Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 26.11.2015

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Трандина, О. П. Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле / О. П. Трандина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/484/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

С чего начинается Родина?

Как в песне поется: «... с картинки в твоем букваре». А с чего начинается Родина для маленького ребенка? Вот на этот вопрос я и хочу сегодня найти ответ.

Воспитание у детей нравственных, духовных и патриотических чувств.......

Здесь не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которого можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не считает себя патриотом. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные технологии.

Используя метод проектной деятельности, как более востребованный и современный метод работы, мной был разработан и успешно реализуется долгосрочный проект на тему: «Вместе с куклой я расту», главной целью которого является формирование у детей духовно-нравственных чувств. Красной нитью проекта проходит через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.

Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации.

Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.....

Что же послужило актуальностью моего проекта:

Анализ современного рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народную игрушку. Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы.

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи:

  1.                Обогащать знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видов кукол.
  2.                Знакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истоком русской народной культуры
  3.                Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.

Я приступила к реализации проекта: «Вместе с куклой я расту», который состоит из трех этапов:

На первом ориентировочном этапе:

          я тщательно изучила исторический и краеведческий материал, провелааналитический обзор методической литературы;

На втором моделирующем этапе:

          создала творческую группу взрослых и детей;

          ознакомила с проектной идеей и составила план совместного детско-родительского проекта.

На третьем деятельном этапе:

          привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки», где на встречах дети в сотворчестве с родителями изготавливали народные куклы из бересты, материи, и других материалов;

          вызвала интерес к показу мастер- класса, проведенный сотрудником Краеведческого музея на тему: «Игры и игрушки» (изготовление кукол из лоскутов)

          организовала создание мини-музея кукол.

Оригинальностью своего проекта я считаюобеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

          Создание мини-музея кукол, где собрана обширная коллекция национальных и народных кукол, который постоянно пополняется новыми экспонатами.

          периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в сотворчесве со взрослыми мастерят игрушки из различных материалов;

          ведется активное сотрудничество с Краеведческим музеем, где экскурсоводы рассказывают о русском быте, о семейных традициях, знакомят с предметами народной культуры, что способствует возрождению культурно-исторических ценностей нашего народа;

          собран обширный методический материал.

Чтобы интерес у ребят к народной кукле не угас, использую игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.

Обобщение: Так с чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, ее ласковой улыбки, колыбельной песни и конечно же с любимой игрушки.

 

Литература:

 

  1.      Бойко С. // Игрушки во все времена: археологические раскопки / Домашнее воспитание. -2001. -№ 4. –С.55–59.
  2.      Бойко С. // Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. -2011 — № 1. — С. 52–55.
  3.      Киселева Г. З. // Нравственно-эстетическое воспитание детей 5–7 лет средствами детской игрушки; Башкирский гос.пед.унт. — Уфа, 2001. — 21с.
  4.      Князева О. Л., М. Д. Маханева // Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: Учебно-методическое пособие:: рек. М-вом общего и прод. Образования РФ. — 2-е изд., перераб. и доп.- Спб.: Детство-Пресс, 2000.
  5.      Куликовская И. Э. //Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. –М.:Педагогическое общество России, 2002. -224с.
  6.      Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой // Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы.. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1987. -175 с.:ил.
  7.      Российская педагогическая энциклопедия/ гл. ред. В. В. Давыдов //Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // М.:БРЭ, 1993. — С.338–342.
Основные термины (генерируются автоматически): народная кукла, ребенок, кукла, Народная игрушка, Краеведческий музей, маленький ребенок, русская народная культура, Создание мини-музея кукол.

Похожие статьи

народная кукла, ребенок, кукла, Народная игрушка, Создание...

...кукла, Народная игрушка, Создание мини-музея кукол, русская народная культура, маленький ребенок, Краеведческий музей.

А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

В статье рассматривается вопрос о значении традиционной народной куклы в аспекте сохранения традиций и культуры. Указаны виды, назначение, наряд кукол. Особое место уделено образовательным задачам.

Куклы из прабабушкиного сундука

В статье представлен творческий проект, направленный на изучение и сохранение русских национальных традиций на примере создания образов русской народной куклы.

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Система работы с детьми и родителями по организации...

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Консультации, создание минимузея «Матрешки», совместное занятие детей и родителей.

Вот в одной семье родители решили сделать кукол из дерева.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман. Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось. Как маленькие солнышки. Куколки стоят.

Похожие статьи

народная кукла, ребенок, кукла, Народная игрушка, Создание...

...кукла, Народная игрушка, Создание мини-музея кукол, русская народная культура, маленький ребенок, Краеведческий музей.

А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

В статье рассматривается вопрос о значении традиционной народной куклы в аспекте сохранения традиций и культуры. Указаны виды, назначение, наряд кукол. Особое место уделено образовательным задачам.

Куклы из прабабушкиного сундука

В статье представлен творческий проект, направленный на изучение и сохранение русских национальных традиций на примере создания образов русской народной куклы.

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Система работы с детьми и родителями по организации...

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Консультации, создание минимузея «Матрешки», совместное занятие детей и родителей.

Вот в одной семье родители решили сделать кукол из дерева.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман. Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

Цель: Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Родителям тоже было поручено сделать кукол дома, вот что получилось. Как маленькие солнышки. Куколки стоят.

Задать вопрос