Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Некрасов, Р. В. Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры / Р. В. Некрасов, А. В. Пименова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98962/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повествовательно-смысловых аспектов.

Ключевые слова: гравюра на картоне, печатная графика, эстамп, этнокультурные образы.

Изобразительное искусство всегда являлось важной частью духовной жизни людей. На протяжении всей эволюции человечества, в разных частях земного света рождались и совершенствовались все новые формы воспроизведения художественных образов. Сегодня лидирующую позицию в авангарде современного искусства занимает цифровой формат. В то же время, классические печатные технологии с исключительным графическим языком, присущими им проектно-технологическими особенностями аранжировки художественных материалов и средств открывают широкую магистраль возможностей для воплощения уникальных художественно-образных замыслов творца.

Особую нишу в широком спектре искусства печатной графики занимает гравюра на картоне, художественное явление, на наш взгляд, обладающее значительным потенциалом технологических ресурсов, позволяющих ощутимо обогатить духовные и эмпирические силы художника, в том числе, способствовать успешной самореализации учащихся художественных вузов. Художник-график Л. Н. Зорин отмечает, что: «Технология гравюры на картоне — искусство практическое, и многие приемы и рецепты очень личные. Конечно, начинать заниматься этой техникой лучше под руководством, но поняв процесс, свой путь надо искать самому» [3, с. 3].

Исходя из нашего практического опыта, следует подчеркнуть, что плодотворное творческое развитие стимулируют удивительные характеристики обозначенной технологии. Гравюра на картоне позволяет создавать графические оттиски — эстампы двух видов: высокой и глубокой печати, при этом, в одной разработке можно сочетать обе технологии. Технологии дают разнообразную палитру для творческих экспериментов в черно-белой и цветной гравюре. Как правило, изображение воспроизводится благодаря трем основным тоновым градациям: гравированные области картонной печатной формы — клише (дают условно, черный тон), нетронутые области поверхности формы (дают условно, серый тон) и проклеенные области клише (дают условно, белый тон). Возможность получать с одной печатной формы целую серию разнохарактерных по визуальным эффектам эстампов (тираж). Особая магия кроется и за волшебной тканью непредсказуемости воспроизведения, другими словами, процесса проявления изображения на том или ином материале, чаще на акварельной или офортной бумаге. Результат, в большинстве случаев, чудесным образом отличается от ожиданий, а каждый новый оттиск имеет отличительные художественно-графические характеристики. На разнообразие изобразительных вариаций влияют манера нанесения типографской краски, способы снятия краски с формы перед печатью, свойства картона, приемы смешения красок.

В контексте нашей темы следует рассмотреть некоторые особенности графической интерпретации этнокультурных образов на примере учебных работ, исполненных в технике гравюра на картоне (глубокая печать). На рис. 1 представлена графическая композиция на тему: «Шуштӧм». Разработка тематической композиции основывалась на комплексе субъективных образно-смысловых ассоциаций автора, которые развивались в процессе творческого осмысления художественной идеи.

Графическая композиция «Шуштӧм»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Рис. 1. Графическая композиция «Шуштӧм»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Все лики графической композиции отождествляют характерные черты пермского звериного стиля. Феномен пермского звериного стиля, как художественного явления, связан с искусством металлопластики племён Приуралья I тысячелетия нашей эры, образы которого, по мнению многих учёных, основаны на их древних религиозных верованиях. Сложные зооморфные и зооантропоморфные образы пермского звериного стиля олицетворяли представления человека периода родоплеменного строя о всеобщей естественной связи в природе, а также вере в потусторонние миры и сверхъестественные силы [1, с. 5–9].

В верхней части графической композиции обозначено слово «Шуштӧм», оно начертано символами, взятыми из первого коми-зырянского алфавита ‒ анбур. Анбур — это коми азбука, созданная в XIV веке епископом Стефаном Пермским, названная по первым её буквам («Ан» и «Бур») [2]. Само слово «шуштӧм» с коми языка переводится как «жутко» или «страшно», однако в зависимости от контекста также может быть использовано для описания персонификации потусторонних сил, связанных с предчувствиями или видениями. Подтекст данной работы заключается в визуальной передаче с помощью изобразительных средств мироощущения древнего человека, его страх перед невидимыми, в то же время, всемогущественными духами, от воли которых зависит его жизнь.

Вторая работа под названием «Коми ныв» (рис. 2), является сакральным олицетворением памяти этно-археологического артефакта финно-угорского народа. На композиции изображена девушка в традиционной одежде. Детали лица не прорисованы, так как, по убеждению автора, такой подход придает образу обобщенные черты женского рода коми этноса, а не конкретного человека. В руках девушка держит форму в виде увеличенного кольца ‒ это древний коми промысловый календарь. По мнению исследователей культуры коми-зырян на этом солнечном календаре обозначены летнее и зимнее солнцестояния, он делится на 9 периодов в соответствии с допустимостью охоты на определённых промысловых животных [4]. В авторской графической интерпретации священный календарь олицетворяет один из значимых символов традиционной культуры коми народа. К тому же, круг сам по себе является знаковой фигурой. Он традиционно воплощает цикличность, бесконечность и круговорот бытия.

Девушка стоит на фоне с национальными орнаментальными мотивами, а в верхней части графической композиции скомпонована надпись — «коми ныв», также как и в первой работе, слова созданы на основе символов, взятых из первого коми алфавита — анбур. Слово «ныв» с коми языка переводится как «девушка» или «дочь». В данном графическом произведении оно ближе второму значению. В смысловом контексте данная работа воплощает идею преемственности поколений, сохранения памяти народа ‒ его материальной и духовной культуры. В качестве метафоры выступает дочь коми земли, держащая в руках символ традиционной культуры своего народа.

Графическая композиция «Коми ныв»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Рис. 2. Графическая композиция «Коми ныв»: а) печатная форма (клише); б) эстамп, PK2, А/Р, разработка А. В. Пименовой, 2022 г.

Палитра графической работы построена на взаимосвязи контрастных и нюансных сочетаний бихроматического спектра. При этом стилистические очертания образов предельно лаконичны (лапидарны), отсутствует светотеневая моделировка, соответственно, не выявлен и объемный характер воспроизведения. Все элементы композиции подчинены плоскости бумаги, тоновые градации которых приобретают художественную само ценность. По нашей мысли: «Любую творческую работу изобразительного характера уникальным делают избранные материалы и связанная с ними авторская техника исполнения. Особенности процесса создания анализируемой работы определила художественная техника — гравюра на картоне (глубокая печать), а вместе с ней творческая концепция и художественные предпочтения автора — выбор композиционных средств, графического языка стилизации, цветовой палитры. При этом индивидуальность выбора развивает чувство меры, иначе избыток различных приемов и фактур в одной работе может привести к плохой читаемости композиции» [5, с. 478].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить что, гравюра на картоне благодаря множеству художественно-выразительных возможностей и доступности материально-технического оснащения видится одним из самых эффективных способов приобщения учащихся к искусству эстампа. В результате проведенного анализа авторских учебных разработок было выявлено, что при грамотном подходе к осмыслению тематической графической композиции во взаимосвязи учета особенностей художественной технологии определяются важнейшие предпосылки для создания гармоничного соединения эстетических и этнокультурных аспектов в реализации образно-смысловых концепций в искусстве гравюры.

Литература:

  1. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. (Проблемы семантики). // М.: 1975. — 148 с.
  2. Грищенко, А. И. Новые находки памятников древнепермского языка и письма / А. И. Грищенко, В. В. Понарядов // Урало-алтайские исследования. — 2021. — № 4(43). — С. 7–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48356441 (дата обращения: 24.12.2022)
  3. Зорин, Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам / Л. Н. Зорин.  М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.  110 с.
  4. Конаков Н. Д., Власов А. Н., Ильина И. В. Мифология Коми / Науч. ред. В. В. Напольских ‒ М.: Издательство ДИК, 1999. ‒ 480 с.
  5. Некрасов Р. В. Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа / Некрасов Р. В., Разалиева А. А. // Молодой ученый. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. — № 16 (120). — С. 476–478.
Основные термины (генерируются автоматически): графическая композиция, глубокая печать, картон, пермский звериный стиль, печатная форма, верхняя часть, коми язык, печатная графика, традиционная культура, художественное явление.


Ключевые слова

печатная графика, гравюра на картоне, эстамп, этнокультурные образы

Похожие статьи

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий

В статье раскрываются особенности художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста посредством современных технологий. Рассматриваются такие технологии, как пластилинография, экспериментирование, нетрадиционное рисование, игровая технол...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Похожие статьи

Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством современных технологий

В статье раскрываются особенности художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста посредством современных технологий. Рассматриваются такие технологии, как пластилинография, экспериментирование, нетрадиционное рисование, игровая технол...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Задать вопрос