В статье автор пытается описать действия международных договоров, регламентирующих ответственность за ненадлежащую авиаперевозку опасных грузов.
Ключевые слова: ИКАО, гражданская авиация, грузоперевозки, опасные грузы, ответственность.
In the article, the author tries to describe the actions of international treaties regulating liability for improper air transportation of dangerous goods.
Keywords: ICAO, Civil Aviation, Cargo transportation, Dangerous goods, responsibility
В освещенных ранее статьях уже были подробно описаны способы перемещения опасных грузов с помощью гражданской авиации.
В данной статье хотелось бы осветить тему ответственности за ненадлежащую перевозку опасных отходов путем гражданской авиации.
Необходимо в очередной раз отметить, что самым важным фактором для авиаперевозок опасных отходов является экономия времени и затрат на перемещение отходов к месту их утилизации.
В первую очередь хотелось бы отметить, что первостепенным правовым актом указывающий на степень и характер ответственности за перевозку опасных грузов не соответствующих международным стандартом является Устав ООН, в котором написано: В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции [1, стр. 1].
Международная воздушная перевозка регулируется национальным законодательством, а также международными соглашениями. В Российской Федерации данными актами являются Воздушный кодекс РФ, а конкретно глава 15 ВК РФ. А также важным международным соглашением является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944 г.).
В Конвенции договаривающиеся Стороны принимают законодательные, нормативные и административные меры, необходимые для осуществления настоящего Протокола. [4. стр. 112]
Необходимо упомянуть, что в предмет регулирования еще одной немаловажной Монреальской конвенции (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) входит непосредственное регулирования и наблюдение за состоянием воздушных судов гражданской авиации (в том числе и тех судов, которые предназначены для перевозки опасных отходов). Но при этом Конвенция не регулирует частноправовые вопросы международных авиаперевозок. Конвенция закрепляет правило о том, что воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы [2. стр. 1].
Так как Чикагская конвенция закрепляет общеправовой аспект международных авиаперевозок, встает вопрос: какой акт регулирует превентивную сторону нарушений международных авиаперевозок опасных отходов?
На данный вопрос нам ответит уже другая конвенция. Это Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удаления. Была ратифицирована Российской Федерацией — 25 ноября 1994 г. № 49 — ФЗ.
В данной Конвенции нас непосредственно интересует определенный раздел «Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причинённый в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления». В данном протоколе обуславливается, что Стороны, подписавшие данную Конвенцию сознавая свои обязательства в рамках Конвенции, учитывая опасность ущерба для здоровья человека, собственности и окружающей среды, который может быть причинен опасными отходами и другими отходами, а также их перевозкой и удалением,
будучи обеспокоены проблемой незаконного трансграничного оборота опасных отходов и других отходов, будучи привержены цели статьи 12 Конвенции и подчеркивая необходимость создания соответствующих правил и процедур в области ответственности и компенсации за ущерб, причинённый в результате трансграничной перевозки и удаления опасных отходов и других отходов, будучи убеждены в необходимости предусмотреть ответственность в отношении третьей Стороны и экологическую ответственность в целях обеспечения адекватной и незамедлительной компенсации за ущерб, причинённый в результате трансграничной перевозки и удаления опасных отходов и других отходов.
В Протоколе обозначены все необходимые термины, которые используются для вынесения справедливого решения о нарушении Стороной Конвенции, строгость ответственности и применяемые меры по компенсации понесенного ущерба в связи с нарушением трансграничной перевозки опасных отходов.
Строгая ответственности определяется путем экспертных исследований и заключений о сопутствующих обстоятельствах аварии и вины перевозчика опасных отходов. В данном случае необходимо исходить из того, что если лицо, которое предоставило уведомление в соответствии со статьей 6 Конвенции (Государство экспорта уведомляет или требует от производителя или экспортера уведомлять в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентные органы заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов) [4, стр. 22] несет ответственность за ущерб, который может быть нанесен в случае аварии до того момента, пока опасные отходы находятся в пути до места их удаления. После передачи отходов в утилизирующую компанию, с перевозчика снимается любая ответственность и строгая ответственность за ущерб переходит к лицу утилизирующие данные отходы. [4, стр. 107]
Протокол так же затрагивает обстоятельства, к которым может быть применен термин форс-мажора.
Лицо предоставившее уведомление и осуществляющее перевозку опасных отходов будет освобождено от ответственности, если оно докажет, что ущерб был причинён в таких непреодолимых обстоятельствах как:
- Ущерб был причинён вследствие военных событий (военный конфликт, военные действия, гражданская война или мятеж);
- Ущерб был причинён в следствии природных, стихийных и иных непреодолимых природных явлений;
- Данный ущерб полностью является умышленным противоправным действием третей стороны.
Таким образом Протокол защищает права не только лицо, понесшее данный ущерб, но и перевозчика.
Так же важно отметить, что истребование компенсации за причинённый ущерб потерпевшая сторона может истребовать в полном объеме с одного или более лиц (если в аварии были признаны виновными 2 и более лица). [4, стр. 109]
Протокол регулирует степень вины лица, причинившего ущерб «Без ущерба для положений статьи 4 любое лицо несет ответственность за ущерб, который оно причинило или которому способствовало в результате несоблюдения положений Конвенции или в результате умышленных халатных или небрежных действий или бездействия. Настоящая статья не затрагивает национальных законов Договаривающихся Сторон, регулирующих ответственность субъектов, оказывающих услуги, и агентов». [4. стр. 109] Но как мы видим, при этом не затрагивает внутринациональный контроль.
Так же важно отметить, что Протокол затрагивает и превентивные методы борьбы с нарушением в части эксплуатации воздушных судов, которые будут транспортировать опасные отходы к местам их удаления. В первую очередь данный акт определяет то, что в случае аварии виновное лицо обязано предпринять все возможные меры для предотвращения ущерба как лицам указанных в договоре транспортировки, так и обеспечить безопасность окружающей среды. А также любое лицо, владеющее опасными отходами, не подлежит ответственности, если данное лицо выполняет все действия по предотвращению ущерба по любому из национальных законодательств стран–участниц данного Протокола.
Предусматривается, что размер компенсации не может покрыть все понесенные убытки пострадавшей стороне. В данном случае могут быть применены определенные дополнительные и вспомогательные меры для обеспечения справедливой и адекватной компенсации.
В процессуальной части необходимо отметить, что принимать иски о компенсации в следствии аварии могут суды стран–участниц если:
- Произошла авария, причинившая ущерб;
- Причинён действительный ущерб
- Государство является местом жительства или активной зоной деятельности ответчика.
А также каждая страна-участница обязана обеспечить компетентность судов для принятия решения в спорах по назначению и реализации выплаты компенсаций. [4. стр. 117]
Исковая давность по делам о возмещении компенсаций составляет десять лет.
Принимая во внимание то, что Конвенция вместе с Протоколом полностью описывают механизм работы исполнителей, стоит отметить всю важность данного документа в международной практической деятельности по утилизации опасных отходов.
Данные документы определяют степень ответственности и вины участников аварии. Также определяют процессуальные сроки и механизмы возмещения компенсаций пострадавшим сторонам.
ИКАО вместе с международным юридическим сообществом продолжает заниматься исследованием и внесением изменений для предотвращения аварийных ситуаций связанных с перевозкой опасных грузов путем внесения в перечень обязанностей по транспортировке для исполнителей договоров утилизации.
Литература:
- Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. — Текст: электронный // Официальный сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 22.11.2021).
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279611/ (дата обращения: 22.11.2021).
- Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху / Международная организация гражданской авиации. — Текст: электронный // ИКАО. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.icao.int/publications/Documents/9284_2015_2016_add_02_corr_02_ru.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. — Текст: электронный // Basel convention: [сайт]. — URL: https://www.basel.int/Portals/4/Basel %20Convention/docs/text/BaselConventionText-r.pdf (дата обращения: 22.11.2021).