В статье автор исследует нормы транспортного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, договор, перевозка, транспорт.
Начиная с анализа гражданско-правовой ответственности сторон договора железнодорожной перевозки, следует отметить, что рассматриваемая договорная ответственность является институциональной составляющей общегражданской ответственности, которая, в свою очередь, является разновидностью обязательственного права.
Транспорт является особенным финансовым институтом. Финансовые отношения производства, обмена, распределения и употребления неразрывно соединены между собой. Чем выше уровень производства, тем выше уровень потребления. Связь между созданием и потреблением осуществляется с помощью отношений обмена и распределения. Научно-техническое развитие общества приводит к появлению новых технологий производства, появлению новых продуктов.
Исторически водный путь был первой и самой простой формой сообщения. Перевозка грузов по руслам рек осуществлялась еще в древности, на Руси водный путь сообщения предопределен природными условиями и большим количеством рек.
По договорам об организации перевозок перевозчики обязаны принять грузы в оговоренном объеме в установленные сроки, а грузоотправители обязаны предъявить их к перевозке. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в настоящее время является одним из составных элементов сложного правового состава, лежащего в основе обязательства по осуществлению перевозки грузов железнодорожным транспортом [1].
Дальнейшими элементами конкретно-правового состава является заключение перевозчиком и отправителем договора о предъявлении груза к перевозке отправителем и, при необходимости, договора на организацию перевозки. Транспортировка грузов производится на основании контракта перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются контрактом сторон, кроме случаев, которые были предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее — РФ УЖТ), иными изданными в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами предусмотрено иное. Положения гл. 40 ГК РФ, в большинстве случаев содержат справочные стандарты транспортных карт и кодов, отражающие специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности. Отправители и получатели груза несут вину за невыполнение критерий контракта перевозки грузов.
В первую очередь несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, повлекшие уплату процентов — ст. 395 ГК РФ. Отправитель несет ответственность за недостоверное указание сведений о грузе в товаросопроводительном документе, повлекшее снижение стоимости перевозки или влияющее на безопасность перевозки, за отправку запрещенных к перевозке видов груза. Также отправитель несет ответственность за нарушение установленных правил перевозки и таможенного режима, в результате чего транспортные средства были задержаны органами, осуществляющими государственный контроль. Отправитель также может быть привлечен к ответственности за причинение своими действиями ущерба транспортным средствам.
Более подробные правила об ответственности отправителя и получателя грузов содержатся в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответственность за неисполнение заявления (распоряжения) при перевозке товаров транспортом, в отличие от общей имущественной гражданской ответственности по вине (ст. 401 ГК РФ), наступает не только по вине, но даже по шанс. В статье 19 УЖТ указано, что грузоотправитель и получатель могут быть привлечены к ответственности за убытки, возникшие при перевозке вследствие разного рода ситуаций, возникших по их вине. Обстоятельства, освобождающие отправителя от ответственности за неисполнение обязанности по перевозке груза, установлены ст. 116 УЖТ.
Следует отметить, что ст. 104 УЖТ предусматривает ответственность грузоотправителя, получателя в случае повреждения или утраты вагонов и контейнеров, поставляемых перевозчиком. Ответственные лица обязаны отремонтировать или возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров. Кроме того, отправители-получатели обязаны возместить перевозчику убытки, понесенные в связи с повреждением или утратой вагонов, контейнеров [2].
В первую очередь будем исходить из более общего, на мой взгляд, определения гражданско-правовой ответственности: это обязанность причинителя вреда (иногда при отсутствии вины с его стороны) нести новые обременительные для него обязанности, чаще родового характера, либо вопреки его желаниям и стремлениям лишение части его гражданских прав.
Если говорить о нормах транспортного законодательства, регулирующих гражданско-правовую ответственность участников обязательств грузовых железнодорожных перевозок, то всю ее совокупность можно разделить на три составляющие в зависимости от субъекта, который неизбежно понесет те или иные неблагоприятные последствия.
Этими субъектами являются: перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель, хотя последний не является стороной договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Конечно, как упоминалось в предыдущем абзаце, существуют также такие субъекты, как владельцы инфраструктуры и операторы железнодорожного подвижного состава. Но раз мы выразили сомнение в целесообразности выделения этих субъектов из категории перевозчиков, то вопросы их ответственности будут рассматриваться наряду с ответственностью перевозчика, их причастностью. Кроме того, на сегодняшний день в связи с коротким периодом реформ еще не сформирован ряд вопросов по данной теме.
В части 1 ст. 796 ГК РФ сказано, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, что дублируется в ст. 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Это правило не вызывает сомнений в своей пригодности, но требует некоторого уточнения.
В случае внедрения императивного способа законодательного обеспечения нереально применение принципа равноправия граждан. При любом варианте интересы той либо другой стороны обязательства учитываются в большей степени. Казалось бы, правильнее было бы учитывать и обеспечивать интересы контрагентов перевозчиков соответствующими правовыми нормами, ведь в настоящее время научно-технический прогресс уже дошел до того, что перевозки осуществляются надежными, профессиональными транспортными средствами. Между тем в законе оставались архаичные нормы.
Поэтому ответственность перевозчиков по договору перевозки наступает только в случае вины перевозчика (статьи 793–796 ГК РФ), ответственность ограничена (статья 796 ГК РФ).
С другой стороны, некоторые правила ответственности перевозчиков возмутительны. Так, после ч. 1 ст. 102 УЖТ за превышение грузоподъемности (перегрузку) вагона, контейнера отправитель (грузоотправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы этого груза (грузобагажа). Это не гражданско-правовая мера, а пресечение недобросовестных действий грузоотправителей при обработке железнодорожных грузов.
Примеры УЖТ не случайны и наглядно подтверждают не гражданско-правовую направленность устава. Такой ситуации нет ни в одном другом транспортном уставе или кодексе. Железнодорожный транспорт не освободился от оков административно-плановой экономики, что делает необходимым срочный пересмотр УЖТ.
Транспорт — это правовой институт 20-го века, на данном этапе разрабатываются новые виды договоров транспортной деятельности. Эти контракты являются организационными транспортными контрактами. С. Ю. Морозов посвятил этому вопросу монографию. Под организационно-транспортными договорами автор понимает те договоры, которые направлены на осуществление или обеспечение процесса доставки грузов, пассажиров и багажа к месту назначения с использованием автотранспортных средств [3].
Предметом договора перевозки всегда является организация перевозки; Договоры транспортной организации всегда направлены на заключение и исполнение договора перевозки теми же или другими лицами и исполнение его в соответствии с условиями договора транспортной организации.
Другими словами, договор организации перевозки предшествует договору перевозки, поэтому первый выше и важнее второго. Это свидетельствует о том, что в настоящее время единичный транспорт уже не может отвечать интересам современного экономического развития общества, а организационный транспортный договор, в свою очередь, задает генеральную линию развития.
Литература:
- Бояркина, Е. В. Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом / Е. В. Бояркина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019.
- Алексеев С. С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожной перевозки грузов. М.: Госюриздат, 2019.
- Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2018. 352 с.