Понятие и общая характеристика ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Слюсарь, А. А. Понятие и общая характеристика ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом / А. А. Слюсарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64272/ (дата обращения: 17.12.2024).



Эффективное экономическое развитие любого государства невозможно без активного товарного оборота между коммерческими организациями, некоммерческими структурами, равно как и организациями с различными долями государственного участия. По мере активизации этого процесса масштабы сотрудничества расширяются, соответственно увеличиваются и объемы перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом в силу его наибольшей доступности и экономической целесообразности.

Договором перевозки в действующем законодательстве признается соглашение, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [1, ст. 785 ГК РФ]. Договорные отношения строятся не только на правах и обязанностях сторон, но и на ответственности в случае неисполнения ими своих обязательств.

В российском законодательстве отношения сторон, возникающие в результате перевозки, в том числе грузов, регламентированы главой 40 «Перевозка» части II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в действующей редакции от 18.03.2019 г). Кроме этого, в п. 2 ст. 784 ГК РФ предусмотрено, что общие условия перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами, законами и принятыми в соответствии с ними правилами. На текущий момент для автомобильных перевозок это: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, введенным в действие Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (в редакции от 30.10.2018 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в редакции от 12.12.2017 г., с изм. от 22.12.2018); иные нормативно-правовые акты. Кроме того, ввиду общей диспозитивности гражданского законодательства РФ, предусмотрено право сторон определять их ответственность за нарушение обязательств в соглашении, с единственным ограничением: если законодательством не установлено иное.

Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за неисполнение обязательств по перевозке, можно сделать выводы, что такая ответственность имеет определенную специфику.

Во-первых, это всегда ограниченная ответственность, сужающая право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны. Таким образом, можно выделить ряд особенностей, действующих при привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательств:

– возможность взыскания лишь части причиненных убытков;

– действие императивных норм, касающихся размера ответственности перевозчика, что не позволяет снизить или исключить полностью ответственность перевозчика в соглашениях;

– возможность определения размера и пределов ответственности перевозчика по соглашению сторон только в установленных законодательством случаях.

Во-вторых, спецификой ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (например, ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и ответственность отправителя за их неиспользование) [2, с. 28].

Общим правилом для всех видов перевозки является презумпция вины и ответственности перевозчика за вред, причиненный за утрату, недостачу или повреждение груза с момента заключения договора до момента доставки груза в место назначения. Данное утверждение в качестве общеобязательного толкования правовых норм было признано в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 14.12.2010 г. № 9587/10, где указывалось, что вина перевозчика презюмируется, и на нем лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог, и последствия которых он не мог предотвратить [4, с. 1].

Проанализировав нормы законодательства, касающиеся перевозок грузов, можно выделить следующие характеристики ответственности по договору перевозки:

  1. ответственность по договору перевозки строится скорее по принципу вины (чем без вины), хотя и в форме презумпции вины обязанной стороны;
  2. ответственность по договору перевозки ограничена пределами стоимости груза (не более стоимости груза).

Институт ответственности перевозчика выполняет две важные функции. С одной стороны, он защищает имущественные интересы лиц, которые пользуются услугами по перевозке. С другой стороны, он не позволяет применить к перевозчику чрезмерные финансовые требования, которые могут привести к угрозе функционирования как отдельно взятой транспортной организации, так и в целом транспортного сообщения.

В силу этого ответственность по договору перевозки имеет ряд существенных отличий в сравнении с общегражданским институтом ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств. О. Н. Толочко считает, что перевозчик как сторона по гражданско-правовому договору находится в определенной степени в более привилегированном положении по сравнению с другими участниками транспортного процесса [3, с. 36–37].

Проблема ответственности перевозчиков, в том числе при перевозке грузов автомобильным транспортом, является довольно сложной и до сих пор не до конца разрешенной. Данное обстоятельство связано не в последнюю очередь с тем, что нарушение обязательств перевозчиками при оказании ими услуг оказывает непосредственное экономическое влияние на грузоотправителей. Естественно, что, чем шире предел ответственности перевозчика, тем спокойнее для грузоотправителя. И, наоборот, в таких обстоятельствах перевозчику приходится все сложнее оказывать услуги без материального ущерба для себя и морального давления со стороны грузоотправителя или иного собственника груза.

Следует подчеркнуть, что проблема ответственности перевозчика включает в себя, помимо прочего, два основных вопроса, а именно:

1) пределы ответственности перевозчика во времени;

2) круг тех случаев, наступление которых влечет ответственность перевозчика.

Очевидно, что перевозчик должен нести ответственность только за свою вину, которая может возникнуть при выполнении транспортного процесса, как во времени, так и по существу. Однако, перевозочный процесс является сложной деятельностью, охватывающей ряд вспомогательных и дополнительных операций, включение которых в понятие перевозки может вызывать сомнения. Так, при рассмотрении вопроса ответственности перевозчика, в некоторых случаях необходимо установить, что нарушение было результатом неправомерных действий или бездействия представителей перевозчика — работников, ответственных за выполнение договора. Если будет установлено, что работники предприятия использовали все возможности и резервы, но все же не смогли предотвратить нарушения обязательств и, следовательно, не виноваты в нарушении договора, то возникает вопрос: может ли перевозчик в этом случае быть признан виновным и нести материальную ответственность. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения того, что по принципу виновной ответственности, все предприятия-должники обязаны отвечать за нарушение договорных обязательств на одинаковых началах, то тогда ответственность за вину с установлением презумпции виновности должника выглядит более справедливой, чем презумпции невиновности, которая может быть лишь дополнительной лазейкой для ухода перевозчика от ответственности, и без того весьма ограниченной.

Эти и другие особенности, и коллизии Арбитражными судами РФ ежегодно рассматриваются в сотнях споров, вытекающих из договора перевозки грузов. Практика его применения субъектами хозяйствования и судебная практика показывают несовершенство отдельных положений действующего законодательства об автомобильной перевозке грузов, разницу в теоретическом представлении об этом договоре, различия правового регулирования в соседних государствах.

Поэтому можно резюмировать, что правовое регулирование ответственности перевозчика должно обеспечивать решение по крайней мере двух важных задач. А именно:

– давать достаточную защиту организациям и грузоотправителям, пользующимся услугами транспорта;

– стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей [5, с. 16–17].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  2. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Ч. II. С. 397
  3. Толочко, О. Н. Международное транспортное право / О. Н. Толочко. Гродно: ГрГУ, 2006. — 134 с.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 9587/10 по делу N А31–6093/2009, опубликовано в «Вестник ВАС РФ», 2011, N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  5. Санникова Л. В. О правовой природе транспортных обязательств / Л. В. Санникова. — М.: Юрист, 2007, № 5. — с.16–19.
Основные термины (генерируются автоматически): ответственность перевозчика, договор перевозки, нарушение обязательств, автомобильный транспорт, ответственность, ГК РФ, перевозка грузов, предел ответственности перевозчика, Российская Федерация, транспортный процесс.


Похожие статьи

К вопросу об адаптации классификации и терминологии областей общей теории логистики для управления перевозками на городском пассажирском транспорте

Понятие и общая характеристика правовой конструкции траста

Особенности ответственности перевозчика за нарушение обязательств по железнодорожной перевозке грузов

Понятие и условия гражданско-правовой ответственности перевозчика

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской агломерации

В статье проведен анализ качества перевозки пассажиров автобусами в пригородном сообщении на примере Волгоградской агломерации, приведены рекомендации по оптимизации количества рейсов на маршруте в зависимости от пассажиропотока и сохранению необходи...

Стратегический аспект управления железнодорожным транспортом РФ

В статье обоснована необходимость стратегического управления железнодорожным транспортом РФ в виду ключевого значения данной отрасли для инновационного социально-ориентированного развития страны в целом и регионов в частности. Рассмотрены основные те...

Затраты на обслуживание собственного транспорта при международных перевозках

Понятие и виды административных правонарушений в таможенной сфере

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте пассажирских автобусных перевозок

Научный подход к проблеме развития систем городского пассажирского транспорта

Похожие статьи

К вопросу об адаптации классификации и терминологии областей общей теории логистики для управления перевозками на городском пассажирском транспорте

Понятие и общая характеристика правовой конструкции траста

Особенности ответственности перевозчика за нарушение обязательств по железнодорожной перевозке грузов

Понятие и условия гражданско-правовой ответственности перевозчика

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской агломерации

В статье проведен анализ качества перевозки пассажиров автобусами в пригородном сообщении на примере Волгоградской агломерации, приведены рекомендации по оптимизации количества рейсов на маршруте в зависимости от пассажиропотока и сохранению необходи...

Стратегический аспект управления железнодорожным транспортом РФ

В статье обоснована необходимость стратегического управления железнодорожным транспортом РФ в виду ключевого значения данной отрасли для инновационного социально-ориентированного развития страны в целом и регионов в частности. Рассмотрены основные те...

Затраты на обслуживание собственного транспорта при международных перевозках

Понятие и виды административных правонарушений в таможенной сфере

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте пассажирских автобусных перевозок

Научный подход к проблеме развития систем городского пассажирского транспорта

Задать вопрос