Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжельфест», на основании которого как один из возможных и перспективных вариантов решения обозначенных проблем рассматривает проведение культурных мероприятий в местах бытования традиционных художественных промыслов. Анализирует культурную программу фестиваля, составляющие её события, определяет значимость мероприятия в истории гжельского промысла, вклад в сохранение и развитие его исторических традиций в XXI столетии.
Ключевые слова: гжельский промысел, исторические традиции, сохранение и развитие, преемственность, современная культура, культурное мероприятие, фестиваль русской керамики, Союз гжельских мастеров, Гжельфест.
The article is devoted to the study of the specifics of the preservation and development of historical traditions of the artistic craft of Gzhel ceramics in the conditions of modern culture: the main problems are briefly outlined. The author reviews the festival of Russian ceramics «Gzhelfest», on the basis of which, as one of the possible and promising solutions to the identified problems, he considers the holding of cultural events in places where traditional arts and crafts exist. Analyzes the cultural program of the festival, its constituent events, determines the significance of the event in the history of the Gzhel fishery, contribution to the preservation and development of its historical traditions in the XXI centur
Keywords: gzhel craft, historical traditions, preservation and development, continuity, modern culture, cultural event, festival of Russian ceramics, Union of Gzhel Craftsmen, Gzhelfest.
Гжель — подмосковный район, включающий в себя 27 деревень, (т.н. «гжельский куст»), где в XVII веке зародились и продолжают историю развития в настоящее время традиции уникального художественного промысла русской керамики [1, с. 2]. Произведения гжельского промысла необычные, узнаваемые — значимая часть национального культурного наследия России.
В XXI столетии, в эпоху технического прогресса, смены жизненного уклада, одна из ключевых проблем традиционного художественного промысла гжельской керамики связана с необходимостью осмысления его современного состояния и перспектив развития [2]. Традиция — многогранное явление, основа успешного бытования в современной культуре всех художественных промыслов [3, с. 7]. Так, сформулируем её определение по отношению к художественным промыслам. Традиция — канон, определяющий орнаментальные особенности, колористическое своеобразие, специфику формы произведений конкретного художественного промысла; коллективный исторический опыт, сформированный его мастерами и художниками, передаваемый из поколения в поколение.
Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с сохранением и развитием исторических традиций гжельского промысла, которые волнуют многих искусствоведов [4]. Так, аспекты традиционности и современности керамического промысла Гжели анализируются в научных статьях, представленных в сборниках Некрасовой М.А — «Народное искусство как часть культуры: теория и практика» [5.]; «Народное искусство России в современной культуре, XX — XXI век» [3.]. Научный интерес представляют статьи Некрасовой М. А., Астраханцевой Т. Л., Константиновой Л. А. в энциклопедии «Русская художественная керамика VIII — XXI века» [6.]. В них авторы рассматривают традиционные и современные художественно-стилистические особенности произведений гжельского промысла.
Вопросы бытования гжельского промысла в условиях современности раскрываются в работе Колисниченко П. А. «Современное развитие Гжельского промысла», опубликованной в сборнике научных статей, составленного по материалам международного научного форума «Молодежь в науке и творчестве», проходившего 8 апреля 2020 г. в Гжельском государственном университете [7, с. 72–74].
Научный интерес представляет исследование коллектива преподавателей университета — Борисовой О. В., Загородняя Э. Р., Сивовой И. В. «Стратегия развития гжельского промысла и его связь с непрерывностью профессионального образования в современных условиях» [8.]. В работе раскрывается вопрос профессионального образования в области гжельского промысла, являющееся важнейшим фактором сохранения и развития его исторических традиций в XXI столетии.
Опираясь на анализ перечисленных исследований, кратко обозначим основные проблемы, относящиеся к вопросу сохранения и развития исконных традиций гжельского промысла в условиях современной культуры:
— преемственность и приумножение исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в эпоху модернизации;
— поиск удачного соотношения традиций и актуальных тенденций в произведениях гжельской художественной керамики;
— популяризация произведений гжельского промысла в условиях современной художественной культуры;
— проблема необходимости совершенствования и развития профессионального образования в области подготовки художников гжельского промысла.
Обозначенные вопросы актуальные, требующие конструктивных подходов решения, что может способствовать полноценному бытованию гжельского промысла в XXI столетии [2.]. Так, одним из возможных и перспективных вариантов их решения является проведение культурных мероприятий в исконном месте бытования традиций керамического промысла — в Гжели. Этот тезис подтверждается и реализуется в деятельности общественной организации «Союз Гжельских мастеров», объединившей предпринимателей, ремесленников, художников и мастеров традиционного художественного промысла гжельской керамики [9.].
Главная цель творческого объединения — сохранять и приумножать исторические традиции гжельского промысла, стимулировать интерес к его многовековой истории и произведениям у молодого поколения, посредством подготовки и проведения различных культурных мероприятий — фестивалей, тематических выставок и конкурсов, погружающих в творческую жизнь промысла. По мнению гжельского художника Розанова В. Г., председателя «Союза Гжельских мастеров», проведение подобных мероприятий может служить эффективным инструментом успешного существования и развития гжельской керамики в условиях современной культуры [10.].
Эта позиция поддерживается, активно развивается и является приоритетной в деятельности «Союза Гжельских мастеров». Так, по его инициативе, под руководством Розанова В. Г., в Гжели, 2 июля 2022 г., впервые был организован фестиваль русской керамики с ярким и интересным названием «Гжельфест». Существенную поддержку в подготовке и проведении мероприятия оказали государственные организации: Министерство культуры и туризма Московской области, администрация Раменского городского округа, а также руководители Гжельского и Новохаритоновского территориальных управлений [11, с. 2]. Благодаря участию этих организаций в проведении мероприятия, осуществляется государственная поддержка гжельского промысла, являющаяся важным условием для сохранения и развития его исторических традиций в XXI столетии.
Местом проведения фестиваля «Гжельфест» стала улица Художника в селе Речицы Гжельского района. Её выбор детерминирован исторической значимостью для традиционного художественного промысла гжельской керамики: на этой улице расположен дом, где жил Салтыков А. Б. (р. 1900–1959 гг.), — известный искусствовед, исследователь керамического промысла Гжели, внёсший огромный вклад в возрождение и развитие его традиций во второй половине XX столетия [11, с. 2].
В настоящее время в доме Салтыкова А. Б. расположен музейный комплекс, получивший наименование «Дом Салтыкова», ставший местом творческих встреч и объединения единомышленников: художников, мастеров, скульпторов, ценителей произведений гжельского промысла, стремящихся сохранять и приумножать его культуру [11, с. 2].
Одной из таких творческих встреч стал фестиваль «Гжельфест». Его проведение в месте исконного бытования гжельской керамики способствует сохранению регионально-исторического фактора, являющегося гарантом преемственности её традиций. Это основополагающее условие для сохранения и развития промысла в XXI столетии.
Фестиваль русской керамики «Гжельфест» приурочен к Году культурного наследия народов России. В 2022 году особое значение в развитии культуры нашей страны, получили аспекты, связанные с популяризацией народного искусства, сохранением культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации [12.]. Это обуславливает цель организации и проведения мероприятия «Гжельфест»: сформировать представление у молодого поколения о традициях гжельской керамики, путём осуществления его просветительской деятельности (привлекая к участию в тематических экскурсиях, мастер-классах, перфомансах и т. д.), развить интерес к многовековой истории и произведениям уникального художественного промысла.
Идея актуальная, её реализация может способствовать развитию и популяризации гжельского промысла XXI столетии. Поэтому организаторами творческого мероприятия «Гжельфест» была сформирована обширная культурная программа, основу которой составляли различные события, посвящённые традиционному художественному промыслу гжельской керамики.
Открыла программу фестиваля экскурсия по музейному комплексу «Дом Салтыкова». Профессиональные экскурсоводы излагали об истории и развитии гжельского промысла в XVII — XX вв.: предпосылках становления традиций керамического промысла в Гжели; технико-технологических и художественно-стилистических особенностях, формирующих художественное и эстетическое своеобразие произведений гжельского промысла на каждом этапе его исторического развития. Краткое, но содержательное повествование экскурсовода, дополняли экспонаты знаковых произведений гжельской керамики: квасники, кумганы, кувшины, декоративные блюда, скульптура, что давало наиболее полное представление об исторических этапах развития промысла (рис. 1).
Рис. 1. Часть экспозиции музейного комплекса «Дом Салтыкова. Экспонаты произведений гжельской керамики. Фестиваль «Гжельфест»
Значительная часть экскурсии была посвящена творческой деятельности и научно-исследовательскому наследию Салтыкова А. Б. в области гжельской керамики. Раскрывался и обосновывался вклад искусствоведа в возрождение и развитие исторических традиций промысла во второй половине XX столетии; излагалось краткое содержание, основные постулаты его фундаментальных научных исследований в области гжельской керамики — «Гжельская керамика» [13.]; «Майолика Гжели» [14.]; «Русская керамика XVII — XIX веков» [15.]; «Русская народная керамика» [16.]; «Самое близкое искусство» [17.].
Далее экскурсия продолжалась на улице Художника, по знаковым местам для истории промысла. Так, специально для фестиваля был подготовлен пленэр, посвящённый творчеству Бессарабовой Н. И. — художнице, ведущей активную деятельность совместно с Салтыковым А. Б. по возрождению традиционных, разработке новых технологических и стилистических особенностей гжельского искусства в послевоенное время.
На пленэре размещались стенды, оформленные учащимися местной детской школы искусств «Гжель». Они демонстрировали различные зарисовки и эскизы натюрморта, в которых центральный объект — «классические» произведения Бессарабовой Н. И. — кувшины и вазы. В работах наглядно показано гармоничное сочетание прикладной и эстетической функции в изделиях гжельского промысла — в сосудах размещены цветы (рис. 2).
Рис. 2. Пленэр, посвященный творчеству Бессарабовой Н.И. Фестиваль «Гжельфест»
Несмотря на то что зарисовки и эскизы выполнялись непрофессиональными, а начинающими свою деятельность в гжельском промысле художниками, в них очень точно переданы монументальность, лаконичность форм и живописность, выразительность цветочных мотивов — главные художественно-стилистические черты творчества художницы. Это свидетельствует о высоком уровне знания и понимания традиций гжельской керамики у подрастающего поколения, наличии интереса к её истории и произведениям, что способствует формированию преемственности — главного фактора сохранения и развития исторических традиций промысла в XXI столетии.
Общая экскурсионная программа фестиваля познавательная, содержательная, логично выстроенная, даёт полное представление о каждом историческом этапе развития гжельской керамики, характеризующих его произведениях, что может способствовать полноценному бытованию промысла в условиях современной культуры.
Следующим мероприятием культурной программы фестиваля была выставка-ярмарка произведений гжельского промысла, созданных специально для «Гжельфест». В ней принимали участие члены «Союза Гжельских мастеров»: мастера и художники (Розанов В. Г., Ковшарёва А. Н., Неплюев В. В., Жукова С. В., Гордеев П. Н., Голунов Ю. В., Рыженок А. В., Чепрасова В. В., Морозова О. А. и др.); производственные предприятия (компания «Жгель»). А также приглашённые гости фестиваля: студенты и сотрудники Гжельского государственного университета; коллекционеры произведений гжельского промысла (Ольга Попова, Роман Лемберг и др.) [18.]. Такой широкий круг участников в выставке-ярмарке, охватывающий представителей разных поколений, разных по роду деятельности, доказывает существование интереса к истории и традициям гжельской керамики; определяет формирование их преемственности — наличие единомышленников, знающих, готовых сохранять и продолжать исторические традиции промысла, создавать актуальные произведения, что является залогом успешного бытования в условиях действительности.
Так, были представлены изделия гжельского промысла, выполненные с использованием различных материалов (гончарство, майолика, фарфор) и техник росписи (подглазурная и надглазурная). Демонстрировался самый разнообразный ассортимент: традиционные произведения (кумганы, квасники); бытовые (кувшины, столовая посуда, ларцы, вазы и т. п.); предметы сувенирного характера (игрушки, колокольчики и т. п.) (рис. 3).
Все произведения выполнены в использованием ручного художественного труда, на что указывает вариативность их художественного оформления. Характерный пример — колокольчики. Так, интересные и необычные два колокольчика, выполненные Розановым В. Г. (рис. 4).
Оба изделия созданы из фарфора, расписаны синим кобальтом. Имеют куполообразную форму, её завершает небольшая скульптура, расположенная на верхних плоскостях изделий, что типично для гжельской керамики. На одном колокольчике это петушок, на втором — статуэтка, представляющая декоративный кувшин в виде двуглавого орла.
Специфическую форму колокольчиков дополняет выразительная роспись — растительный мотив — цветок розы, написанный тонко и изящно, что делает их элегантными, самобытными.
Другое художественное оформление получили колокольчики Ковшарёвой А. Н., созданные в традициях гжельской майолики (рис. 5).
Имеют интересную форму, напоминающую матрёшку, что нетипично для произведений гжельского промысла, но вместе с тем, удачно «вписывается» в его исторический канон — изделия оригинальные и современные. Кроме формы, художественное своеобразие колокольчиков составляет яркая, нарядная роспись, очень немногословная, чем напоминает раскрашенный рисунок, придавая им непосредственность и особую народность.
Также представлялись произведения, созданные учащимися детской школы искусств «Гжель» (рис. 6).
Преимущественно это скульптура (игрушки), в ней воплощены самые разнообразные сюжеты городской и деревенской жизни: пара на прогулке; играющие дети; мужик, колющий дрова; сюжеты гуляний и т. п. Фигурки имеют очень обобщенную, условную трактовку формы, украшены красочною по колориту росписью.
Среди произведений, представленных на выставке-ярмарке не было одинаковых — как по ассортименту, так и по художественному оформлению. Каждое изделие — уникальное, в чём проявляется вариативность — один из важных критериев традиционности произведений гжельского промысла, являющегося основой его успешного существования в XXI веке.
Наряду с известными художниками и предприятиями Гжели, в фестивале принимали участие новые мастерские, что благоприятствует формированию другого важного критерия, стимулирующего развитие гжельского промысла — преемственности его исторических традиций. Так, состоялось презентация частных предприятий: мастерские «Гжельское море», «Семейная мастерская Каштановых»; «Артель». Была представлена обзорная экскурсия по каждой из мастерских, в которой изложена стратегия их деятельности, ведущие художники и мастера рассказывали о своём творческом пути, проводили для всех желающих мастер-классы, посвящённые освоению технологии создания гжельских изделий.
Мастер-классы, посвящённые знакомству с традиционными технологическим и художественными особенностями гжельской керамики, проводились и как отдельное мероприятие фестиваля. Лучшие художники подготовили показательные мастер-классы по гончарному ремеслу и росписи по фарфору (рис. 7, 8). Мероприятие сопровождалось рассказом об материалах и инструментах, используемых мастерами и художниками в процессе создания произведения гжельского промысла. Безусловно, участие в этих мастер-классах не следует трактовать как получение профессионального образования в области гжельской керамики, являющегося приоритетным условием развития и бытования промысла в условиях современного культурного пространства. Базовые навыки и умения, полученные на занятиях, являются хорошим практическим опытом, позволяющим «прочувствовать» процесс создания той или иной вещи, ощутить технологические особенности, которые обуславливают художественную выразительность произведений. Это важный фактор сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии.
Кроме тематических мастер-классов, специально для фестиваля была подготовлена инсталляция Раменского историко-художественного музея — яркая, современная, креативная, может способствовать популяризации произведений гжельского промысла в XXI столетии. Так, представлялась одна из постоянных экспозиций музея, посвящённая истории гжельской керамики. Она демонстрировала экспонаты (кумганы, квасники, кувшины), выполненные из разных материалов (керамики, металла, ткани и т. п.), раскрывали основные аспекты исторического развития промысла. Дополнительную смысловую нагрузку экспозиции создавал этикетаж: красочные плакаты с изображением произведений и кратким пояснительным текстом о них, что ещё больше погружало в историю гжельского промысла, раскрывая основные стилистические особенности конкретных произведений на каждом из этапов его развития.
Фестиваль получился уютный, душевный, познавательный, красивый. Атмосферность ему добавляла развлекательная программа, подготовленная творческими коллективами местных домов культуры: выступление Олега Чилап и музыкальной рок-группы «Пчела-бэнд». А также чаепитие из настоящего самовара [11, с. 2].
Завершился творческий вечер зрелищным мероприятием. Был представлен интересный перфоманс — керамическое произведение, создание которого проходило на улице, затем обжигалось в специальной дровяной печи в течении десяти часов (рис. 9).
Рис. 9. Обжиг керамической скульптуры. Печь. Фестиваль «Гжельфест»
Для этого была создана специальная капсула из металлического каркаса, внутри выстлана специальной огнеупорной ватой, которая держит температуру 1200–1300 градусов. Готовое изделие представляет собой массивный, уравновешенный, очень устойчивый сосуд, с туловом дисковидной формы, сверху дополненным изящным горлышком, а по обеим сторонам — фигурными ручками (рис. 10).
Рис. 10. Керамическая скульптура. Кумган. Фестиваль «Гжельфест»
Такая своеобразная форма изделия напоминает гжельский кумган XVIII-XIX вв., но при этом имеет кардинальные различия с ним. Произведения XVIII-XIX вв. выполнялись из глины, обжигались, по размерам компактные, зафиксированные на четырёх фигурных ножках в форме львиных лап, декорированные многоцветной росписью, напоминающей раскрашенный рисунок. Представленный кумган, внушительный по размерам, в его оформлении отсутствует роспись. Художественное своеобразие изделия обуславливает необычная технология его выполнения. Скульптура выполнена из шамота, стоит на огнеупорных кирпичах, снизу из горелок подается баллонный газ. Изделие имеет интересное колористическое решение. Так, основание кумгана имеет коричневый оттеннок, а горлышко — белый. Вероятно, эта разница в колорите, обусловлена сложностью конструкции изделия, состоящей из трёх частей, недостатком времени на их ожиг. Так, верх и низ успели сделать и обжечь в электропечи на температуру 900 градусов. А середина из необожженной глины (шамота). Колористическое сочетание, не типичное для произведений гжельской керамики, но очень удачное, наделяет кумган особым своеобразием. Сначала под вазой, в топке жгут дрова, а когда чуть прогреется, запускают газ. Почти в конце обжига капсулу раскрывают, затем раскаленную скульптуру посыпают опилками, они прижигаются и оставляют своеобразный рисунок. Такое нестандартное художественное решение меняет восприятие кумгана, его форму бытования как произведения гжельского промысла в современной художественной культуре. Так, представленная скульптура — характерный пример того, что кумган, может быть не только музейным экспонатом, предметом коллекционирования, но и необычным уличным скульптурным произведением. Такое неординарное соотношение традиций и новаций может способствовать популяризации произведений гжельского промысла, что является важным условием его полноценного бытования в XXI столетии.
Таким образом, на основании вышеизложенного исследования можно сделать вывод: фестиваль русской керамики «Гжельфест» — это уникальное и значимое событие в истории гжельской керамики. Мероприятие может служить эффективным инструментом сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии. Оно объединяет представителей разных поколений и профессий, посредством насыщенной культурной программы, включающей разнообразные тематические экскурсии, выставки-ярмарки, мастер-классы, инсталляции музеев, перфомансов, знакомит с традициями гжельской керамики, её историей и произведениями. Это способствует формированию преемственности исторических традиций гжельского промысла — главного фактора его успешного бытования в условиях современной художественной культуры.
Литература:
- Мусина Р. Р. Искусство Гжели. — Москва: Знание, 2005
- Сорокина Л. И., Прямкова Н. А. Традиции народного искусства в современной культуре // Культура и искусство. — 2021. — № 3. — С. 23–36. DOI: 10.7256/2454–0625.2021.3.33006 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33006 (дата обращения: 18.07.2022)
- Народное искусство России в современной культуре, XX — XXI век / М. А. Некрасова, авт.-сост., науч. ред. — Москва: Коллекция М, 2003. — 254 с.
- Карамова К. Х., Раузеев И.З, Ахметшина Г. Р. Современные основы развития и сохранения традиции народного декоративно-прикладного искусства // Журнал «Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства». — 2018. — № 4.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. — Москва: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.: ил.
- Русская художественная керамика VIII-XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / Под ред. Некрасовой М. А. — Москва: Academia, 2017. — 712 с., цв. ил.
- Колисниченко П. А. Современное развитие Гжельского промысла. Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» (8 апреля 2020 г.). В 6 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн: традиции и современность»: сборник научных статей / Отв. ред. Н. В. Осипова. — Гжель: ГГУ, 2020. — 72–74 с. — URL: http://www.art-gzhel.ru/ (дата обращения: 25.07.2022).
- Борисова О. В., Загородняя Э. Р., Сивова И. В. Стратегия развития гжельского промысла и его связь с непрерывностью профессионального образования в современных условиях // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2020. — № 4 (35). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-gzhelskogo-promysla-i-ego-svyaz-s-nepreryvnostyu-professionalnogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.07.2022)
- Общественная организация «Союз Гжельских мастеров». — URL: http://www.souzgzhelskihmasterov.ru/?p=1 (дата обращения: 30.07.2022)
- Доклад В. Г. Розанова «Событийный туризм как двигатель развития места традиционного бытования народных промыслов». Обшественная Палата РФ. Круглый стол «Год культурного наследия народов России — культурные коды, креативные индустрии и туризм» 5 июля 2022 г. — URL: https://www.oprf.ru/live_stream/1136 (дата обращения: 01.08.2022)
- Перфоманс от гжельских мастеров. // Газета Народные промыслы: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — № 13 (31). — С. 2.
- 2022 год культурного наследия народов России. — URL: https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/o-gode/ (дата обращения: 02.08.2022)
- Салтыков А. Б. Гжельская керамика. — Москва: 17-я тип. Главполиграфиздата, 1949. — 40 с.;
- Салтыков А. Б. Майолика Гжели. — Москва: Искусство, 1956. — 182 с.: ил.
- Салтыков А. Б. Русская керамика XVII — XIX веков. — Москва: Культпросветиздат, 1952. — 272 с.: ил.
- Салтыков А. Б. Русская народная керамика. — Москва: Советский художник, 1960. — 166 c.
- Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. — Москва: Просвещение, 1969. — 295 с.
- ГжельФест. — Раменское Телевидение. — URL: https://ramtv.ru/news/gzhelfest/ (дата обращения: 02.09.2022)