В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристических услуг в России. [1]
Во многих странах мира туризм давно является одним из основных элементов жизни общества, принося существенную часть национального дохода. Вступление России во Всемирную торговую организацию придало новый уровень развития рыночных отношений, что также отразилось и на туризме, который, как социально-культурное явление, в последнее время постепенно формируется в самостоятельную отрасль экономики.
Как известно, туризм не столько самодостаточная отрасль, наоборот, развитие туризма невозможно без комплексного развития транспорта, связи, реакреационных территорий, гостиничного хозяйства, культурных и спортивных сооружений, а также иных объектов туристской индустрии.
Поэтому страны, в которых сформированы основные мировые центры туризма, «превратили» туризм в государственную политику, поставив его в центр развития товарно-денежных отношений, основной вид занятости населения, развитие национальной культуры. По оценкам Всемирной организации по туризму (UN World Tourism Organization), каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в «прямом» туризме (туроператоры, турагенты и др.), а 16 туристов — в инфраструктуре туризма.
Все вышесказанное находит свое отражение в России, где в последнее время заметно усилилась роль государственного воздействия на туризм как сектор экономики. Россия имеет высокий туристско-рекреационный потенциал, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Но не всегда туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.
В рамках концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» выделены следующие проблемы развития туризма в России: [2]
высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений);
отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
невысокое качество подготовки необходимых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.
Для наиболее эффективного развития туристского потенциала в Российской Федерации необходим ряд кардинальных мер, среди которых важное место занимает государственная поддержка.
Как отмечено в вышеназванной программе, «туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в ВВП РФ может существенно вырасти до уровня европейских стран, особенно если развивать не только внутренний, но и въездной туризм, который ЮНВТО определяет как туризм в пределах территории определенного государства лиц, постоянно не проживающих в этом государстве».
Являясь специфической мультипликативной сферой, туризм будет стимулировать развитие многих других, смежных направлений экономической деятельности: торговли, общественного питания, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, медицинских и других услуг, что приобретает особую важность в условиях экономической рецессии и потребности в создании стимулов развития российской экономики.
На уровне регионов РФ, в том числе и Ставропольском крае, государство как субъект управления и власти территории, признавая туристскую деятельность одной из значимых отраслей Российской Федерации, должно содействовать становлению туризма, создавать благоприятные условия для его развития, поддерживать реализацию социально-ориентированных функций. Главным достижением органов государственной власти является создание основ правового регулирования, выработка социальных стандартов, формирующих условия для институционализации данного феномена, не только на федеральном, но и на региональном уровнях.
Ставропольский край имеет богатейший историко-культурный потенциал. На государственной охране в крае более 2000 памятников истории и культуры, из них 71 имеют статус федеральных, пяти городам придан статус исторических: Ставрополь, Буденновск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск.
Ставропольский край богат разнообразными рекреационными ресурсами, прежде всего для лечебно-оздоровительного отдыха. Есть большие возможности и для активного отдыха — пешего, велосипедного туризма, культурно-исторического и даже этнического туризма. Трудно найти на всем Кавказе другие такие места для походов, экскурсий, занятий горнолыжным спортом, альпинизмом. Здесь много интересного и для тех, кто увлекается ботаникой, археологией или историей, геологией или спелеологией.
В настоящее время Ставропольский край все больше воспринимается как богатейшая территория для экологического туризма. Особенно популярны среди туристов Тебердинский заповедник, славящийся изобилием красот природы и чудесная горная местность Архыз. Все большую популярность приобретают и маршруты в верховья Кубани и ее притоков, к подножию Эльбруса.
Таким образом, Ставропольский край имеет уникальные возможности для развития рекреационно-туристской сферы:
благоприятные климатические условия и большое разнообразие живописных ландшафтов;
наличие огромных запасов лечебных ресурсов (множество видов минеральной воды, а также лечебные грязи);
значительный историко-культурный потенциал;
транспортная доступность (относительная близость к наиболее населенным регионам России и развитость авиационного, железнодорожного и автомобильного сообщения);
наличие передовых лечебных технологий, исследовательских курортологических центров, профильных учебных заведений и большого числа квалифицированных специалистов (в первую очередь, в регионе Кавказских Минеральных Вод).
Сегодня одна из главных задач краевой экономики — превращение туризма в высокоэффективную отрасль не только за счет выездного, но и за счет развития внутреннего и въездного туризма.
В 2014 году общий въездной поток в край приблизился к 800 тыс. человек, из них подавляющее большинство (96 %) — граждане России. Иностранные граждане совершили 99,6 тыс. поездок в Ставропольский край, что на 5 % больше, чем в 2013 году. Из них, туризм, как основную цель своего посещения края, заявили 5 % въехавших.
Всего на конец 2014 года на Ставрополье насчитывалось 192 турфирмы, услугами которых воспользовались 114,6 тыс. туристов. Рост в сравнении с 2013 годом составил 28,0 %.
Основные туристские ресурсы Ставрополья представлены 3,1 тыс. памятниками истории и культуры, более чем 100 памятниками природы и заказниками, 40 музеями, 3 театрами и 2 цирками. Ставропольский край — один из немногих регионов России, где понятие «туризм» окрашено не только настроением оздоровительного отдыха и путешествий, но и конкретными экономическими реалиями. Это целая отрасль экономики с собственной стратегией развития, с финансовыми показателями и со своей инфраструктурой.
Объем платных услуг, оказываемых населению туристско-экскурсионными учреждениями, гостиницами и аналогичными средствами размещения, а также санаторно-оздоровительными организациями ежегодно растет и в 2014 году составил 15,6 млрд. рублей, превысив показатели 2010 года в 1,5 раза (рис. 1).
Рис. 1. Платные услуги организаций курортно-туристского комплекса Ставропольского края, оказываемые населению в 2012–2014 гг. (млн. рублей) [3]
За этот же период наиболее интенсивно увеличивались объемы услуг, оказываемых населению туристско-экскурсионными учреждениями (в 2 раза); услуги гостиничных и санаторно-оздоровительных организаций возросли в 1,5 раза.
Главной целью государственной политики в сфере туризма Ставропольского края является создание современного, высокоэффективного рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для устойчивого развития экономики региона.
Уже в настоящее время этот сектор составляет 3,2 % валового регионального продукта. Для сравнения — аналогичный показатель в мировом валовом продукте составляет — 3,6 %, среднеевропейский — 6–9 %, доля туризма в экономике страны — 2,5 %. Однако имеются возможности дальнейшего значительного улучшения данного показателя.
Основными задачами развития туристской индустрии Ставропольского края являются: [4]
совершенствование системы государственного регулирования в краевой туристской индустрии;
создание нормативной и статистической базы туристской индустрии;
разработка и реализация краевых и ведомственных целевых программ в сфере туризма;
межведомственная координация туристской деятельности в крае;
рационализация использования природно-климатических и культурно-исторических ресурсов края;
создание развитой инфраструктуры туристских центров, улучшение материально-технической и научно-методической базы туризма;
разработка и реализация комплекса мер по внедрению рыночных механизмов в туристскую индустрию;
создание условий для привлечения инвестиций в туристский комплекс Ставропольского края;
повышение эффективности использования туристского потенциала края;
повышение уровня региональной специализации на Ставрополье;
активизация холдингового капитала, концентрирующего и контролирующего как отдельные сферы деятельности в туризме, так и его виды;
формирование благоприятного имиджа Ставропольского края в отечественном и мировом информационном пространстве.
Для достижения поставленных задач Правительством региона и министерством экономического развития края предпринимаются меры по формированию и обеспечению комплексного развития санаторно-курортного и туристского комплексов, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала, повышению инвестиционной привлекательности, созданию качественного туристского продукта.
Сейчас государством создаются специальные туристские зоны, которые освобождаются от налогов и в которых предоставляются гарантии инвесторам о защите их прав собственности. ОАО «Курорты Северного Кавказа» является оператором развития туристского кластера на Северном Кавказе.
Так, на территории Ставропольского края одной из особых экономических зон является зона КМВ (Кавказские Минеральные Воды). С точки зрения межмуниципального взаимодействия КМВ — очень сложный для управления объект. Проблемы КМВ попали в сферу внимания региональных и федеральных властей. С одной стороны, это федеральный курорт, где много неприкосновенных федеральных земель, с другой — альтернативный центр Ставрополья, потенциал которого используется слабо, с третьей — это семь самостоятельных городов (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Минеральные Воды, Лермонтов, Георгиевск), и управлять этими городами одновременно крайне затруднительно. Управление ими неэффективно. С одной стороны, в КМВ сошлись интересы различных федеральных ведомств, нескольких муниципалитетов и субъекта Федерации, Ставропольского края, — и пока нет структуры, которая позволяла бы обсуждать и принимать необходимые всем решения. С другой стороны, стороннему инвестору сейчас трудно понять, как осуществлять инвестиционную деятельность в регионе КМВ.
Туристско-рекреационный кластер «Эко-курорт Кавминводы» сформирован и включен в мероприятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В рамках развития данного кластера предполагается реализовать реконструкцию и расширение санатория «Машук Аква-Терм» в г. Железноводске (освоено в 2014 году 122 млн. руб.), проект создания туристско-рекреационного комплекса «Новопятигорское озеро», комплексную реконструкцию санатория «Пикет» в г. Кисловодске, а также осуществить поддержку создания этнографических казацких деревень в г. Ессентуки и Предгорном районе и строительство автодороги к Второ-Афонскому Бештаугорскому мужскому монастырю. Общий объем внебюджетных инвестиций составит более 5 млрд. руб.[5]
Механизмом государственной поддержки развития санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края является Государственная программа «Туристско-рекреационный комплекс». [6]
Основными задачами программы являются: формирование положительного имиджа Ставропольского края и организация активного продвижения туристского потенциала Ставропольского края; развитие приоритетных для Ставропольского края видов туризма и туристских кластеров; развитие кадрового потенциала сферы туризма Ставропольского края; создание благоприятного инвестиционного климата в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса.
Помимо этого, в рамках программы систематически организовываются информационные туры для различных представителей туриндустрии и пресс-туры для журналистов, разработан и функционирует информационный портал туристского информационного центра Ставропольского края — www.stavtourism.ru, проводиться ежегодно конкурс «Туристское Ставрополье», Делегации Ставропольского края принимают участие в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, ежегодно проводиться фестиваль туризма «Туристское Ставрополь».
В целом программа призвана поддержать туристскую отрасль и содействовать её развитию на Ставрополье.
Федеральной целевой программой «Юг России (2014–2020) утверждены объемы финансирования реконструкции парковых территорий городов-курортов Кавказских Минеральных Вод в сумме более 2,5 млрд. руб. до 2020 года. В Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа подана заявка на дополнительное финансирование строительства и реконструкцию социально значимых и инфраструктурных проектов в регионе Кавказские Минеральные Воды в объеме более 22 млрд. руб. до 2020 года.
Среди планов на будущее обозначены задачи по развитию приоритетных видов туризма: лечебно-оздоровительного, культурно-исторического, событийного, охотничье-рыболовного, экстремально-спортивного, делового и этнографического. Также решено создать рабочую группу по развитию детского туризма в Ставропольском крае при Координационном совете по вопросам развития туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края, что будет способствовать формированию и реализации государственной политики в сфере развития детского туризма.
В качестве партнеров по реализации стратегических направлений развития туризма в Ставропольском крае помимо ОАО «Курорты Северного Кавказа» и ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» рассматриваются и такие некоммерческие организации как автономная некоммерческая организация «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод», которая содействует развитию курортов КМВ, способствует сохранению уникальных природных лечебных факторов и возрождению общественной значимости и престижности санаторно-курортного лечения, некоммерческое Партнерство «Ассоциация Курортов и туризма Ставропольского края» («АсКурТур»), основной целью деятельности которого является объединение и координация усилий участников рынка туристских услуг для развития курортно-туристского комплекса Юга России.
В Ставропольском крае в сфере нормативно-правового обеспечения туризма существует «пробел». На уровне края отсутствует закон, который бы регламентировал отношения в сфере туризма и туристской деятельности.
Таким образом, одной из важнейших задач является принятие закона Ставропольского края «О туризме в Ставропольском крае».
Действительно, анализ ситуации, в частности, рост количества экскурсионных компаний и рекомендации туристского сообщества края определяют высокую актуальность и необходимость скорейшего принятия краевого закона. Сегодня нужно более четко регламентировать некоторые вопросы, которые не регулируются на федеральном уровне. В-первую очередь это касается наведения порядка в экскурсионной деятельности и регламентации полномочий органов власти всех уровней. Среди проблем можно обозначить отсутствие контроля деятельности экскурсоводов, предоставление туристам не полной или не достоверной информации, отсутствие системы подготовки экскурсоводов.
В связи со всеми обозначенными вопросами, проект закона Ставропольского края «О туризме в Ставропольском крае» направлен на обеспечение реализации прав граждан на отдых и удовлетворение их потребностей в туристских продуктах края. Он также определяет необходимость рационального использования туристских ресурсов (посредством определения приоритетных направлений туризма, позволяющих обеспечить сохранение и рациональное использование историко-культурного и природного наследия края посредством развития культурно-познавательного, экологического, этнографического туризма) и закрепляет принципы развития туристской индустрии как одной из отраслей экономики, производящей и продвигающей туристские продукты.
Ключевыми составляющими проекта закона являются меры государственной поддержки и введение обязательной аттестации экскурсоводов. Среди них организационно-правовое обеспечение развития туризма, предоставление бюджетных инвестиций и налоговых льгот в соответствии с законодательством; предоставление государственных гарантий региона; продвижение туристского продукта края на внутреннем и мировом туристских рынках; содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников туристкой индустрии и другие. [7]
Практика показала, что Ставропольский край имеет огромный потенциал для развития туризма, причем, не только на КавМинВодах. Для создания полноценного, конкурентоспособного туристского продукта Ставропольского края, который может удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов, необходимо развитие наиболее перспективных видов туризма для каждого конкретного муниципального образования, что возможно лишь при активизации государственной поддержки данной отрасли
Литература:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (с изменениями и дополнениями)// http://base.garant.ru/55171986/
- Пресс-выпуск территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (Cтавропольстат) от № 94 от 26.09.2015 г.
- Политика развития туризма// http://www.stavregion.ru/stat/social/rest/tour-politics/
- Курорты Ставрополья демонстрируют положительную динамику развития// http://www.stavinvest.ru/index.php?page=Novosti
- Постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 № 569-п (ред. от 10.04.2015) «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Туристско-рекреационный комплекс»// http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW077
- Развитие туризма на Ставрополье обсудили на заседании коллегии Минэкономразвития края// http://sv.stavregion.ru/news/2014/