В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — текстильными и швейными фабриками; раскрывается преемственность сложившихся традиций Алтайского Дома моделей, его художников на примере создания коллекций широкого тематического диапазона студентами специальности «Художественное проектирование костюма», направления «Искусство костюма и текстиля» Алтайского государственного университета; дается характеристика творчеству молодого поколения, профессиональная деятельность которых связана с разработкой авторских проектов ансамблей костюма или единичных предметов различного назначения с обеспечением высокого уровня потребительских свойств и эстетических качеств.
Ключевые слова: мода, костюм, Алтайский Дом моделей, моделирование, коллекция
The article presents the development trend of the modeling of the costume in the Altai region; identified major differences Altai Houses Models. An integral part of the Altai simulation is considered as the interaction with industrial enterprises — textile and clothing factories; revealed the continuity of the traditions of the Altai Houses, his artists by the example of collections with broad thematic range students «Artistic designing of costume», direction «the Art of costume and textiles», Altai state University; the characteristic of the creativity of the younger generation, whose professional activity is connected with development of individual projects, ensembles, suit, or individual objects for various purposes with a high level of consumer properties and aesthetic qualities.
Keywords: fashion, costume, Altai Building models, modeling, collection
Развитие культурных ценностей в современном обществе воспринимается через призму развития исторических этапов предметной среды эпохи, в большей степени через образ человека. Немаловажная роль отводится и костюму.
Многообразие школ и студий моды в Алтайском крае свидетельствует о заложенных традициях в период советского моделирования ХХ века. Об этом также свидетельствуют конкурсы юных дизайнеров и модельеров: «Мода и время», «Сибирская капель», «Стиль. Стиль? Стиль!». Искусство костюма, относящееся к сфере декоративно-прикладного искусства, приобретает важное значение в современной культуре общества.
Удовлетворение потребностей людей в смене модных образцов костюма, решение задач моделирования одежды для швейной промышленности в ХХ веке было возложено на коллективы художников-модельеров, конструкторов, технологов Домов моделей.
Основные принципы массового костюма формировали первые Дома моделей одежды, которые появились в 30-е гг. ХХ века. Моделирование образцов костюма сводилось к удовлетворению естественных потребностей в обновлении. Смена мод как средство получения прибыли в социалистическом обществе всячески отчуждалась.
Разработкой и внедрением различного ассортимента одежды занимался Центральный ассортиментный кабинет технического управления Минлегпрома СССР, который в 1958 году был переименован во Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды Минлегпрома СССР (ВИАЛЕГПРОМ).
В 60–70-е гг. советское моделирование достигло определенных высот — было создано пятьдесят шесть Домов моделей, которые являлись центрами национальных школ моделирования, создавали новые виды одежды, обуви, аксессуаров, в которых сочетались общие принципы современных тенденций моды, учитывающие специфические особенности климатических условий, национальные традиции данной республики или края, производственную базу конкретных предприятий.
В Сибири действовало два дома моделей — в Барнауле (Алтайский Дом моделей, 1959) и Новосибирске. Художественным руководителем Алтайского Дома моделей с 1962 по 1986 гг. являлась Малышева Сталина Федоровна.
В 1964 году в городе Барнауле решением горсовета началось строительство салона бытовых услуг, в котором планировалось разместить экспериментальную лаборатория «Алтайкрайшвейбыта», к середине 80-х преобразованную в Краевой дом моделей (КДМ).
Благодаря слаженной работе модельеров и художников-текстильщиков художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината, основанной в 1962 году под руководством члена Союза художников СССР Г. А. Белышева, активно используя принципы народного искусства, органично сочетая их с современными формами, новые образцы моделей одежды снискали всеобщее восхищение при показе советских коллекций в СССР и за рубежом (рис.1). К 1982 г. коллектив мастерской разработал более 1300 рисунков для тканей. Сатины и ситцы Барнаульского ХБК (хлопчатобумажный комбинат) также экспонировались на международных выставках в Париже (1976), в Лейпциге (1977) [1, с.420–435].
Рис. 1. Эскизы моделей одежды. Белышев Г. А.
Алтайский Дом моделей — предприятие, которое разрабатывало образцы моделей, техническую документацию, включавшую комплект лекал для швейных предприятий, тем самым формировало коллекцию одежды швейных предприятий.
Художники Алтайского Дома моделей с коллекциями одежды посещали семинары, выставки в различных регионах Советского Союза. Так, например, в Свердловске была представлена коллекция женской одежды для дома, творческие поиски которой высоко оценили специалисты легкой промышленности. Все представленные модели получили высокую оценку и были опубликованы в журнале «Ленинградская мода» [2, там же].
Значительный вклад в развитие алтайского моделирования костюма внесла Малышева С. Ф., которая, уйдя на заслуженный отдых, передавала опыт художественного моделирования костюма сначала в Барнаульском филиале Всесоюзного заочного института текстильной и легкой промышленности (ВЗИТЛП), переименованном позднее в Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (РосЗИТЛП), затем в Институте текстильной и легкой промышленности Алтайского государственного технического университета им.И. И. Ползунова (ИТЛП АлтГТУим.И. И. Ползунова), а также в Алтайском государственном университете (АлтГУ).
Таким образом, сформированный процесс моделирования новых образцов одежды в Алтайском Доме моделей позволял удовлетворять спрос большого количества людей. Художники-модельеры разрабатывали определенные виды одежды, которые осваивались промышленным производством и соответствовали требованиям большинства потребителей.
В настоящее время, сложившиеся традиции процесса моделирования Алтайского Дома моделей, его художников, продолжают студенты специальности «Художественное проектирование костюма», направления «Искусство костюма и текстиля» Алтайского государственного университета, профессиональная деятельность которых связана с разработкой авторских проектов ансамблей костюма или единичных предметов различного назначения с обеспечением высокого уровня потребительских свойств и эстетических качеств. К таким объектам относятся изделия сценического, подиумного или повседневного характера.
Ежегодная выставка «В объективе — воплощенная идея художников-стилистов факультета искусств АлтГУ» демонстрирует проекты студентов факультета искусств, которые позволяют определить практическую и теоретическую подготовленность специалистов к выполнению профессиональных задач.
Студенты, применяя полученные знания в области мирового искусства, национальных особенностей культуры своей страны, эффективно используют традиционные и инновационные методы художественного проектирования в современном костюме. Поиск наиболее рациональных вариантов решений материалов, элементов и компонентов формы, объемно-пространственное и графическое проектирование, разработка композиционных, стилистических решений обращают студентов к различным творческим источникам.
Одним из основных направлений проектов является использование традиционных народных промыслов. Мотивы и элементы домовой резьбы Барнаула и Алтайского края нашли свое отражение в коллекции «Сны старого города» (Можаева Ксения, Хабарова Елена), которая удостоена дипломом II степени на международном конкурсе декоративно-прикладного искусства 2013 года (г.Актюбинск, Казахстан), (рис.2)
Рис. 2. Коллекция «Сны старого города», 2011.
Использование росписи Жостово в костюмах прет-а-порте ярко отражает синтез традиций и инноваций в современном костюме (Черников Алексей) (рис.3). Коллекция-победитель «Мода и Время» в номинации «Этнос» на международном конкурсе модельеров «Кутюрье года-2011» в г.Новосибирске.
Рис. 3. Коллекция «Мода и Время», 2011.
Архитектура Марокко вдохновилахудожника-стилиста Высоких Антонину на создание молодежных ансамблей, объединенных в коллекцию «Оазис Магриба» (рис.4), завоевавшую II место в номинации «Оберег» на международном конкурсе в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля» (г. Чебоксары, Чувашия, 2014 г.).
Рис.4. Коллекция «Оазис Магриба», 2012.
В «Белом безмолвии Джека Лондона» (рис.5) (Голованова Кристина, 2013г.) представлена интерпретация литературного произведения. Легкие шифоновые платья и вязаные крупные изделия, декорированные элементами, повязки с декоративными элементами, пояса, напоминающие упряжки собак. Использование контрастных и нюансных сочетаний, в которых композиция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую, позволяет передать «северный» образ. Палитра, наполненная холодной энергией, небольшое количество темных цветов создают выразительные акценты, уравновешивая яркие неоновые. В центре внимания фиолетовый, придающий палитре динамичность, делая ее более пикантной и словно наэлектризованной. Образы, разработанные автором, позволили стать бесспорным лидером на международном конкурсе в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля» (Рис.4.) (г. Чебоксары, Чувашия, 2014г.) и получить диплом I степени в номинации «Вне времени». Коллекция также удостоена специальным призом IX регионального профессионального конкурса дизайнеров одежды «Сибирская капель», 2013.
Рис. 5. Коллекция «Оазис Магриба», 2013.
Выявление возможностей использования техники макраме как способа декоративного оформления костюма достигнуто в коллекции Шкляевой Елены «Узелки времени», 2013 (Рис.6), в которой наглядно представлены варианты синтеза традиционных методов обработки изделий с техникой узелкового плетения, синтеза актуального художественного проектирования и декоративно-прикладного искусства в целом. Декор в виде плетеных изделий техники макраме придает комплектам неповторимый шарм, своеобразный характер, оригинальность.
Рис. 6. Коллекция «Узелки времени», 2013
Отметившийся в настоящее время повышенный интерес к исследованию истории и культуры казачьих регионов, связанных с возрождением российского казачества, не смог обойти стороной и художников-стилистов.
Каждая из представленных моделей коллекции «Девичья станица» (Рис.7) (Лисовол Оксана, 2013 г.) по мотивам традиционного костюма кубанских казаков многослойна, включает в себя как нижние платья и юбки из трикотажного полотна, так и верхние одежды из ткани большей плотности, центральная модель представлена в накидке, напоминающей традиционную казачью бурку. Основная цветовая гамма ансамблей — кумачовый, опаловый, темная бирюза, так же использована ткань с принтом, напоминающим набивку русского платка. Коллекция зрелищная по назначению, так как в целом имеет яркое образное решение самобытного национального костюма, эклектична по стилю: имеет ярко выраженные черты стиля «милитари» и «этно».
Рис.7. Коллекция «Девичья станица», 2013.
Для воплощения коллекции «Овидиевы превращения» (Бадина Анастасия, Дягилева Кристина, Олюх Анна, Губарева Ирина, Чаплыгина Валерия, Милосердова Евгения, Лисовол Оксана, 2011г.), вдохновением послужило произведение, написанное две тысячи лет назад в Древнем Риме Публием Овидием Назоном «Метаморфозы». Оно состояло из рассказов, в которых использовались греческие и римские мифы о чудесных превращениях богов и людей в животных и птиц, в растения и камни, в созвездия и реки. В XVIII веке книга Овидия была переведена на русский язык под названием «Овидиевы превращения», означающих неожиданную перемену, внезапное изменение кого-либо или чего-либо. Платья в античном стиле, складки, фалды — все это как нельзя лучше отражает идею коллекции. С помощью быстрых манипуляций получаются различные виды изделий. Подчиняясь фантазии, трансформируясь в платья, сарафаны, туники, юбки, топы, брюки они олицетворяют легкость, изысканность, утонченность и женственность, (рис.8).
Рис.8. Коллекция «Овидиевы превращения», 2011.
Коллективное творчество студентов нашло свое отражение в коллекции «Сказания птицы Сирин» (Тесля Дарья, Толстов Кирилл, Чернова Анна, Ануфриева Зоя, Зиновьева Любовь, Пяткова Анна, Чугаева Мария, Мамаева Анастасия, Павлова Юлия, Фомин Иван, 2013г.). Сказочная Сирин в древнерусских легендах представлялась сладкоголосой райской птицей с женской головой, поющей печальные песни и завораживающей путников. Образно-ассоциативная идея коллекции выражена в формообразовании ансамблей, в нарочито подчеркнутой имитации оперения, геометрическом орнаменте, спокойной естественной цветовой гамме, (рис.9).
Рис.9. Коллекция «Сказания птицы Сирин», 2013.
Коллекция «Межгалактические жемчужины» (Краузе Анна, 2011г.) — это создание и воплощение в жизнь образа девушки будущего, (рис.10). Будущее неразрывно связано с технологическими инновациями, в достаточнополном освоении космического пространства. Своеобразная геометрия формы, металлический блеск — неотъемлемые атрибуты будущего. Вдохновением к созданию коллекции послужило творчествопервого художника-космонавта Алексея Леонова, максимально реалистично передавшегов своих пейзажах эмоции и чувства, которые впервые испытал при виде нашей планеты из иллюминатора космического корабля. Огромные спирали циклонов, горные массивы, города, похожие на тлеющие костры — все это картины с космическими пейзажами звездного пространства, а также изображения далеких планет. За основу принят холодный металлический цвет, в котором оптимально отражена фактура космических кораблей, изображенных А.Леоновым. Декором является трансформация солнечных батарей спутников, которые выполнены как резанное квадратами зеркало. Шары разных размеров являются главным элементом декорирования коллекции, внесших смысловую нагрузку в название. Каждая модель подобна жемчужине, благодаря ее форме, гладкой фактуре и блеску. Коллекция неоднократно номинировалась на различных конкурса молодых дизайнеров: победитель в номинации «Эксперимент» на международном конкурсе модельеров «Кутюрье года» в г.Новосибирске; диплом лауреата IIIстепени VIII профессионального конкурса дизайнеров одежды «Сибирская капель» в номинации «Обострение чувств», г.Барнаул; участник XV Всероссийского конкурса молодых дизайнеров одежды «Формула моды: Восток-Запад», г.Омск, 2011.
Рис.10. Коллекция «Межгалактические жемчужины», 2011.
Широкий круг неисчерпаемых творческих интересов студентов-стилистов факультета искусств нашел свое отражение и в других тематических диапазонах представленных проектов.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в процессе формирования алтайской школы моделирования во второй половине ХХ века сложились устойчивые традиции, основанные на принципах русского народного творчества, органично сочетающихся с современными формами. Новые образцы моделей одежды в свое время снискали всеобщее восхищение при показе советских коллекций в СССР и за рубежом. В конце ХХ — начале XXIвека на Алтае возникают художественные учебные заведения, где образуются новые специальности, способствующие дальнейшему формированию и развитию алтайской школы моделирования. Так, например, в Алтайском государственном университете на факультете искусств, студенты специальности «Художественное проектирование костюма» направления «Искусство костюма и текстиля» своим творчеством продолжают традиции алтайской школы моделирования, эффективно используя традиционные и инновационные методы художественного проектирования в современном костюме. Представленные в данной работе коллекции, изображенные на фото, выполнены на факультете искусств студентами под руководством старшего преподавателя кафедры отечественного и зарубежного искусства Оксаны Александровны Бацыной.
Литература:
- Культура Алтая в послевоенный период. 1945–1980 годы // Очерки истории Алтайского края.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987.- С.420–435.