В статье рассмотрены особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика и пассажира по договору воздушной перевозки, выделены признаки гражданской ответственности и условия ее применения.
Ключевые слова: воздушная перевозка, договор, перевозчик, багаж, пассажир, груз, ответственность.
Авиаперевозки занимают значительную часть транспортных перевозок в России и в мире. Высокая маневренность, возможность быстрого перемещения делают авиаперевозки важным сектором экономики. Эта сфера экономической деятельности обладает рядом специфических черт, в том числе особым механизмом регулирования. Правовой основой процесса перевозки воздушным транспортом является договор перевозки, регулируемый гражданским законодательством (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Согласно отдельным положениям Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 857 ГК РФ, п. 1 ст. 786 ГК РФ) по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз, пассажира, багаж в пункт назначения за установленную плату.
Для исполнения договора перевозки воздушным транспортом важным является соблюдение обязательств, установленных соглашением сторон. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и заключенного договора. В момент заключения договора воздушной перевозки стороны обязательно согласуют вопрос об ответственности сторон в случае нарушения обязательств.
Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки регулируется как общими положениями ГК РФ, так и отдельными положениями Воздушного кодекса РФ (Далее — ВЗК РФ). Так, Воздушным кодексом РФ определены правила установления ответственности: перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (ст. 117 ВЗК РФ), утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, вещей при пассажире (ст. 118, 119 ВЗК РФ), просрочку доставки пассажира, багажа или груза (ст. 120 ВЗК РФ), утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты (ст. 122 ВЗК РФ); грузоотправителя за вред вследствие неправильности или неполноты представляемых им сведений (ст. 121 ВЗК РФ); за вред, причиненный при столкновении воздушных судов (ст. 129 ВЗК РФ); за вред, причиненный при воздушной перевозке (ст. 130 ВЗК РФ).
Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки состоят в следующем:
1) Ответственность носит имущественный характер, так как предполагается, что предоставление финансового возмещения является компенсацией за причиненный ущерб. В качестве возмещения всегда предлагается финансовое возмещение. Приведем пример формулировки одного из решений суда: «Взыскать с ООО «Северный ветер» в пользу М. Р. Н. и М. С. В. в счет возмещения убытков 148052 (сто сорок восемь тысяч пятьдесят два) руб. 50 коп., неустойку в размере 3994 (трех тысяч девятисот девяноста четырех) руб. 54 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тысяч) руб., компенсацию морального вреда в пользу М. Р. Н. и М. С. В. в размере 3000 (трех тысяч) руб. и штраф в размере 35000 (тридцати пяти тысяч) руб.». [1].
2) Имеются особенности применения ответственности сторон договора. К перевозчику предъявляются требования как к владельцу источника повышенной опасности. Так, истец, который ввиду поломки самолет не смог отправиться в туристическую поездку, предъявил иск к ПАО «Аэрофлот». Возражения ответчика об отсутствии запчастей и необходимости обеспечения безопасности пассажиров не были приняты во внимание. Суд привлек ответчика к ответственности, так как обязательство не было выполнено [2].
Виновное поведение пассажиров оценивается по принципу виновной ответственности с учетом законодательства о защите прав потребителей. Так, гражданка Молчанова обратилась в суд с требованием к ПАО «Аэрофлот» с требованием о компенсации вреда в связи с тем, что в нарушение законодательства о защите прав потребителей до нее не была доведена информация о времени вылета и его указании в местном времени, а не московском. Суд взыскал компенсацию за неисполнения обязательств перед потребителем в полном объеме [3].
3) Ответственность в договоре перевозке носит виновный характер. Хотя для перевозчика актуальным является презюмирование вины. Так, действующая судебная арбитражная практика исходит из того, что профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Для пассажира требование виновной ответственности является обязательным. Он отвечает только в случае наличие состава гражданского правонарушения. При этом признается невозможность ограничения ответственности (ст. 793 ГК РФ). Например, между АО «Авиакомпания «Ангара» (перевозчик) и ООО «Геотек-восточная геофизическая компания» (заказчик) был подписан договор на выполнение коммерческих воздушных перевозок № А/26–14/04. Воздушные перевозки по настоящему договору выполняются с использованием воздушных судов типа: Ми-8Т, Ми-8П, Ми-8МТВ, экипажами перевозчика. Однако, заказчик не оплатил предоставленные услуги, т. е. не выполнил свои обязательства перед перевозчиком. В данном случае имеется пример виновного поведения заказчика, влекущего гражданско-правовую ответственность [4].
4) Ответственность перевозчика носит ограниченный характер. Согласно ст. 400 ГК РФ допускается применение ограниченной ответственности к отдельным видам договора, в том числе и воздушной перевозки. Данное обстоятельство учитывается судами при рассмотрении дел, связанных с ответственностью перевозчика. Для освобождения от ответственности воздушный перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств. Например, был выявлен факт поломки судна. В связи с этим 57 пассажиров не были доставлены из Хабаровска в Москву. Самолет был задержан для устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна относится к обстоятельствам, освобождающим перевозчика от ответственности, предусмотренной Воздушным кодексом Российской Федерации. Суд признал правоту авиакомпании [5].
Применение гражданско-правовой ответственности в отношении перевозчика поставлено в зависимость от соблюдения ряда условий и формальностей — прежде всего, перевозчику необходимо направить претензию, причем в установленный законом срок, и лишь потом возможно обращение в юрисдикционные органы. Согласно положениям ст. 797 Гражданского кодекса РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Здесь имеется ввиду, что в различных сферах перевозки устанавливаются различные правила соблюдения претензионного порядка [6].
В частности, установлены следующие ограничения по наложению взысканий:
– за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;
– за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;
– за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
Таким образом, отличительной чертой применения гражданско-правовой ответственности в договоре воздушной перевозки является действия на началах вины, и ограничение размера взыскиваемых сумм в пределах установленного реального ущерба. Для пассажиров, напротив, применяются общие начала гражданско-правовой ответственности с учетом законодательства о защите прав потребителей.
Литература:
- Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан № 2–2430/2019 2–2430/2019~М-2206/2019 М-2206/2019 от 18 июля 2019 г. по делу № 2–2430/2019 [Электронный ресурс] URL: sudact.ru/regular/doc/? (дата обращения: 25.03.2020).
- Решение Дзержинский районный суд г. Перми № 2–2315/2019 2–2315/2019~М-1777/2019 М-1777/2019 от 26 июля 2019 г. по делу № 2–2315/2019 [Электронный ресурс] URL: sudact.ru/regular/doc/? (дата обращения: 25.03.2020).
- Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края № 2–742/2019 2–742/2019~М-595/2019 М-595/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2–742/2019 [Электронный ресурс] URL: sudact.ru/regular/doc/? (дата обращения: 25.03.2020).
- Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2018 г. по делу № А19–27271/2018 [Электронный ресурс] URL: sudact.ru/regular/doc/? (дата обращения: 25.03.2020).
- Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 апреля 2018 г. по делу № А73–2242/2018 [Электронный ресурс] URL: sudact.ru/regular/doc/? (дата обращения: 25.03.2020).
- Гараев Э. М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 201–205.