Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 14.08.2017

Статья просмотрена: 7700 раз

Библиографическое описание:

Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.

− Занятия (обрядовые, игровые)

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

− Народные игры; атрибуты для игр

− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).

Таблица 1

План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре

Месяц итема

Формы работы

Сентябрь

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

Игровая кукла Узелковая.

Праздник урожая.

Осенины.

Кукла Крупеничка.

НОД: «Народные праздники на Руси».

Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка».

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?»

Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину.

Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя».

Разучивание пословиц об осени.

Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки».

Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения.

СРИ: «Хозяйка избы».

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Октябрь

«Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Кукла Десятиручка.

Игровая кукла Пеленашка.

Кукла-неразлучники.

НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье.

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Просмотр презентации «Игровые куклы».

Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка».

Развлечение «Осенние посиделки».

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен.

С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки.

Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой».

Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка)

Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа».

Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память.

Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу».

ДИ: «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались.

«Расставь по порядку».

Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная).

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает».

Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость.

Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

КВН:

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Ноябрь

Праздник Параскевы-Пятницы.

Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница».

Праздник Кузьминки.

Кукла Филипповка.

Кукла Кувадка.

Кукла «Капустка».

Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки».

Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка.

Цель: Познакомить с историей этих кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).

НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады.

Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки.

Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ).

Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок.

Заучивание колыбельной песни:

«Люли-люли, люленьки».

Народная игра «Платок», «Капуста».

Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Изготовление куклы Капустки.

Развлечения «Игры наших бабушек».

Рисование «Моя любимая тряпичная куколка».

Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения.

Театрализованное представление «У бабушки в деревне».

ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала).

Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления.

«Собери обряд».

Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Цель: закрепление знаний.

Декабрь

Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком.

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Кукла «Зайчик на пальчик».

Святки.

Кукла Спиридона-Солнцеворота.

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

НОД: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте.

Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот.

Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы».

Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла.

«Одень куклу».

Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук.

Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами.

Народные игры «Золотые ворота».

Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука».

СРИ: «Мастерская кукол».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать».

Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная».

Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой.

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества».

«Куклы Коляда и Коза».

Кукла Рождественский ангел.

Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования.

Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек.

Изготовление куклы «Ангел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

ДИ Лото «Народные куклы».

Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Разучивание поговорок и пословиц о празднике.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты.

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле.

НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла.

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Развлечение «Святки-колядки».

«Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками.

СРИ: «В гости к бабушке».

Викторина.

Февраль

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Обереговая кукла Масленица.

Кукла малышок-голышок

Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок.

Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.

Народная игра «Три ноги».

ДИ: «Найди свой праздник».

Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников).

Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно».

Показ мультимедийной презентаций.

Праздник «Масленица».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка».

Народные игры «Карусель».

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Конструирование из конструктора «Дом для куклы»

НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя.

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Изготовление куклы «Малышок-голышок».

Пальчиковая игра «Куколка».

Март

Встреча весны.

Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка

Кукла «Ведучка», «Мамушка».

Кукла «Мартиничка».

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна».

НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка».

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Куклы из бабушкиного сундука».

Изготовление кукол Мартиничек.

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле».

ДИ: Круги Луллия.

Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление.

Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление.

Апрель

Пасха.

Куклы Вербница и Пасха.

«Кукла Птица-Радость».

Кукла-Бессонница

Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок».

Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука».

Беседа оназначении куклы Птица- Радость.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

П/и «Игры с крашенками».

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Рассказ о кукле «Бессонница».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».

Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница)

Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство.

ДИ: «Составь узор для пасхального яичка».

Цель: Закреплять знание народных росписей.

Май

Праздник Купальница.

Кукла Конь-огонь.

Вознесение.

Кукла «Кукушка».

Изготовление куклы «Бабочка».

Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети).

«Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы».

Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

КВН «Знатоки русской народной культуры».

Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре.

ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим.

«Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол.

«Куклы народных праздников».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям.

Июнь

Праздник «Троица».

Кула «Кубышка-Травница».

Кукла «Отдарок-на-подарок».

Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница»

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки.

Мнемотаблица (Травница).

Цель: Учить отгадывать закодированное слово.

Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок».

Июль

Праздник Ярилины именины.

Кукла Ярило.

Праздник Ивана-Купалы.

Кукла Покосница.

Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница».

Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла».

ДИ: «Календарь народной куклы».

Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Август

Обряд первого снопа.

Куколка первого снопа — Жница.

Кукла «Колокольчик».

Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница».

Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали».

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Кроссворд: «Народная кукла».

Цель: Развивать память, логическое мышление.

Изготовление куклы «Колокольчик».

Литература:

  1. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
  2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
  3. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
  4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  5. «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
  7. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
  8. Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
  9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
  11. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
  13. https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._widdowson_d.-288700.htm
Основные термины (генерируются автоматически): кукла, игра, праздник, ребенок, изготовление куклы, традиция, беседа, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь.

Ключевые слова

семейные ценности, народная культура, народные традиции, игрушка, народная тряпичная кукла

Похожие статьи

Актуальность самосознания и восстановление исторической...

кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен...

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

Куклы из прабабушкиного сундука

На Руси куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла.

- изучение и анализ литературы; - практическое освоение технологий изготовления различных народных кукол.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных...

Дидактические игры «Одень куклу в русский народный костюм.

Чтение с детьми русских народных сказок. Беседы с детьми о сказочных героях, их

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам. Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

5. Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.

Похожие статьи

Актуальность самосознания и восстановление исторической...

кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен...

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

Куклы из прабабушкиного сундука

На Руси куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла.

- изучение и анализ литературы; - практическое освоение технологий изготовления различных народных кукол.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи

Проект «Создание самодельных персонажей русских народных...

Дидактические игры «Одень куклу в русский народный костюм.

Чтение с детьми русских народных сказок. Беседы с детьми о сказочных героях, их

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам. Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

Духовно-нравственное взаимодействие в семье: кукла и ребенок

5. Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.