Понятие и условия гражданско-правовой ответственности перевозчика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.10.2023

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Гальвас, Е. А. Понятие и условия гражданско-правовой ответственности перевозчика / Е. А. Гальвас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106778/ (дата обращения: 19.11.2024).



Государство создает условия, обеспечивающие исполнение обязательств обязанной стороной, поскольку признано охранять субъективные права управомоченных субъектов. Так, субъективное право предусматривает меру возможного поведения пассажира в рамках закона. Пассажир вправе требовать исполнения обязанностей, возложенных на перевозчика нормами закона и договором. Нарушение субъективного права есть основание к требованию возмещения материального ущерба, компенсации морального вреда и привлечения к ответственности. Одним из видов гражданско-правовой ответственности выступает гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору перевозки пассажиров и багажа. Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа — это меры воздействия на нарушителя, которые установлены «Гражданским кодексом РФ и иными законами, а также соглашением сторон» (Пункт 1 статьи 793 ГК РФ.

Гражданско-правовой ответственности перевозчика как исполнителя транспортных услуг характерны все признаки гражданско-правовой ответственности. Так, ответственность перевозчика — вид государственного принудительного воздействия на нарушителей гражданского законодательства. Нормы права, содержащие ответственность перевозчика, применимы к лицам, совершившим правонарушение в рамках договора перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта. Кроме того, гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору перевозки пассажиров и багажа имеет ряд особенностей:

– во-первых, применение неблагоприятных имущественных последствий;

– во-вторых, ответственность одного субъекта гражданско-правовых отношений перед другим;

– в-третьих, юридическое равенство участников гражданских правоотношений;

– в-четвертых, компенсационный характер гражданско-правовой ответственности [1].

К примеру, А. И. Мягких, усиливая рассматриваемый тезис, утверждает о «соответствии компенсации убыткам» [2]. Согласно его мнению, «..восстановление имущественных прав потребителя услуг будет достигнуто только случае, полной компенсации причиненного вреда или выплаты убытков» [2]. Указанные особенности ответственности перевозчика дают основания отделить данный вид ответственности от иных видов юридической ответственности, подчеркнув ее гражданско-правовой характер. Также, гражданское законодательство закрепляет положения о компенсации за причиненный моральный вред потребителю транспортных услуг. Моральный вред включает в себя «физические и нравственные страдания» потребителей транспортных услуг. Компенсация морального вреда, причиненного потребителю транспортных услуг одна из мер гражданско-правовой ответственности.

По договору перевозки пассажиров и багажа перевозчик выступает в качестве предпринимателя, и его ответственность отличается от иных субъектов права, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Перевозчик участвует в экономическом обороте как с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), так и гражданами (потребителями). Кроме того, контрагентом перевозчика — предпринимателя могут выступать и государственные или муниципальные органы. В тоже время, государственные или муниципальные органы вступают в публично-правовые отношения с перевозчиком, в случаях проведения проверок его деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору перевозки пассажиров и багажа юридические последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обязательств, установленных нормативно-правовыми актами и договором, с чем связано нарушение субъективных прав пассажиров. Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа состоит в применении к правонарушителям санкций уполномоченными государственными или муниципальными органами.

К условиям гражданско-правовой ответственности относятся: противоправный характер поведения, последствия имущественного характера, причинная связь между противоправным поведением перевозчика и наступившими последствиями, вина перевозчика как исполнителя транспортных услуг [4]. Совокупность всех условий есть состав гражданского правонарушения. Отсутствие одного из условий гражданско-правовой ответственности перевозчика, как правило, исключает её применение. Существуют исключения, например, в случае взыскания неустойки может не быть имущественных потерь, и как следствие, отсутствие причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями. Противоправность поведения лица, привлекаемого к ответственности, рассматривается как обязательные условие. Противоправное поведение — это действие, выраженное в нарушении норм транспортного права. Нарушение чужих субъективных прав допустимо.

Наиболее распространенные виды неправомерного поведения перевозчика — это неподача или несвоевременная подача транспорта; перевозка пассажира иным маршрутом, с нарушением сроков, предусмотренных договором.

Следующее условие гражданско-правовой ответственности в рамках договора перевозки пассажиров и багажа — последствия имущественного характера (возмещение убытков, выплата неустойки и возмещение вреда). В ВК РФ используется термин «вред», так «…перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке». В КТМ РФ можно встретить как термин «вред» (пункт 1 статьи 171), так и «ущерб» (пункт 1 статьи 186). Кроме того, встречается такое понятие как «штраф» за «просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения»; за «задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения». В данном случае речь идет о неустойке. Как правило, «неустойка установлена за просрочку отправки, доставки, прибытия пассажира и багажа в пункт назначения. Здесь на первом плане факт нарушения обязательств, а не вызванные им последствия имущественного характера, которых может и не быть». Следовательно, для применения ответственности по неустойке, условие в виде вреда является необязательным.

Таким образом, такое условие гражданско-правовой ответственности, как последствие имущественного характера является обязательным применительно к ответственности, влечет возмещение ущерба или убытков стороной транспортных отношений, которой он причинен. Применение этой санкции связано с причинением вреда жизни, здоровью или повреждением (утратой) имущества (багажа).

В качестве третьего условия выступает причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями. Следовательно, возникший ущерб обусловлен противоправным поведением сторон транспортных отношений. Также, ГК РФ указывает на причинную связь между противоправным поведением и наступившими вредоносными последствиями, а сновании чего «…должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства». При взыскании неустойки, как отмечалось выше, например, за просрочку отправки, доставки, прибытия пассажира и багажа в пункт назначения, условие в виде вреда является необязательным. Следовательно, в установлении причинной связи, нет необходимости, так как отсутствует сам вред. «Вина правонарушителя» определена как одно из условий гражданско-правовой ответственности. Вина является необходимым условием для привлечения субъекта правоотношения к ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с ГК РФ «…лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины». В гражданском праве две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленная вина перевозчика — это действие либо бездействие с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, или создания невозможных условий исполнения данного договора. При вине в форме неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Действия перевозчика не направлены на сознательное совершение правонарушения, но в них отсутствует необходимая осмотрительность и заботливость.

Отсутствие вины доказывается перевозчиком, а именно перевозчик должен пояснить, какие меры он принял для надлежащего исполнения обязательства, и какую степень осмотрительности и заботливости он проявил. По общему правилу отсутствие вины перевозчика освобождает его от гражданско-правовой ответственности.

Пунктом 1 статьи 401 ГК РФ указывает на исключения, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Так, положение пункта 3 статьи 401 ГК РФ предусматривает исключения привлечения к ответственности, если субъект права докажет, что ненадлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах). Такое обстоятельство не зависит от лица, не исполнившего обязательства.

Непреодолимую силу в договорных отношениях именуют форс-мажором. Такое событие должно отвечать двум признакам, а именно быть объективно непреодолимым в конкретной ситуации и неожиданным. При причинении вреда непреодолимой силой в действиях перевозчика отсутствует вида и причинная связь между его поведением и наступившими последствиями, поэтому ответственность в таких случаях исключается.

Необходимо отметить, что часть 10 статьи 34 Устава автомобильного транспорта освобождает перевозчика от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика. Таким образом, положениями Устава автомобильного транспорта устанавливается «виновная ответственность перевозчика» [5], причем доказывание вины возлагает на пассажира.

Вина правонарушителя в гражданском праве имеет свою специфику, которая вызвана особенностями регулирования гражданско-правовых отношений. Рассматриваемые отношения обусловлены компенсаторно-восстановительной функцией ответственности. Для компенсации убытков, понесенных субъектом права, не имеет существенного значения его субъективное отношение к своему поведению. Так, различие форм вины не всегда имеет значение для наступления ответственности, в большинстве случаев достаточно наличия любой формы вины.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что:

– во-первых, субъективное право предусматривает меру возможного поведения пассажира в рамках закона. В случае нарушения субъективного права потребителя транспортной услуги, у последнего возникает основание требования возмещения материального ущерба, компенсации морального вреда и привлечения к ответственности перевозчика как исполнителя транспортных услуг;

– во-вторых, ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа — это мера воздействия на нарушителя норм внутригосударственного и международного транспортного права. Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа состоит в применении к правонарушителям санкций уполномоченными государственными или муниципальными органами;

– в-третьих, условия гражданско-правовой ответственности — противоправный характер поведения, последствия имущественного характера, причинная связь между противоправным поведением перевозчика и наступившими последствиями, вина перевозчика как исполнителя транспортных услуг. Совокупность всех условий есть состав гражданского правонарушения. Отсутствие одного из условий гражданско-правовой ответственности перевозчика, как правило, исключает её применение.

Литература:

  1. Демченко, М. В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении: Монография. / М. В. Демченко. — М.: Изд-во СГУ, 2011. С.36.
  2. Чуклова Е. В. Альтернативные санкции в гражданском праве // Правовое государство: теория и практика. 2018. № 2 (52).;
  3. Гражданское право: учебник: В 3 т. / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. Т. 3. — М.: РГ-Пресс, 2020.-С.257.
  4. Миннебаев Р. Х. Некоторые вопросы правоприменения в области автомобильных пассажирских перевозок // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 3 (33).
  5. Борисов, А.Н., Карачун, С. М. Комментарий к статье 34 Устава автомобильного транспорта РФ / А.Н Борисов, С. М. Карачун // Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2009. С. 112.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-правовая ответственность, договор перевозки пассажиров, причинная связь, гражданско-правовая ответственность перевозчика, багаж, ГК РФ, имущественный характер, ответственность, моральный вред, последствие.


Задать вопрос