Относясь к числу южных регионов, имеющих выход к побережьям Черного и Азовского морей, а также с выходом к горным вершинам Главного Кавказского хребта, богатого своей редкой растительностью, редкими видами животных и разнообразными видами объектов культурного наследия, Краснодарский край является перспективным регионом для развития туризма. Соответственно настоящая статья посвящена рассмотрению практике разработки мероприятий по развитию туризма в пределах данной территории, с учетом применения опыта реализации действующих региональных программ. Особое внимание уделяется практике разработки проектов в сфере туризма по Краснодарскому краю.
Ключевые слова: туризм, мероприятия по развитию туризма, Краснодарский край, региональный туризм, программы по развитию туризма, туристическое проектирование.
В структуре социально-экономических отношений туристический комплекс играет значительную роль. Подобное значение объясняется тем, что для большинства людей туризм вне зависимости от формы реализации ассоциируется с новыми впечатлениями, новыми знакомствами, получением дополнительной информации об окружающем мире. Стремление расширять границы известного мира для каждого человека реализуется по-разному, в связи с чем сфера туристического комплекса находится в состоянии непрерывного развития, коммерциализируется и становится полноценной частью стратегии экономического развития регионов перспективных для данного направления.
На уровне регионального развития программы по развитию туризма способствуют культурному и этическому развитию населения, благоустройству городов, совершенствованию объектов инфраструктуры, сохранению объектов культурного наследия, содействию сферы трудоустройства населения и т. д. Немаловажным является тот факт, что согласно статистическим данным, представленным Федеральным агентством по туризму в РФ, по итогам 2019 г. число лиц, работающих в туристических фирмах или задействованных в мероприятиях туристического комплекса, составило порядка 61,3 млн. человек, что на 24 % больше в сравнении с показателями по 2017 г. (47,2 млн. чел.) [6]. В связи с представленными данными, наглядно демонстрирующими положительную динамику в российской туриндустрии, разработка и реализация эффективных мероприятий по развитию туризма позволит улучшить его благосостояние, создать условия для развития иных экономических и культурных отраслей.
В частности, В. П. Капустина обращает внимание на тот факт, что мероприятия по развитию туризма на уровне регионов и муниципалитетов внесены в содержание программных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г. Улучшение качества жизни населения и переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны, как обозначено в настоящем нормативном документе, возможно также посредством интенсивного развития туристической индустрии [2, с. 57]. В непосредственном соприкосновении с положениями Концепции находятся нормы ФЗ № -132 от 24 ноября 1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В частности, ст. 3.2. и 3.3. настоящего нормативно-правового акта обозначены права и полномочия региональных и муниципальных органов управления в направлении создания благоприятных условий для развития туризма [1]. Так, к перечню основных полномочий и прав органов государственной власти и органов муниципального управления следует отнести:
– определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений развития туризма в субъектах Российской Федерации;
– разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;
– организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;
– организация и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;
– участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне [1].
На данных основаниях к числу приоритетных задач органов региональной власти относится разработка мероприятий по развитию сферы туризма. Работу по данному направлению ведет специальное структурное подразделение на базе администрации субъекта на постоянных началах. При рассмотрении практики реализации мероприятий по развитию туризма на уровне Краснодарского края, представляющего собой один из наиболее перспективных субъектов по данной отрасли, подобную работу ведет Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края как специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края [4]. Анализ официального информационного ресурса данного органа показал, что в сфере разработки мероприятий по развитию туризма Министерство применяет программно-целевой метод.
Так, например, в ходе рассмотрения деятельности уполномоченного органа были определены следующие направления работы в рамках метода:
– Реализация мероприятий по государственным программам в сфере туриндустрии. В настоящее время в крае действует основная программа: Государственная программа Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса»;
– Обеспечение проектным управлением туристической отрасли;
– Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристских, экскурсионных возможностей региона. Брендирование туристических направлений в Краснодарском крае;
– Работа в сфере курортного брендинга по муниципальным образованиям. К примеру, проводится международный исследовательский проект на тему «Повышение туристической привлекательности Туапсинского района»; развивается бренд курортов Горячеключевского района и города Анапа [4].
– Проведение мониторинга деятельности предприятий туристского комплекса;
Также одним из актуальных механизмов ведения работы в сфере разработки мероприятий по развитию туризма в Краснодарском крае является туристическое проектирование. Суть туристического проектирования, как отмечает С. Н. Сычанина, заключается в создании такого туристического объекта (системы), который соответствует плану проекта и был бы полезен для развития туризма в этой области без конфликта с существующей инфраструктурой и ресурсным потенциалом [7, с. 208]. Одним из перспективных и успешных практик, реализации работ в области туристического проектирования в Краснодарском крае является создание Олимпийского парка в Сочи. Проект «Олимпийский парк» обладает огромным потенциалом для развития сферы туризма в Краснодарском крае по причине своей многофункциональности. Изначально подготовленный для проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г., он также сохранил свою пригодность для последующих мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу 2018 г., а также предстоящего Гран-при Формула 1 в сентябре 2021 г.
Помимо этого, на базе комплекса «Олимпийский парк» действует сеть отелей и ресторанов, работает парк аттракционов, проводятся соревнования по хоккею с шайбой, конькобежному спорту, шорт-треку, фигурному катанию и другим видам спорта. Кроме того, территория подходит для пеших прогулок и вне зависимости от сезона привлекает большое число туристов.
Также, рассматривая технологии разработки мероприятий по развитию туризма в Краснодарском крае, важно упомянуть о брендировании туристического комплекса. По мнению большинства специалистов, под брендом туристического региона понимается создание некоего визуального образа, позволяющего туристам быстрее ориентироваться в информационном потоке, с целью подбора импонирующей им отрасли. При этом формы отражения идей бренда (графические, звуковые, цветовые и пр.), как правило, не носят стабильный характер. Их подвижность обусловлена историческими, природными, культурными, экономическими, технологическими факторами, которые подвержены постоянным изменениям. Как отмечает В. Н. Шарафутдинов: «…Мониторинг этих факторов, который также является составной частью технологии брендинга, неизбежно приводит к необходимости совершенствования логотипа, развитию его форм…» [8, с. 206]. С этой целью, при планировании и разработке мероприятий по развитию туризма, на уровне Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, используются такие инструменты как: брендинг курортных территорий, классификация объектов туриндустрии и организация туристических информационных центров.
Таким образом, говоря о разработка мероприятий по развитию туризма на региональном уровне, важно обращать внимание на следующие аспекты. При разработке мероприятий подобного характера важно учитывать ресурсный потенциал региона. Кроме того, на основе анализа опыта развития курортной сферы в Краснодарском крае было установлено, что данный комплекс мероприятий разрабатывается с учетом таких инструментов и механизмов как: нормативно-правовое регулирование, программно-целевые методики, а также брендирование туристических объектов, с целью формирования особого имиджа региона. Подобная практика позволит создать перспективы для разработки долгосрочных программ совершенствования туристической сферы на региональном уровне.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ // ИПО «Гарант». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 27.08.2021)
- Капустина В. П. Развитие туристской деятельности в муниципальном образовании // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 1. — С. 56–59.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г. // ИПО «Гарант». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/ (дата обращения: 27.08.2021)
- Общая информация / Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края // Сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. — URL: https://kurort.krasnodar.ru/department/about (дата обращения: 28.08.2021)
- Попова Р. Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России. М.: МГУ, 2014. 120 с.
- Статистические показатели, характеризующие развитие туристской отрасли в российской федерации // Сайт Федерального агентства по туризму. — URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/statisticheskie-pokazateli-kharakterizuyushchie-razvitie-turistskoy-otrasli-v-rossiyskoy-federatsii-/ (дата обращения: 27.08.2021)
- Сычанина С. Н. Перспективы развития государственной политики в сфере туризма на примере Краснодарского края // Вестник Академии знаний. — 2018. — № 25(2). — С. 207–212.
- Шарафутдинов В. Н. Проблемы совершенствования технологии брендинга региональных турпродуктов (на примере Крыма и Краснодарского края) // Крымский научный вестник. — 2015. — № 4. — С. 202–225.