Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом
Автор: Базаренко Александра Игоревна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июнь 2018)
Дата публикации: 08.05.2018
Статья просмотрена: 2252 раза
Библиографическое описание:
Базаренко, А. И. Особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом / А. И. Базаренко. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14254/ (дата обращения: 15.11.2024).
Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.
Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы гражданско-правовых договоров, называемых транспортными. Сфера регулирования упомянутых договоров включает в себя разнообразные договорные обязательства, также обобщенно называемые транспортными. Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспорта — перемещения грузов и пассажиров в пространстве, которая является общепризнанной.
Связанные с перевозкой людей и грузов обязательства представляют собой важную составляющую системы правоотношений в сфере оказания услуг гражданско-правового характера. Обязательства, заключающиеся в оказании услуг, влияющих непосредственным образом на реализацию процесса перевозки на различных его этапах, представляют собой обязательства в сфере деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, а также обязательства, связанные с экспедиционным обслуживанием, буксировкой транспортных средств.
Как справедливо было замечено Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым, ядром обязательств транспортного характера следует называть обязательства, связанные с перевозкой. Так, как возникновение отношений по перевозке обусловлено наличием потребности в пространственном перемещении при помощи транспортных средств людей или объектов [4].
Как правило, участниками отношений по перевозке являются два субъекта: владелец транспортного средства (транспортная организация) и лицо, имеющее заинтересованность в процессе перевозки (грузовладелец или заказчик). Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, принципиальную важность приобретает рассмотрение правовой природы анализируемого договора, исходя из позиций общих положений, которые свойственны каждому договору из числа относящихся к перевозочным.
Глава 40 ГК закрепляет общее понятие перевозки груза. В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту назначения, а также с выдачей багажа или груза лицу, обладающему правом на его получение, вне зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и от разновидностей этого договора.
В положениях п.1 ст. 785 ГК регламентированы обязанности сторон по договору перевозки груза автомобильным транспортом, заключавшиеся в доставке перевозчиком вверенного ему грузоотправителем груза и последующую передачу груза грузополучателю (лицо, управомоченное на получение груза), грузоотправитель же в свою очередь обязан оплатить предоставленные услуги по перевозке в установленном договором объеме.
В. А. Егиазаров отмечал, что приведенное законодателем определение свидетельствует о взаимном и возмездном характере договора перевозки. Возмездный характер ему придает то обстоятельство, что за предоставление услуг по перевозке грузов перевозчиком получается вознаграждение. Взаимный же характер договора определяется обоюдно связанными правами и обязательствами сторон: обязанность перевозчика по перевозке груза и право на получение соответствующей провозной оплаты, и обязанность внесения упомянутой провозной платы грузоотправителем и право на перевозку обозначенного в договоре груза. Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть отнесенным к числу действительных договоров [2].
Это же положение подтверждают и другие ученые. Так, В. В. Витрянским было отмечено следующее. Квалификация договора перевозки груза в качестве реального обусловлена тем, что возникновение обязательств перевозчика распространяется только на грузы, сданные отправителем и принятые в соответствующем порядке перевозчиком с целью их доставки к месту назначения (вверенные перевозчику грузы) [1].
Однако, частные случаи таких договоров могут быть консенсуальными. Признание договора перевозки консенсуальным возможно при принятии перевозчиком на себя обязательств предоставления транспортного средства до вверения ему груза для перевозки.
Кроме перечисленных выше особенностей, договорам перевозки грузов присущ публичный характер. Стоит отметить, что признание договоров перевозки грузов публичными требует соблюдения некоторых условий, которые предусматриваются в ст.789 ГК.
Рассматривая другие положения гражданского законодательства, касающиеся договора перевозки груза, можно отметить следующие характерные его особенности.
Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспортных средств осуществляются согласно договору перевозки по единому проездному документу (так называемое — прямое смешенное сообщение).
В положениях ст. 793 ГК указано, что в случаях неисполнения обязательств по перевозке или их ненадлежащего исполнения, стороны должны нести ответственность, которая установлена гражданским законодательством и соглашениями сторон.
В заключение, ст. 797 ГК предусматривает обязательное предъявление перевозчику претензии прежде направления искового заявления в его адрес. Срок исковой давности по обязательствам, вытекающим из отношений, связанных с грузоперевозкой, составляет один год, начиная с момента возникновения обстоятельств, повлекших наступление гражданско-правой ответственности.
Повышение спроса на автомобильные перевозки и его массовый характер привели к тому, что договоры перевозки груза автотранспортом все чаще представляют собой не индивидуально-определенную сделку, а стандартизированный шаблон договора, соответствующий требованиям ст. 428 ГК, что влияет на качество упомянутых отношений исключительно негативным образом, провоцируя все большее количество споров.
Обобщая вышесказанное можно заключить следующее:
– отличительным свойством правовой природы договора перевозки грузов является реальный, возмездный, публичный, двухсторонний характер;
– урегулирование споров происходит в претензионном порядке;
– судебный порядок взыскания возможен только после соблюдения требований о предварительном претензионном порядке;
– срок исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки грузов автотранспортом ограничен одним годом.
Принципиальную важность в процессе характеристики общих особенностей, присущих договорам перевозки грузов автомобильным транспортом, имеет вопрос отграничения рассматриваемого типа договора от смежных гражданско-правовых договоров, таких как договоры подряда, аренды, хранения и пр.
В этой связи профессором А. Г. Калпиным отмечалось, что отграничение договоров перевозки от части смежных договоров, относящихся к гражданскому праву, реализовывается в соответствии с особенностями предмета договора перевозки груза автомобильным транспортом [3].
Подрядными договорами опосредованы экономические отношения, которые формируются в связи с изготовлением или переработкой вещественных ценностей (отношения, которые существуют непосредственно в производстве). В отличие от подрядных, договор перевозки имеет связь с производственными процессами в сфере обращения.
Итоговый результат деятельности подрядчика имеет овеществленную форму. Тогда, как деятельность автотранспорта в осязаемую форму не воплощается.
Предоставление услуги хранения по договору заключается в сохранении и последующем возвращении передаваемого по договору имущества другой стороне в том же состоянии. Деятельность перевозчика в ходе процесса перевозки, направленная на сохранение груза и его последующую передачу грузополучателю, не представляет собой самостоятельную экономическую услугу, она является сопутствующим действием, подчиненным основной цели — перемещению объекта сделки.
В качестве предмета договоров аренды фигурирует предоставление арендатору индивидуально-определенных вещей во временное пользование или владение. В качестве предмета договоров перевозки фигурирует транспортная услуга, заключающаяся в деятельности по доставке грузов к месту назначения.
В юридической литературе было высказано мнение, гласящее, что одной из особенностей транспорта является то, что транспортный процесс во времени совпадает с процессом потребления продукции, которая производится. В качестве последней здесь фигурирует сама перевозка. Это действительно верно с экономической точки зрения. Только необходимо учитывать то, что грузоотправителю важен не только факт совершения работы по перемещению грузов, но и сам ее результат, который выражается в доставке груза в пункт назначения и вручении груза получателю. Достижение конечного результата этой работы возможно только в случае прибытия груза к месту назначения.
Однако наличие данного признака не позволяет отграничить перевозку от отдельных договоров, которые также направлены на перемещение грузов, но требуют к себе принципиально иного подхода в правовой регламентации. Так, работы по разгрузке/погрузке или подъем предметов интерьера в многоэтажный жилой дом тоже направлены на перемещение грузов, однако наличие этого признака не превращает перечисленные подрядные работы в перевозочные.
Главной спецификой перевозки, которая требует установления особенного правового статуса, является характер выполняемой работы, заключающийся в пространственном перемещении пассажиров или грузов, которая осуществляется только с применением транспортных средств. Именно использование транспортных средств в качестве инструмента для достижения конечной цели перевозки — непосредственной передачи груза грузополучателю, является достаточным основанием для невозможности применения правовых норм о возмездном оказании услуг и договорах подряда к отношениям, связанным с автомобильной грузоперевозкой.
Стоит выделить отдельной особенностью договора перевозки грузов автомобильным транспортом и цель самой грузоперевозки, упомянутую ранее, а ею стоит определить — пространственное перемещение грузов от грузоотправителя к грузополучателю при помощи средств автомобильного транспорта.
Вышеизложенные положения дают основания сделать следующее заключение — договор перевозки грузов автомобильным транспортом является отдельной категорией в системе транспортных и иных смежных договоров в Российской Федерации. В связи с этим, он не может быть отождествлен с иными гражданско-правовыми договорами, а значит необходима модернизация действующего гражданского и транспортного законодательства с учетом указанной выше специфики предмета, субъектного состава и самого понятия договора перевозки грузов автомобильным транспортом, сложившейся в процессе правоприменения и развития предпринимательской деятельности в сфере автомобильной грузоперевозки.
Литература:
- Витрянский В. В. Договор перевозки. М.: «Статут», 2001. — 526 с.
- Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2002. -241 с.
- Калпин А. Г. Договор перевозки. В кн.: Гражданское право. Учебник для юрид. ВУЗов. / B. B. Безбах, T. B. Богачева, Л. Г. Ефимова; отв. ред. В. П. Мозолин. -М.: Юристь, 2004. — 4.2. — Гл. 11. — 203–204 с.
- Медведев Д. А., Смирнов В. Т. Транспортные обязательства. В кн.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. — М., 2003. — T.2. — Гл. 38. — 437 с.
Ключевые слова
автомобильные перевозки грузов, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортомПохожие статьи
Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.
Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом
В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.
Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России
В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...
Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...
Договор воздушной перевозки грузов
В статье авторы пытаются определить основные особенности договора воздушной перевозки грузов.
Договор перевозки груза автомобильным транспортом
В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.
Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза
В соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания в данной работе проанализированы права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза.
Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров
В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...
Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки
В статье рассмотрены особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика и пассажира по договору воздушной перевозки, выделены признаки гражданской ответственности и условия ее применения.
Похожие статьи
Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.
Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом
В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.
Правовые аспекты перевозки грузов автотранспортными средствами в России
В статье рассматриваются аспекты правового регулирования перевозки грузов автомобильными средствами в Российской Федерации. Рассматривается аспект цифровизации документооборота сопроводительной документации в связи со вступившими в силу изменениями П...
Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Представленная статья посвящена исследованию понятия договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления его характерных особенностей, а также разграничения между договором перевозки грузов автомобильным транспортом и договором об организации...
Договор воздушной перевозки грузов
В статье авторы пытаются определить основные особенности договора воздушной перевозки грузов.
Договор перевозки груза автомобильным транспортом
В статье автор дает определение договору перевозки груза автомобильным транспортом, рассуждает на тему его правовой природы и выделяет его отличительные черты.
Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза
В соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания в данной работе проанализированы права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки груза.
Некоторые вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров
В статье автором анализируются и критикуются актуальные вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров, предлагаются и обосновываются пути их решения.
Правовое регулирование международных автомобильных перевозок
В статье исследуется правовое регулирование международных автомобильных перевозок. Статья затрагивает положительные стороны международных автомобильных перевозок, вопросы ответственности перевозчика, размера ущерба, и другие аспекты, регулируемые кон...
Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки
В статье рассмотрены особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика и пассажира по договору воздушной перевозки, выделены признаки гражданской ответственности и условия ее применения.