На сегодняшний день Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в своих стратегических целях [1] до 2010 года установила наивысшие приоритеты в числе которых: обеспечение безопасности полётов воздушного судна, авиационная безопасность, охрана окружающей среды, эффективность авиационной деятельности, непрерывность авиационной деятельности. В настоящей статье подробнее рассмотрена правовая культура пассажира и авиационного персонала при международной воздушной перевозки в контексте ответственности воздушного перевозчика (авиакомпании). Поскольку именно правовая культура авиационного персонала и пассажира воздушного судна часто влияет на безопасность воздушной перевозки. Важно отметить, что правовая культура может быть реализована всеми участниками общественных отношений, в том числе пассажирами, авиационным персоналом, членами экипажа воздушного судна, перевозчиком (авиакомпанией) и т.д.
Отношения между перевозчиком (авиакомпанией) и пассажиром воздушного судна при международной воздушной перевозке регулируются многосторонними соглашениями наднационального характера. Поэтому правовой режим международной воздушной перевозки пассажира преимущественно во всех частях мира в основе своей регулируется международными соглашениями. Такие многосторонние соглашения содержат унифицированные гражданско-правовые нормы об условиях договора международной перевозки, в рамках которого достигается цель транспортных операций – перемещение пассажира в пункт назначения. Эти отношения являются предметом регулирования международного частного права. Такая унификация была осуществлена сначала Варшавской конвенцией [2, с. 326 - 339] 1929г., а затем Монреальской конвенцией [3, с. 314-399] 1999г. Важно отметить, что полеты за пределами государственной территории являются предметом регулирования ст. 12 Конвенции о международной гражданской авиации [4, с. 280 - 316] (далее – Чикагская Конвенция) от 7 декабря 1944 года. Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и согласно п.4. ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 3 Воздушного Кодекса Российской Федерации [5] (далее – ВК РФ), если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора. Правовая культура пассажира заключившего договор воздушной перевозки, является в целом неотъемлемым показателем правовой культуры всего населения. В научной литературе часто можно встретить упоминание правовой культуры государства, а также его народа [6, с. 128]. При рассмотрении правовой культуры пассажира воздушного судна, важно отметить, что пассажиром является лицо имеющее билет, а следовательно заключившее договор воздушной перевозки. Поскольку список субъектов правовой культуры бесконечно широк, следует различать между собой правовую культуру целого населения и отдельных лиц – участников общественных отношений.
Правоотношения, возникающие из договора воздушной перевозки пассажира являются имущественными и регулируются нормами ГК РФ, а также нормами других законов и подзаконных нормативных правовых актов, в частности ВК РФ и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» [7] (далее – Общие правила). Перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать Общие правила (п.1 ст. 102 ВК РФ), и вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить Общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п.1 ст. 102 ВК РФ). По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик (авиакомпания) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором, а также договором присоединения и носит консенсуальный характер. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ). Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п.3 ст.105 ВК РФ). Поскольку билет, бумажный или электронный, является документом, подтверждающим юридический факт заключение договора воздушной перевозки, за его достоверность несет ответственность перевозчик (авиакомпания). Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (статья 117 ВК РФ). Авиационный персонал при международной воздушной перевозке в соответствии с Приложением 1 к Чикагской Конвенции «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (далее – Приложение) подразделяется на летный экипаж и остальной авиационный персонал. В соответствии с Приложением к летному экипажу отнесены:
· пилот-любитель (самолет, дирижабль, вертолет или воздушное судно с системой увеличения подъемной силы);
· пилот коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет или воздушное судно с системой увеличения подъемной силы);
· пилот многочленного экипажа (самолет);
· линейный пилот авиакомпании (самолет, вертолет или воздушное судно с системой увеличения подъемной силы);
· пилот-планерист;
· пилот свободного аэростата;
· штурман;
· бортинженер.
К остальному авиационному персоналу в соответствии с Приложением относятся
· лица, отвечающие за техническое обслуживание воздушных судов (техник, инженер, механик);
· диспетчер воздушного движения;
· сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер;
· оператор авиационной станции.
Установленная выше группа лиц, является авиационным персоналом. Кроме требований международных стандартов, ВК РФ в главах VII «Авиационный персонал» и VIII «Экипаж воздушного судна» устанавливает требования которым должны соответствовать лица управляющие воздушным судном. В статье 52 ВК РФ определено, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата (свидетельства) авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 53 ВК РФ).
Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России при подготовке к выполнению международных полетов установлены также приказом Минтранса РФ от 09 июля 2007г. №90 [8], в частности, данный приказ устанавливает требования к первоначальной подготовке членов летных экипажей для выполнения международных полетов. Необходимым требованием является знание воздушного права членами летного экипажа, а также знание: воздушного законодательства; документов ИКАО; основ международного воздушного права; таможенных правил и пограничного контроля; международных воздушных перевозок; безопасности полетов; организации поиска и спасения. Таким образом, знание воздушного права, является одной из важнейших составляющих правовой культуры авиационного персонала в целом. Правовая культура при международной воздушной перевозке также важна и для пассажира, поскольку от нее не редко зависит безопасность полета.
Ответственность авиакомпании (перевозчика) перед пассажиром по договору воздушной перевозки может определяться нормами национального законодательства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Статья 117 ВК РФ регулирует ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна, которая отсылает к гл. 59 ГК РФ, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ). Ответственность авиаперевозчика подпадает под ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (статья 1079 ГК РФ).
Для приведения в соответствие с международными стандартами развитых стран национального законодательства и снижения риска воздушной перевозки пассажира, законодателю необходимо ратифицировать Монреальскую конвенцию, регламентирующую возмещение вреда при международных авиаперевозках. По состоянию на 29 июня 2010 года Монреальскую Конвенцию ратифицировали 97 партий различных государств Мира [9].
В заключении хотелось бы отметить, что по статистическим данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по состоянию на 30 июня 2010 года, количество жертв погибших в авиакатастрофах по сравнению с 2006 годом сократилось почти на треть, однако возросло число авиационных происшествий связанных с травматизмом и иным повреждением здоровья пассажиров и авиационного персонала [10]. В судебной практике сегодняшнего дня имеет смысл в части обоснования цифр возмещения вреда использовать заключения ученых, специализирующихся на оценке экономического эквивалента стоимости жизни человека [11, с. 19-23].
Литература:
1. Стратегические цели Международной организации гражданской авиации (ИКАО) // http://www.icao.int/icao/en/strategic_objectives_2005_2010_ru.pdf
2. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздуш-ных перевозок // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен-ных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII.- М., 1935.
3. ICAO Doc. 9740; DCW Doc No 57, 28/5/99; русский текст Конвенции см.: Московский журнал международного права. 2001. №1.
4. ICAO Doc. 7300/9; Конвенция о международной гражданской авиации // Международ-ное воздушное право. Кн. 1.- М.: Наука, 1980.
5. СЗ РФ. 1997. №12.Ст.1383
6. Гуляихин В.Н. Правовая культура: Понятие и структура // Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000.
7. Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиацион-ных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требова-ния к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Рос. газ. 2007. 10 октября.
8. Приказ Минтранса РФ от 09.07.2007 №90 Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации российской федерации при подготовке к выполнению международных полетов» // Бюлле-тень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №36. 2007. 3 сен-тября.
9. Информация о документе ICAO Doc. 9740; DCW Doc No 57, 28/5/99; Монреальская конвенция 1999 года. // http://www.icao.int/icao/en/leb/mtl99.pdf
10. Статистические данные Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА)// http://www.iata.org/pressroom/facts_figures/fact_sheets/Pages/safety.aspx
11. Трунов И. Возмещение вреда жертвам авиакатастроф // Законность 2006. №12.