительная работа:
- Беседы «Скоро, праздник Новый год», «Как встречают Новый год в России»
- Рассматривание иллюстраций, открыток, книг
- Просмотр презентаций «Где живет Дед мороз», «Мороз и солнце»
- Изготовление поделок на выставку «Новогодний сюрприз» участие детей и родителей
- Изготовление игрушек на оформление коридора и групповой комнаты
- Оформление украшение к Новогоднему празднику
- Изготовление с детьми пригласительных билетов на Новогодний праздник
- Коллективная работа стенгазете «Шел по лесу Дед Мороз»
- Подготовка к празднику: заучивание стихов, танцев, песен.
№ |
Содержание |
Примечание |
I этап |
«Сюрпризный момент» Дед Мороз проходит вокруг детского сада, заглядывает в окна, машет рукой. |
Разработка новогоднего сценария Составления письма Деду Морозу |
II этап |
«Встреча с Дедом Морозом» Дед Мороз приходит к детям в группу и приносит елочку, игрушки, книжки про Новый год, игрушки- забавы, снежки, мультфильмы о Новом годе. Дети вместе с дедушкой украшают елочку, читают стихи, поют песенку, и приглашают его на праздник, который готовят в подарок деду Морозу. Вручают пригласительный билет. |
Подготовка костюмов и реквизита к празднику Распределения ролей родителям к сказке «Петушок приглашает друзей» Репетиции с родителями
|
III этап |
«Мы на елочку пришли» Праздник долгожданный к нам пришел. Дед мороз принес всем сказку и подарки. |
Постановка новогодней сказки «Петушок приглашает друзей» Совместный праздник родителей и детей |
Очень важно чтобы в роли деда Мороза был мужчина, для того чтобы сказка у детей оставалась подольше, пусть они верят в неё… Заключением праздника является прощание с елочкой до следующего года.
Далее в продуктивной деятельности дети отражают свои впечатления от мероприятия.
Особое место в системе работы занимает знакомство с другими русскими традициями. Предлагаем вариант перспективного плана работы по ознакомлению детей 4–5 лет с традициями русского народа.
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
Сентябрь |
1. Анкетирование. 2. Музыкально игровая программа «Сказание о русских традициях». 3. Беседа о труде русского народа (распределение обязанностей взрослых и детей в семье). |
Воспитатели Родители |
Октябрь |
1. Знакомство детей с русскими народными сказками (кто написал сказки и чему нас учат они). 2. Посещение библиотеки. 3. Чтение русских народных сказок в детском саду и дома 4. Выставка рисунков «Моя любимая сказка». |
Воспитатели Родители |
Декабрь |
1. Встреча с интересными людьми «Традиции русского чая» 2. Чтение и заучивание потешек. 3. Подготовка к Новогоднему празднику «Скоро, скоро развеселый, распрекрасный Новый год» 4. Изготовление елочных игрушек в русском народном стиле. Выставка игрушек. 5. Мастерим костюм для сказки. 6. Спортивный праздник «Мороз-красный нос» |
Родители Воспитатели Инструктор физкультуры |
Январь |
1. Поход «Зимние забавы». 2. Фотовыставка «Мы мороза не боимся!» 3. Беседа «Рождество и святки». Встреча с интересными людьми (как бабушки праздновали этот праздник) 4. Печем медовые пряники. Сладкий стол с бабушками. |
Инструктор физкультуры Воспитатели Родители |
Февраль |
1. День защитников Отечества. 2. Кружок «Волшебный квадрат» 3. Конкурс «Мы — Россияне» 4. Спортивно-патриотический праздник «Русские богатыри» |
Воспитатели Папы Инструктор физкультуры: |
Март |
1. Беседа «Масленица — что это?» 2. Встреча с интересными людьми. «Блинная неделя» 3. Катание на лошадях 4. Развлечение «Молодецкие забавы» |
Воспитатели Родители Инструктор физкультуры |
Апрель |
1. Шуточная спортивно-игровая программа «Ералаш». 2. «Накануне Пасхи». Посиделки с родителями. 3. Пасхальные развлечения. 4. Конкурс «Наши узоры» (орнамент русского костюма) |
Инструктор физкультуры Воспитатели Родители |
Июнь Июль Август
|
1. Праздник русской березки. 2. Купалинка — ночь маленька… 3. Водно-спортивный праздник «День Ивана Купала» 4. Викторина «Иван — травник» 5. Театрализованная игра по русским народным сказкам. 6. Чтение сказок родителями. |
Инструктор физкультуры Воспитатели Родители |
Таким образом, подготовка дошкольников к активному участию в праздничных мероприятиях способствует развитию познавательного интереса и творческой активности не только детей, но и родителей.
Литература:
1. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992г.
2. Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-М.: Детство-Пресс2002г.
3. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Калелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада — М.:, Просвещение 1995–176с.
4. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники.- М.: Искусство, 2004
5. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев.- М., 2004