Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 18.06.2017

Статья просмотрена: 1493 раза

Библиографическое описание:

Адамов, Е. В. Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира / Е. В. Адамов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44704/ (дата обращения: 23.11.2024).



Транспорт, влияя на все сферы жизни современного общества, является системообразующей отраслью. Воздушный транспорт является одним из самых удобных и быстрых видов транспорта в начале XXI века. Пределы ответственности перевозчика смягчают его размер материальной ответственности.

Ключевые слова: воздушный транспорт, перевозка пассажиров, пределы ответственности перевозчика по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом

Одним из важнейших условий для роста экономики является транспорт, потому что для развития необходима мобильность населения и грузов. Транспорт, влияя на все сферы жизни современного общества, является системообразующей отраслью, начиная с XIX в. Доступность транспортных услуг является одним из показателей, определяющих качество жизни граждан в стране.

Одним из самых удобных видов транспорта является воздушный. Он имеет ряд преимуществ, главными из которых являются скорость и доступность. Система воздушного права базируется на договоре перевозки, который постоянно развивается и совершенствуется. Но, как считают ученые-практики, в нашей законодательной базе недостаточна практическая разработанность многих проблем [1, с.45].

Вслед за ростом объёмов пассажирских перевозок увеличивается число прав, возникающих на основании обязательств по перевозке пассажиров, которым необходима надлежащая охрана и защита. Защищенность прав перевозчика и пассажира в значительной мере зависят от эффективности института гражданско-правовой ответственности.

Предел гражданско-правовой ответственности — это максимально возможный размер ответственности, к которому можно привлечь виновное лицо за нарушение положений гражданско-правового договора.

Согласно п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ: «Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты». [2, с.301]

В Воздушном кодексе РФ предусмотрены следующие виды и пределы ответственности перевозчика:

  1. ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна. Предел составляет два миллиона рублей;
  2. ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире. Предел составляет размер объявленной ценности. В том случае если ценность не была объявлена, то предел равен стоимости вещей (багажа), но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа;
  3. ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы;

Международные договоры и конвенции призваны регулировать международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика.

Варшавская конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, является основным международным документом, регулирующим гражданскую авиацию. Этот документ был принят во времена, когда воздушные перевозки только начали внедряться в систему транспорта и поэтому в дальнейшем, в нее вносились изменения [3, с.65].

В соответствии со ст. 22 Варшавской конвенции, при перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в двести пятьдесят тысяч франков. В случае если, согласно закону суда, в котором разбирается дело, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма этих платежей не может превышать указанного предела.

При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

В случае утери, повреждения или задержки части зарегистрированного багажа, или груза, или какого-либо содержащегося в них предмета, для определения предела ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес данного места или мест. Однако когда утеря, повреждение или задержка части зарегистрированного багажа или груза или какого-либо содержащегося в них предмета влияет на стоимость других мест, включенных и одну и ту же багажную квитанцию или в один и тот же воздушно-перевозочный документ, то общий вес этих мест должен приниматься во внимание при определении предела ответственности. В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответственность перевозчика ограничивается пятью тысячами франков на пассажира [4, с.51].

В апреле 2017 г. Президент РФ подписал закон «О присоединении к Монреальской конвенции, унифицирующей нормы международных перевозок» 28 мая 1999 г.

В этом международно-правовом документе предусмотрены повышенные меры ответственности Предел ответственности эксплуатанта теперь лежит в пределах от 300000 SDR (примерно 379500 долл. США за самое маленькое воздушное судно) и до 2500000 SDR (примерно 3162500 долл. США) плюс по 65 SDR (примерно 82 долл. США) за каждый килограмм сверх 30000 килограммов для воздушных судов весом более 30000 кг. Максимальная сумма ответственности в связи со смертью или телесным повреждением ограничивается 125000 SDR (примерно 158125 долл. США) за каждого погибшего или получившего телесные повреждения. Некоторые государства считают, что и этого недостаточно. Например, Япония разрабатывает новый закон, упраздняющий пределы ответственности перевозчика, чтобы он нес ответственность в полном объеме. России так же следует отказаться от пределов ответственности перевозчика по договору перевозки пассажира воздушного транспорта, т. к. российские пассажиры на внутренних линиях ставятся в не равное положение по сравнению с международными рейсами.

Россия становится участником этой конвенции с большим запозданием. Если в Азиатских и Европейских государствах уже поднимаются вопросы о том, чтобы упразднить пределы ответственности, то РФ обязывается принять пределы 1999 года [5, с.93].

Законодатель и научное сообщество РФ уделяют не очень много внимания институту перевозки пассажиров, но с большим энтузиазмом поднимают вопросы и пути их решения в сфере перевозки грузов [6, с.162]. Международные институты, такие как международная торговая палата, разрабатывают правила перевозки грузов (Incoterms 2010). Эти правила хоть и не имеют юридической силы на территории РФ, но грузовые компании вынуждены им подчиняться, так как базисами этого документа пользуется большая часть стран мира. Несмотря на то, что перевозка пассажиров требует постоянного развития, усиления ответственности сторон за нарушения условий договора, этого не происходит. Выше упомянутые правила международной перевозки товаров обновляются раз в десять лет.

Литература:

  1. Елисеев Б. П. Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов [Электронный ресурс] / Б. П. Елисеев // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 16.05.2014.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 01 апреля 1997 г № 60 — ФЗ: по сост. на 06 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. № 12. — Ст. 342.
  3. Пузатых Д. Понятие, структура и место транспортного права в системе российского права [Электронный ресурс] / Д. Пузатых // Транспортное право. — 2007. — № 1 // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 16.05.2014.
  4. Васин И. А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров [Электронный ресурс] / И. А. Васин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — № 8 // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 16.05.2014.
  5. Егорова М. А. Особенности изменения и расторжения коммерческих договоров [Электронный ресурс] / М. А. Егорова // Юрид. мир. — 2010. — № 5. — С. 10–14 // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 16.05.2014.
  6. Стригунова Д. П. Договор перевозки пассажира в российском законодательстве [Электронный ресурс] / Д. П. Стригунова // Современное право. — 2012. — № 7 // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 16.05.2014.
Основные термины (генерируются автоматически): SDR, ответственность перевозчика, предел ответственности перевозчика, воздушный транспорт, перевозка пассажиров, США, зарегистрированный багаж, пассажир, предел ответственности, Варшавская конвенция.


Ключевые слова

воздушный транспорт, перевозка пассажиров, пределы ответственности перевозчика по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом

В настоящей статье на основании судебной практики Москвы и Московской области проводится анализ привлечения к ответственности за нарушения сторонами условий перевозки груза железнодорожным транспортом, выявляются пробелы правового регулирования, пред...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере

Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...

Договор перевозки груза автомобильным транспортом

В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Проблемы безопасности при погрузке на станционных и собственных железнодорожных путях

Цель данной работы заключается в выявлении и исследовании проблем, возникающих в процессе гражданско-правового регулирования перевозки грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Новые виды общественных отношений объективно обусловил...

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом

В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте

В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...

Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору перевозки железнодорожным транспортом

В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.

К вопросу о методах и особенностях регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях государственное регулирование автотранспортного комплекса должно в полной мере удовлетворять потребностям бизнеса на современном этапе, что подразумевает строго...

Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом

В настоящей статье на основании судебной практики Москвы и Московской области проводится анализ привлечения к ответственности за нарушения сторонами условий перевозки груза железнодорожным транспортом, выявляются пробелы правового регулирования, пред...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Особенности и проблемы гражданско-правовой ответственности в медицинской сфере

Оказание многих видов медицинских услуг связано с риском причинения вреда жизни и здоровью пациентов. При этом в настоящее время наблюдается сложная ситуация по реализации гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и их работников пе...

Договор перевозки груза автомобильным транспортом

В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.

Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров

В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.

Проблемы безопасности при погрузке на станционных и собственных железнодорожных путях

Цель данной работы заключается в выявлении и исследовании проблем, возникающих в процессе гражданско-правового регулирования перевозки грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Новые виды общественных отношений объективно обусловил...

Задать вопрос