Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Демина Г. Д. Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки (для детей старшего дошкольного возраста) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2735/ (дата обращения: 23.05.2018).



Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области;

‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»;

‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;

‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя фантазию и творчество;

‒ Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края;

‒ Заинтересовать детей и их родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия;

‒ Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

Работа для детей возможна после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Музыкальный руководитель: Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью, вниманием и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство, прикладное искусство.

Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

В старину когда-то

Время не теряли,

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

Представьте себе быт наших предков ни телевизоров с сериалами, ни интернета, ни телефонов, ни офисов, ни аэропортов — вся жизнь строилась на цикле природы, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки. Эти куклы наполнялись особым смыслом, и имела свое личное предназначение. Какая — то куколка сжигалась как символ очищения, а какая — то наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в доме достаток привлекать. Изготовление кукол доставляло огромную радость, тем более, если мама с дочкой или с бабушкой делали вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

История тряпичной куклы закрутки.

‒ Первые человекообразные куклы появились вместе с человеком и олицетворяли они богов;

‒ Самые ранние куклы, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры;

‒ С давних времен в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой;

‒ Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что ее нельзя было мыть;

‒ Как и у других народов в русскую игрушку вкладывали особый смысл;

‒ В каждой семье хранилось много кукол — талисманов, они передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления;

‒ Выбросить, а тем более испортить, сломать, сжечь было грехом.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

В крестьянском быту Белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Мы — жители Белгородской области, и мы должны быть продолжателями наших традиций.

Волшебные свойства куклы.

‒ Она была участницей многих праздников и обрядов;

‒ Являлась символом счастья, добра, благополучия, символом продолжения рода, символом плодородия;

‒ Была оберегом. Куклы — обереги, оберегали людей, жилье, защищали от злых духов, смерти. Также эти куклы принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…

‒ В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

‒ Самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

Все куклы делались вручную. Делились на куклы-обереги, обрядовые, и игровые. Куклы обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Тряпичные куклы были в каждой семье, а в некоторых семьях их было около ста штук. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, с пяти лет начинали сами изготавливать первых кукол. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось. Считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. Когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука куколок, разноцветные лоскутки, маточки ниток, и начинала обучать внучку старинному искусству.

С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках.

Кукол берегли, когда девочка вырастала, она передавала их своим детям. Куколки — закрутки делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Постоянно в подготовительной к школе группе делаем с детьми куклу-закрутку.

Для изготовления куклы закрутки потребуется:

Белая ткань 20х20 см, сукно — 20х20см, платочек, повязка на голову, фартучек с пояском, юбка солнце клёш или вырезанная полу солнцем юбка, нитки, ножницы.

. C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4321.JPG

Последовательность изготовления куклы-закрутки:

Вначале берем сукно и сворачиваем валик;

‒ Затем завязываем нитками, желательно толстыми в области головы, туловища и ног;

‒ Затем берем белую ткань, сворачиваем косынкой,

‒ Далее делаем рукава подвернув уголочки ткани, чтобы было аккуратно;

‒ Теперь одеваем сарафан или юбку;

‒ Украшаем ее фартучком;

‒ Надеваем на голову повязку и покрываем платочком или шалью.

Получились вот такие красавицы!

C:\Users\Галина\Desktop\IMG_4354.JPG

Вместе с детьми сделали вот таких кукол. Дети с удовольствие играют в такие куклы. Через игру в куклы передаются духовно — нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, прививается любовь к русскому народному творчеству, приобщаемся к национальной культуре. Очень хорошо развивается мелкая моторика.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

И говорят: Нас вы не бросайте,

Нас не обижайте,

В доме вашем будем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Итог:

— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

— Если вы узнали для себя что-то новое и интересное, то возьмите смайликов по настроению.

Литература:

  1. Ботова С. И., Приставкина Т. А. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород 2000. -246с.
  2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 1999.-379с
  3. Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 560 с.
  4. Интернет-ресурсы.
Основные термины (генерируются автоматически): тряпичной куклы, Белгородской области, куклы закрутки, тряпичная кукла, быту Белгородского края, крестьянском быту Белгородского, применении тряпичной куклы, тряпичной куклы закрутки, бедных крестьянских семьях, Недостатком тряпичной куклы, оберег «тряпичной куклы, жители Белгородской области, изготовления куклы закрутки, Волшебные свойства куклы, человекообразные куклы, ранние куклы, Изготовление кукол, Тряпичные куклы, тряпичную куклу, Обрядовые куклы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос