Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция»
Автор: Варданян Маринэ Вардановна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 10.10.2017
Статья просмотрена: 1014 раз
Библиографическое описание:
Варданян, М. В. Выполнение «Экслибриса» в художественной школе как первоначальный этап знакомства учащихся с линогравюрой в рамках реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Станковая композиция» / М. В. Варданян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 101-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13064/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассматривается опыт проведения занятий по линогравюре, начиная с графики малых форм — Экслибриса на уроках станковой композиции в системе дополнительного художественного образования.
Ключевые слова: Экслибрис, линогравюра, линия, тональное пятно, контраст, графика малых форм
Живопись, скульптура, рисунок- это виды изобразительного искусства, которые возникли еще в доисторические времена. Еще у первобытного человека появилась потребность запечатлеть окружающий его мир. Со временем, вместе с эволюцией социально- эстетических норм, мы имеем многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
В эпоху Возрождения появляется метод быстрого механического оттиска, с помощью которого стало возможным передать художественное изображение большим тиражом.
Гравировка, возникшая на рубеже XIV-XV вв. В Китае, долгое время была феноменом, который не выходил за пределы этой страны, но позже был широко признан и распространен по всей Европе и в России в частности.
История книжного оформления начинается в XVI веке: в это время выходят первые труды, касающиеся построения шрифтов и пропорций, такие как «Луг цветущий», написанный Жофруа Тори и «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера [1, с. 31].
Среди других искусств, гравюра занимает особое место. Это самый молодой вид изобразительного искусства, но в то же время вклад гравюры в развитие человечества имеет огромное, общекультурное значение.
Гравюра дала возможность развития книжной печати, одного из важнейших достижений человечества.
Но тиражность — это не единственное достоинство гравюры. Это особый вид изобразительного искусства, и у него есть свой язык, своя эстетика, свои особые возможности, отличающие его от других видов искусства. И в значительной степени, — оригинальность гравюры определяется ее многочисленными возможностями, разновидностями печати. Гравюра позволяет экспериментировать, но обладает гораздо более ограниченными возможностями, чем, например, живопись.
Основные средства гравюры — это линия и тональное пятно.
Линогравюра возникла гораздо позже, на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.
В рамках программы станковой композиции в системе дополнительного художественного образования занятия линогравюрой способствуют развитию творческих способностей учащихся. Гравюра на линолеуме занимает одно из лучших мест в станковой графике. На занятиях учащиеся знакомятся с новыми для них словами и понятиями, такими, как оттиск, эстамп, штихель, и так далее.
Благодаря своей доступности и относительной легкости при выполнении, линогравюра заняла достойное место в обучении детей печатной графике.
Линолеум- очень «податливый» материал для работы. Создание линогравюры не требует больших физических усилий, так же привлекает простата инструментов и оборудования — кусок линолеума и режущие инструменты-штихели (резцы). Задачи, стоящие перед педагогом, — воспитание в учащихся желания творить, заинтересовать их, еще больше увлечь детей в мир изобразительного искусства. Цветная линогравюра для учащихся является еще одним видом увлекательного занятия, которая способна разнообразить программу станковой композиции в художественных школах. Мир образов в детских рисунках различен, трудно представить себе всё многообразие тематики детских работ.
В детской художественной школе линогравюрой нужно заниматься, начиная от графики малых форм. В первом классе, только знакомясь с техникой линогравюры, не следует начинать с больших форматов, физически перегружая детей. Для таких работ прекрасно подходит знакомство с искусством графики малых форм — Экслибрисом.
Экслибрис — это книжный знак, вид изобразительного и книжного искусства, который получил широкое распространение в России. Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики, выполненные различными техниками, в том числе и в технике линогравюры. [2, с. 57] Для учащихся в возрасте 10- 12 лет перед тем, как преступать к выполнению экслибриса, будет полезно познакомиться с приемами стилизации. Нужно рассказать и наглядно показать три вида экслибрисов: гербовые (Рис. 1), вензелевые (Рис. 2) и сюжетные (Рис. 3).
Рис. 1. Гербовые экслибрисы
Рис. 2. Вензелевый экслибрис
Рис. 3. Сюжетные экслибрис
Перед тем, как приступать к работе с резцами, необходимо проверить наличие необходимых медицинских аптечек, которые по правилам техники безопасности, должны быть в каждом учебном заведении.
После беседы о технике безопасности, учащимся можно выдать штихели (резцы) для выполнения простейших упражнений на линолеуме. Резцы, которыми будут пользоваться учащиеся, обязательно должны быть острыми. Это обеспечивает легкое скольжение резца по линолеуму и предотвращает эффект «рваных линий».
Обязательно нужно приучить детей держать резец правильно: особое значение имеет то, как расположены кисти рук. Если резец в правой руке, то левую руку следует держать за резцом, для того чтобы избежать травмы. (Рис. 4).
Рис. 4. Правильное расположение рук во время работы с резцом
Необходимо познакомить с материалами и инструментами, которые понадобятся при работе. Резцы, линолеум, резиновые валики, типографская краска и все остальные материалы должны быть предварительно приготовлены для работы.
Знакомство с техникой линогравюры нужно начать с выполнений упражнений, для того, чтобы дети познакомились с резцами, отработали форму и глубину линии. Предварительные упражнения нужны так же для того, чтобы они увидели возможности выразительной линии и пятна, которые в дальнейшем могли бы использовать в работе.
Можно выполнить следующие упражнения на кусочках линолеума, примерно 10/10см.:
- Проведение простых горизонтальных линий, с разным расстоянием между линиями. Таким образом, получается своеобразная тоновая растяжка (Рис. 5).
- Вертикальные, волнистые линии. Можно выполнить это упражнение, применяя разный нажим на резец, так же, с разным расстоянием между линиями. (Рис. 6).
- Следующее упражнение — перекрестные вертикальные, горизонтальные, и наклонные линии, которые образуют маленькие клеточки и ромбы. (Рис. 7).
- Упражнение, с применением разного нажима на резец, для того, чтобы проследить, как меняется линия при разном нажиме. (Рис. 8).
- Горизонтальные овальные пятна, с разной частотой. Чем чаще выбраны пятна, тем светлее по тону будет данный участок работы. В данном упражнении используется штихель более широкого размера. (Рис. 9).
- То же самое упражнение выполняем от нижнего правого угла, направляя резец в верхний левый угол. В этом упражнении с помощью резца мы должны вырезать маленькие круглые пятна. (Рис. 10).
- Упражнение на выбор фона. Выполняем упражнение, разделяя работу диагонально. В правой стороне работы при печати мы должны получить темный фон с белыми пятнами. В левой части — вырезаем фон, оставляя маленькие кружочки, таким образом, при печати выбранный фон останется белым, а кружочки пропечатаются. (Рис. 11).
- В следующем упражнении научимся вырезать круги разного диаметра. Здесь нужно предварительно нанести рисунок на линолеум, для того, чтобы круги получались ровными. (Рис. 12).
- Следующие упражнения будем выполнять резцами, которые оставляют очень тонкий след. В левой стороне работы вертикальные непрерывные линии, в правой- вертикальные, штриховые линии. (Рис.13).
- Так же, используя тонкий резец, выполняем упражнение с наклонной линией таким образом, чтобы получить растяжку тона с помощью частоты линий. В левом верхнем углу более светлый тон, в правом нижнем — более темный. (Рис. 14).
- В последнем упражнении мы используем процарапывание поверхности линолеума. Если нанести с помощью валика тонкий слой краски, то можно получить своеобразную фактуру. (Рис. 15).
В процессе упражнений преподавателю следует внимательно следить за тем, как учащиеся работают с резцами, для того, чтобы на этапе простых упражнений приучить детей к технике безопасности. Это очень важно, потому что в любой момент резец может соскользнуть, и правильное положение рук предотвратит возможные травмы.
Предварительные упражнения
Рис. 5, 6, 7
Рис. 8, 9, 10
Рис. 11, 12, 13
Рис. 14, 15.
При гравировании следует помнить о том, что не нужно стараться в точности повторить линии эскиза. В любом случае, характер линий, которые мы получаем с помощью резца, отличается от карандашных линий. В этом есть своеобразная уникальность техники линогравюры. Не следует забывать и о том, что оттиски при печати получаются в зеркальном изображении. Поэтому, если в работе есть какие-либо надписи, как, например, в случае с экслибрисом, то работу нужно обязательно предварительно перевести в зеркальное изображение с помощью копировальной бумаги.
Учащиеся должны понимать, что такое экслибрис. Поэтому, перед тем, как приступить к выполнению эскизов, нужно рассказать и показать им разновидности и различные варианты экслибрисов. Возможно, провести виртуальный экскурс с показом экслибрисов.
После выполненных упражнений по линолеуму, можно приступить к эскизам. Необходимо отводить учеников от ненужных деталей, приучить их к обобщению, упрощению формы предметов. Эскизы должны быть небольшими, в натуральную величину будущей работы. После того, как карандашный эскиз выполнен, нужно проработать его в тоне. Можно взять тонированную бумагу, или предварительно тонировать тушью. Затем, белилами проработать все светлые участки работы. Такой способ позволяет сразу увидеть возможные неточности в эскизе и заранее их предотвратить.
Следующий этап- перенос эскиза на линолеум с помощью копировальной бумаги и гравирование резцами. После того, как работа готова к печати, на линолеум наносится типографская краска. Вместе с учащимися делаем несколько оттисков и выбираем наиболее удачный оттиск.
В заключении можно сказать о том, что, выполняя экслибрис, на уроках в художественной школе мы решаем несколько педагогических задач: Знакомство с техникой линогравюры, начиная с малых графических форм. Техника линогравюры увеличит арсенал возможностей учащихся для передачи выразительных образов в станковой композиции. Линогравюра помогает разнообразить учебный процесс, помогает еще больше увлечь детей изобразительным искусством.
Так же, познакомив детей с экслибрисом, мы еще раз обратим их внимание к книгам, к чтению. XXI век — это век компьютеров. Современные школьники все меньше обращаются к книге. Экслибрис — это еще один повод полюбить книгу, и чтение. Русский ученый-искусствовед, библиофил и коллекционер книг А. А. Сидоров сказал о экслибрисе:
«В своей основе книжный знак, ex libris, — это выявление любви и уважения к книге. Это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге». [3, с.38]
Литература:
- Владимиров, Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение / Л. И. Владимиров. —М.: Книга, 1988. —312 с.
- И. Н. Павлов Жизнь русского гравера. — М.: Академ.художеств СССР,1963.
- А. А. Сидоров Русская графика за годы Революции. 1917–1922. М.: Дом Печати, 1923
Похожие статьи
Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников
Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...
К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ
В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...
Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка
В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...
Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения
Статья посвящена эффективным способам предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующихся их областях. Значительное внимание уделяется изучению дискретной математики в школьном образовании. Авторами предложены введение в практику курса по ...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики детей
В статье подробно рассматривается вопрос влияния бисероплетения на развитие мелкой моторики детей. Работа написана на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, данных, полученных в ходе собственных наблюдений и практических...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами
В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...
Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»
Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.
Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся
Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...
Похожие статьи
Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников
Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...
К вопросу о методике работы над художественным текстом на уроке РКИ
В статье рассматриваются вопросы методики, связанные с чтением художественного текста на уроке РКИ. На примере текста «Подвиг» представлена последовательность работы над текстом в рамках урока русского языка как иностранного на подготовительном факул...
Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка
В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художес...
Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения
Статья посвящена эффективным способам предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующихся их областях. Значительное внимание уделяется изучению дискретной математики в школьном образовании. Авторами предложены введение в практику курса по ...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики детей
В статье подробно рассматривается вопрос влияния бисероплетения на развитие мелкой моторики детей. Работа написана на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, данных, полученных в ходе собственных наблюдений и практических...
Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...
Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами
В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...
Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»
Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.
Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся
Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...