В статье рассмотрены особенности сибирской архаики как художественного направления. Дано краткое описание развития направления, формирования терминологии. Рассмотрено творчество современного югорского художника Али-Владислава Алеева как продолжателя традиций художников-неоархаиков.
Ключевые слова: сибирская неоархаика, современное искусство, этноархаика, мифологические образы.
В современном глобализированном мире, следующем по пути стирания границ между культурами, крайне актуальной становится проблема сохранения традиционного искусства. Особенно важным направлением в этой связи становится сохранение и поддержка традиционного искусства малочисленных народов, к числу которых относятся народы сибирского Севера — ханты и манси. В широком смысле, с сохранением традиций связывают поддержку творчества «художников-националов» и популяризацию народных промыслов, однако в истории искусства есть немало примеров, когда художники, не являясь носителем традиционной культуры, также обращались в своем искусстве к нематериальному культурному наследию малых народов Сибири.
Интерес художников к глубинным пластам народов Севера возник еще на рубеже XIX-XX веков, и направление течения, выросшего в цельное художественное явление, ознаменованное В. Чирковым[1] как «сибирская неоархаика», в процессе своего развития пережило несколько значимых периодов: 1910–1930-е годы, конец 1960-х, последняя четверть XX-начала XXI в. Исследуя же пространственную характеристику направления, главной его особенностью автор называет «ярко выраженный экстерриториальный характер» [1, с. 70]. То есть, обращение к «этнике» и «архаике» возникло в художественных кругах повсеместно: на сибирском Севере, на Алтае, в Бурятии, в Хакасии, в Иркутске других регионах. Немаловажным является и тот факт, что сибирская неоархаика не пришла в Сибирь извне, а была порождена именно Сибирью, то есть художественное явление имеет мощные исторические корни содержательного и пластического характера.
По мнению исследователя, «архаическая тенденция» окончательно обрела черты и контуры художественного направления в 1980–1990-е годы в творчестве таких художников, как Геннадий Райшев, Сергей Ануфриев, Сергей Лазарев, Николай Рыбаков и др. Именно эти авторы-неоархаики, подчеркивает Чирков, «демонстрируют тот тип художников, который обязательно предполагает исследователя, учёного. Это не совершенно новый тип художника…мы впервые имеем дело с такой генерацией личностей — и творцов, и исследователей одновременно. С именами художников И. Л. Копылова, Н. А. Андреева, Н. Я. Третьякова, В. Ф. Капелько,Н. И. Рыбакова, С. В. Дыкова, Л. П. Пастушковой, Г. С. Райшева и многих других мы всегда будем связывать первопроходцев, благодаря которым громаднейшие пласты древних культур Сибири вошли в наше сознание, в современную культуру» [2, с. 54–55].
В настоящее время сибирская неоархаика продолжает проявляться в творчестве десятков сибирских художников; они обращаются к материальным и духовным истокам народов, населявших сибирские регионы, интересуются духовным опытом древности, мифологическими системами, символами и знаками, которые их выражают. Среди современных авторов-неоархаиков отметим югорского художника Али-Владислава Алеева.
Али-Владислав Алеев — член Творческого Союза художников России, автор городского стиля «Шамандаград» и уникального югорского шрифта. Его творчество связано с различными направлениями актуального искусства: живопись, графика, инсталляции, фотография, стрит-арт, оформление городской среды.
Али — Владислав Алеев вошел в современное искусство Урало-Сибирского региона со своей личной, северной сибирской, темой. Истоки его творчества уходят корнями к тому пласту древней культуры, которая сохранила в чистоте духовные ценности, в недра прошлого малых народов Севера, до сих пор не утративших своей связи с архаическими корнями.
Особое место в творчестве Али-Владислава Алеева занимают живописные и графические композиции, связанные с переосмыслением роли и места традиционного искусства в современном глобализированном мире. Исследуя особенности культуры обско-угорских народов, художник создал серию этноархаических образов — это портреты представителей национальной творческой интеллигенции, внесших значительный вклад в формирование и самоидентификацию культуры коренных народов Севера. Среди них отметим живописный портрет первой хантыйской поэтессы и сказительницы Марии Кузьминичны Волдиной «Мать матерей» (2021), портрет чемпиона мира по боксу Руслана Михайловича Проводникова «Сибирский Рокки» (2021), портрет Заслуженного художника Российской Федерации Геннадия Степановича Райшева «Человек Вселенной» (2022).
Произведение «Мать матерей» (Рис.1) отсылает зрителя к мифическому времени, к теме первотворения; портрет Марии Волдиной в образе небесной богини — Матери Калтащ является олицетворением этномифологической символической системы северных народов. Вибрирующие ритмы орнаментов, охватывающие «хозяйку» этого мира, позволяют буквально ощутить биение жизни сурового таёжного края.
Рис. 1. Портрет Марии Кузьминичны Волдиной «Мать матерей», 2021. Холст, масло
В основе искусства Али-Владислава Алеева лежит необыкновенно глубокая работа над древним архетипом и его пластическим воплощением. Это воплощение автор находит в выражении живописной метафоры, которая строится на ритме пятен и линий, передающих живородность природной стихии. Таковы созданные художником портреты «Сибирский Рокки» (Рис.2) и «Человек Вселенной» — этномифологические монументальные образы, развернутые во времени и пространстве, отражающие тему единства части и целого, тему сопричастности Человека и Природы.
Рис. 2. Портрет Руслана Проводникова «Сибирский Рокки», 2021. ДВП, масло
Через выражение результатов осмысления культурного наследия обско-угорских народов, заключенного в компромиссе между природными органическими реалиями и современным индустриальным миром, художник приходит к абсолютизации её культурного феномена.
Графические работы Али-Владислава, созданные на основе традиционного искусства коренных малочисленных народов Севера — ханты и манси, объединены в долгосрочный концептуальный проект «Шамандаград». В орнаментально-символических композициях «Танец солнца» (2022), «Медвежьи игрища» (2022), «На семи холмах» (2022), «Северный человек» (2023) и других автор синтезирует прошлое и настоящее, отсылая зрителя к мифоритуальным традициям обских угров.
В работе «Медвежьи игрища» (Рис.3) автор утверждает ценность национальных традиций, силу и мощь синкретичных действ, объединяющих различные виды традиционного искусства обских угров. Неоархаические образы рождаются здесь вследствие использования знаково-символической системы: путем применения плоскостных принципов построения композиции, локального цвета и фактуры. Изображенные символы (образ шамана, небо, вселенная, медведь) и архетипы в результате являют зрителю воплощение древней сибирской культуры и становятся самим образом Сибири.
Рис. 3. «Медвежьи игрища», 2022. ДВП, масло
Художник признается, что источником вдохновения для него послужили этнографические экспедиции на приполярный Урал, где произошло знакомство с фольклором и мифологией обских угров. Художественные результаты этих поездок дают основание заключить, что Али-Владислав Алеев — художник монументального дарования, создающий в своем искусстве благодаря глубокому изучению богатейшего культурного наследия обских угров в сочетании с серьезной профессиональной подготовкой удивительные полисемантичные тексты, поддающиеся разнообразным интерпретациям.
Литература:
- Чирков, В. Ф. Творчество Г. С. Райшева в контексте художественного направления «Сибирская неоархаика»: общее и особенное [Текст] / В. Ф. Чирков //Творчество Г. С. Райшева в контексте современной культуры. 1960–2010-е годы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 17–19 ноября 2014 г. — Ханты-Мансийск, Принт-Класс, 2015. — С. 69–76.
- Чирков, В. Ф. Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве [Текст] / В. Ф. Чирков // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. Том 1. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — С. 53–60.
[1] Чирков Владимир Федорович (род. 1947) - член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников России, искусствовед, кандидат философских наук, автор более трехсот публикаций и научных трудов в области искусствоведения и философии.