Эффективное экономическое развитие любого государства невозможно без активного товарного оборота между коммерческими организациями, некоммерческими структурами, равно как и организациями с различными долями государственного участия. По мере активизации этого процесса масштабы сотрудничества расширяются, соответственно увеличиваются и объемы перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом в силу его наибольшей доступности и экономической целесообразности.
Договором перевозки в действующем законодательстве признается соглашение, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [1, ст. 785 ГК РФ]. Договорные отношения строятся не только на правах и обязанностях сторон, но и на ответственности в случае неисполнения ими своих обязательств.
В российском законодательстве отношения сторон, возникающие в результате перевозки, в том числе грузов, регламентированы главой 40 «Перевозка» части II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в действующей редакции от 18.03.2019 г). Кроме этого, в п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что общие условия перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами, законами и принятыми в соответствии с ними правилами. На текущий момент для автомобильных перевозок это: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, введенным в действие Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (в редакции от 30.10.2018 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в редакции от 12.12.2017 г., с изм. от 22.12.2018); иные нормативно-правовые акты. Кроме того, ввиду общей диспозитивности гражданского законодательства РФ, предусмотрено право сторон определять их ответственность за нарушение обязательств в соглашении, с единственным ограничением: если законодательством не установлено иное.
Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за неисполнение обязательств по перевозке, можно сделать выводы, что такая ответственность имеет определенную специфику.
Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, можно выделить ряд особенностей, действующих при привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательств:
– возможность взыскания лишь части причиненных убытков;
– действие императивных норм, касающихся размера ответственности перевозчика, что не позволяет снизить или исключить полностью ответственность перевозчика в соглашениях;
– возможность определения размера и пределов ответственности перевозчика по соглашению сторон только в установленных законодательством случаях.
Во-вторых, спецификой ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование) [2, с. 28].
Общим правилом для всех видов перевозки является презумпция вины и ответственности перевозчика за вред, причиненный за утрату, недостачу или повреждение груза с момента заключения договора до момента доставки груза в место назначения. Данное утверждение в качестве общеобязательного толкования правовых норм было признано в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 14.12.2010 г. № 9587/10, где указывалось, что вина перевозчика презюмируется, и на нем лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог, и последствия которых он не мог предотвратить [4, с. 1].
Проанализировав нормы законодательства, касающиеся перевозок грузов, можно выделить следующие характеристики ответственности по договору перевозки:
- ответственность по договору перевозки строится скорее по принципу вины (чем без вины), хотя и в форме презумпции вины обязанной стороны;
- ответственность по договору перевозки ограничена пределами стоимости груза (не более стоимости груза).
Институт ответственности перевозчика выполняет две важные функции. С одной стороны, он защищает имущественные интересы лиц, которые пользуются услугами по перевозке. С другой стороны, он не позволяет применить к перевозчику чрезмерные финансовые требования, которые могут привести к угрозе функционирования как отдельно взятой транспортной организации, так и в целом транспортного сообщения.
В силу этого ответственность по договору перевозки имеет ряд существенных отличий в сравнении с общегражданским институтом ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств. О. Н. Толочко считает, что перевозчик как сторона по гражданско-правовому договору находится в определенной степени в более привилегированном положении по сравнению с другими участниками транспортного процесса [3, с. 36–37].
Проблема ответственности перевозчиков, в том числе при перевозке грузов автомобильным транспортом, является довольно сложной и до сих пор не до конца разрешенной. Данное обстоятельство связано не в последнюю очередь с тем, что нарушение обязательств перевозчиками при оказании ими услуг оказывает непосредственное экономическое влияние на грузоотправителей. Естественно, что, чем шире предел ответственности перевозчика, тем спокойнее для грузоотправителя. И, наоборот, в таких обстоятельствах перевозчику приходится все сложнее оказывать услуги без материального ущерба для себя и морального давления со стороны грузоотправителя или иного собственника груза.
Следует подчеркнуть, что проблема ответственности перевозчика включает в себя, помимо прочего, два основных вопроса, а именно:
1) пределы ответственности перевозчика во времени;
2) круг тех случаев, наступление которых влечет ответственность перевозчика.
Очевидно, что перевозчик должен нести ответственность только за свою вину, которая может возникнуть при выполнении транспортного процесса, как во времени, так и по существу. Однако, перевозочный процесс является сложной деятельностью, охватывающей ряд вспомогательных и дополнительных операций, включение которых в понятие перевозки может вызывать сомнения. Так, при рассмотрении вопроса ответственности перевозчика, в некоторых случаях необходимо установить, что нарушение было результатом неправомерных действий или бездействия представителей перевозчика — работников, ответственных за выполнение договора. Если будет установлено, что работники предприятия использовали все возможности и резервы, но все же не смогли предотвратить нарушения обязательств и, следовательно, не виноваты в нарушении договора, то возникает вопрос: может ли перевозчик в этом случае быть признан виновным и нести материальную ответственность. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения того, что по принципу виновной ответственности, все предприятия-должники обязаны отвечать за нарушение договорных обязательств на одинаковых началах, то тогда ответственность за вину с установлением презумпции виновности должника выглядит более справедливой, чем презумпции невиновности, которая может быть лишь дополнительной лазейкой для ухода перевозчика от ответственности, и без того весьма ограниченной.
Эти и другие особенности, и коллизии Арбитражными судами РФ ежегодно рассматриваются в сотнях споров, вытекающих из договора перевозки грузов. Практика его применения субъектами хозяйствования и судебная практика показывают несовершенство отдельных положений действующего законодательства об автомобильной перевозке грузов, разницу в теоретическом представлении об этом договоре, различия правового регулирования в соседних государствах.
Поэтому можно резюмировать, что правовое регулирование ответственности перевозчика должно обеспечивать решение по крайней мере двух важных задач. А именно:
– давать достаточную защиту организациям и грузоотправителям, пользующимся услугами транспорта;
– стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей [5, с. 16–17].
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
- Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Ч. II. С. 397
- Толочко, О. Н. Международное транспортное право / О. Н. Толочко. Гродно: ГрГУ, 2006. — 134 с.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 9587/10 по делу N А31–6093/2009, опубликовано в «Вестник ВАС РФ», 2011, N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
- Санникова Л. В. О правовой природе транспортных обязательств / Л. В. Санникова. — М.: Юрист, 2007, № 5. — с.16–19.