В современном обществе всю большую популярность приобретают гастрономические фестивали. Этот формат позволяет влиять на эмоциональную вовлеченность потребителя в процесс выбора и покупки товара. В статье гастрономический фестиваль рассматривается как способ привлечения туристов. Целью является разработка программы гастрономического фестиваля в г. Уссурийске. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть классификацию гастрономического туризма, проанализировать развитие гастрономического туризма в Приморском крае, выявить особенности развития гастрономического туризма в г. Уссурийске, изучить практику гастрономического туризма в России и за рубежом; исследовать рынок гастрономического туризма в г. Уссурийске; разработать программу гастрономического фестиваля в г. Уссурийске.
Ключевые слова: гастротуризм, туризм, фестиваль.
In modern society, gastronomic festivals are becoming increasingly popular. This format allows you to influence the emotional involvement of the consumer in the process of selection and purchase of goods. The article considers the gastronomic festival as a way to attract tourists. The goal is to develop a program of the gastronomic festival in Ussuriysk. To achieve this goal it is necessary to solve the following tasks: consider the classification of gastronomic tourism, analyze the development of gastronomic tourism in the Primorsky Territory, identify the features of the development of gastronomic tourism in Ussuriysk, study the practice of gastronomic tourism in Russia and abroad; to explore the market of gastronomic tourism in the city of Ussuriysk; to develop a program for the gastronomic festival in Ussuriysk.
В последние время в России достаточно много говорится о необходимости возрождения въездного и внутреннего туризма. Работая в данном направлении, нужно принимать во внимание, то что в постиндустриальном обществе сложились достаточно высокие условия к организации досуга — в области туризма и отдыха, отвергаются недифференцированные многочисленные предписания. Инновационные исследования показали, что туристические мотивации говорят: стремление туристов отдохнуть постепенно уступает желанию отыскать неизведанные места, чему-то обучиться, получить новые эмоции. Возникла проблема туристической идентичности государств и регионов. На данное время данный вопрос считается одним из основополагающих в определении конкурентных преимуществ местности в обстоятельствах всемирного рынка. Вследствие этого возникли новые разновидности турпродуктов, а также виды туризма. К числу последних принадлежит гастрономический туризм. сравнительно недавно Всемирная туристическая организация пришла к выводу (на основе результатов исследований 2016 года), что гастрономические предпочтения являются одним из основополагающих факторов принятия путешественником решения о поездке в ту или иную страну [1].
Поэтому так важно в данное время, в условиях большой конкуренции в туристической сфере и многообразия всех используемых маркетинговых инструментов, уметь находить уникальные элементы, которые позволяли бы дифференцировать себя от остальных. Национальная кухня сама по себе уже может считаться глобальной платформой, содержащей все необходимые ресурсы, которые можно использовать в качестве основного маркетингового инструмента для продвижения городов, регионов или же целых стран.
Можно сделать вывод, что гастрономический туризм совсем не случайно рассматривается исследователями как очень перспективное направление данной области. Он совсем не зависит от сезона, он может развиваться в совершенно в каждом регионе, подавляющая часть туристов увлекается кухней посещаемых государств. Так же стоит отметить, что в странах СНГ он развивается медленно. Гастротуризм — это не просто поездка для ценителей застолий, а сложное, разнообразное событие, и формирование гастрономического турпродукта обязано опираться, в первую очередь, на цели и мотивы разных групп гастротуристов.
В связи развития гастрономического туризма основную роль играют событийные мероприятия, фокусирующие в пространстве и времени объекты гастрономического туризма, объединяющие материально-вещественные (блюда, продукты и т. д.) и информационные компоненты, использующие при взаимодействии с целевой аудиторией развлекательные и интерактивные методы [2].
По мнению большинства исследователей, фестивальный туризм выделяется в отдельный вид туризма, который характеризуется посещением туристов государственных и международных фестивалей и состязаний, зрелищно-костюмированных празднований, спортивных состязаний, при этом авторы в большей степени определяют его как художественную форму с демонстрацией культурных достижений, когда кулинарный аспект практически не рассматривается [3]. Гастрономический фестиваль, как массовое явление, включает комплекс мероприятий кулинарных направлений (дегустацию и продажу кулинарных напитков, блюд, демонстрацию, смотр) и выступает в качестве профессиональной площадки для общения потребителей, производителей и специалистов общественного питания с применением конкурсных, презентационных и развлекательных мероприятий.
Фестиваль как интересное явление социально-культурной жизни является весьма важным в процессе развития имиджа региона и экономики, что требует использования тщательного подхода к его организации [4]. Учитывая специфику гастрономических мероприятий предложена схема организации кулинарного фестиваля, которая устанавливает системообразующие принципы управления мероприятием на основе проектного управления.
Следует отметить, что эффективность фестиваля зависит, в первую очередь, от его уникальности, времени и места проведения. Исследования показывают, что кулинарные фестивали обычно имеют схожую тематику и часто проводятся одновременно, что снижает их продуктивность и привлекательность [5]. В процессе планирования гастрономического фестиваля происходит исследование рынка и потребителей, характеристику продукции и услуг, план продвижения и составление четкого регламента с достаточно детальной программой.
В результате исследования на основе комплексного анализа мирового и отечественного опыта развития гастрономического туризма выявлено, что гастрономический фестиваль представляет многопрофильное явление, способное оказать влияние на развитие туризма в регионе, формирование положительного имиджа туристской дестинации. В процессе исследования выделены основные модели гастрономических фестивалей: историческая модель, этнографическая модель, географическая модель, продовольственная, продуктовая модель. В историко-этнографическом аспекте фестивали имеют глубокие корни, основанные на традициях с использованием инновационных методов представления событийных мероприятий и продвижения фестиваля.
В организационном аспекте фестиваль выступает как комплексный продукт, требующий выполнения технологии поэтапного планирования, начиная с выбора тематической концепции, определения целевой аудитории, согласованных действий организаторов и координаторов, подбора персонала, подготовки специального оснащения. Проектное управление фестиваля предполагает создание социального и государственно-частного партнерства.
При комплексном подходе к организации гастрономический фестиваль может выступать в качестве профессионального и туристского ресурса, позволяющего повысить привлекательность региона за счет продвижения местных продуктов [6].
На сегодняшний день Дальний Восток считается одним из наиболее значимы туристских регионов. Кроме туристской доступности, наполненной программы экскурсионно-познавательного отдыха и богатства экологических маршрутов заграничные гости едут в регион за красочными «вкусными» эмоциями, которые гарантирует стремительно развивающийся гастрономической индустрии. Иностранные блогеры, фотографы и корреспонденты посетят города Дальневосточного федерального округа в рамках «гастротуров», посвящённых продвижению за границу российской кухни.
Дальневосточная кухня как часть нематериальной культуры местного населения очень сложное явление, результат этнокультурных и социально-экономических процессов, которые проистекали в нашем регионе. Ведь как формировалось населения края? Первыми сюда из, условно говоря, европейцев, пришли сибирские казаки, было несколько волн переселения из западных губерний Российской империи. С началом регулярных рейсов «Доброфлота» прибыло огромное количество переселенцев с Украины, существовала достаточно большая корейская диаспора, в советское время здесь оставалась масса военных после демобилизации со всех уголков СССР. И все несли с собой свою культуру и свою кухню как ее составную часть. Не существует однозначного и универсального определения того, что же такое дальневосточная кухня. Она приняла и адаптировала блюда из Китая, Кореи и Японии, дополнила их рецептами, унаследованными от коренных жителей края, нанайцев и удэгейцев, взяла дары моря и тайги — и результат в итоге получился совершенно уникальный.
Для изучения спроса на рынке гастрономического туризма в г. Уссурийске было проведено анкетирование. Исследование спроса на гастрономические туры показало, что в г. Уссурийске выявлен большой интерес к посещению гастрономических фестивалей. Интерес к гастрономическим турам есть и представлен в первую очередь винными турами, посещение алкогольных и шоколадных фабрик, фермы сыроварения. У туристов есть желание посещать фестивали, что делает представленную работу особенно актуальной.
В силу сельскохозяйственной направленности г. Уссурийска осенью предлагается провести гастрономический фестиваль. В программе фестиваля мастер-классы по приготовлению многонациональных блюд, конкурсы, концерты. На фестивале можно будет приобрести продукцию сельского хозяйства, отведать русские блюда. Оценка эффективности предлагаемого проекта показала, что в данном случае проект рентабелен.
Литература:
1 Кузьминых К. А. Гастрономический туризм Башкирии: от идей к экономическому росту / К. А. Кузьминых // Стратегия Республики Башкортостан — 2030: приоритеты экономического роста: сб. науч. статей Всерос. науч.-практ. конф. — Уфа: УГНТУ, 2017. — С. 125–130.
2 Шеметова Е. В. Потенциал предприятий питания г. Владивостока в формировании гастрономического туризма региона / Е. В. Шеметова, В. Г. Ден // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2019. — № 3. — С. 94–103.
3 Гомилевская Г. А. Модели организации гастрономических фестивалей / Г. А. Гомилевская, В. Г. Ден // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т. 7. № 2 (23). — С. 121–125.
4 Метляева Т. В. Исследование феномена имиджа как культурного явления / Т. В. Метляева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2017. Т. 9. № 1. — С. 188–199.
5 Вишневская Е. В. Роль событийно-гастрономического туризма в повышении эффективности региональной экономики / Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — Т. 11. № 7(77). — С. 99–111.
6 Шишкова Е. В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход / Е. В. Шишкова. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. — 230 с.