Национальные виды спорта: кураш | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 13.06.2017

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Жураханов, Х. Х. Национальные виды спорта: кураш / Х. Х. Жураханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44391/ (дата обращения: 19.11.2024).



Борьба всегда была популярна среди народов мира. У каждого народа был свой вид данного единоборства.

В нашей стране таким видам борьбы является кураш. Данный вид борьбы своими корнями уходит в древние времена. Специалисты говорят, что кураш зародился 3000 лет тому назад.

Об этом говорит тот факт, что изображения курашистов были найдены при раскопках древнего города Афросиаб. За несколько тысячелетий правила кураша были отшлифованы до совершенства и установлены чёткие разграничения, устраняющие любые грубые захваты, болевые, удушающие приёмы, захваты ниже пояса. Вся красота кураша заключается в умении схватить соперника и уложить его на лопатки. Состязание проводится на круглом ковре. Если соперник покидает пределы ковра, он считается проигравшим. Кураш предполагает специальную одежду, которая состоит из широких штанов и рубахи, а также из широкого матерчатого пояса длиной 180-220 см, а ширина 50–70 сантиметров. Этот вид борьбы называется борьбой на поясах, поэтому что захват проводится через пояс противника.

Простая эстетика кураша привлекает к себе множество поклонников. Кураш всегда был чрезвычайно популярен среди народа. Признанные курашисты были уважаемыми людьми, к тому же довольно состоятельными. Поэтому что за победу в соревнованиях назначались призы. Это добавляло зрелищности курашу. Тонкие знатоки кураша, следя за боями, отмечали каждый удачный бросок и хитроумный приём, который помог уложить соперника на ковёр. У признанных курашистов имелись свои ученики, которые учились у мастера, принимая у него опыт ведения борьбы, хитрым приёмам и подсечкам. Но, поверьям, мастер не показывал ему всего своего мастерства, приберегая один из приёмов для себя. Потому что, возмужавший ученик однажды мог выйти на ковёр против своего учителя и примерить наученные навыки против него самого. На протяжении многих веков росли целые династии курашистов, которые перенимали и применяли на практике опят предыдущих поколений.

Как было отмечено выше, самые знаменитые курашисты становились легендой среди народа. Одним из таких людей был непревзойдённый и непобедимый борец — Пахлаван Махмуд. Уроженец древнего города Хивы, поэт, философ, Пахлаван Махмуд жил в 1247–1326 годах. Имея возможность жить безбедно на призовые от состязаний, тем не менее он старался жить на средства, добытые своим ремеслом- Пахлаван Махмуд был скорняком, шил шубы и шапки. Он всю жизнь прожил скромно, но достойно.

В народе бытует много легенд, связанных с именем этого легендарного борца. По одной из них, его пригласил на состязания по курашу индийский правитель, до которого дошла молва о непобедимости Пахлавана Махмуда. Борец принял приглашение и отправился в Индию. Там он победил всех борцов, включая и самого сильного, индийского. Покоренный его талантом, правитель обещал выполнить любое желание борца.

Он ожидал, что Пахлаван Махмуд попросил богатство, но вместо этого тот попросил освободить пленных, хорезмийцев, которые томились в неволе в Индии. Правитель не хотел этого, но отступаться от своего слова и потерять лицо ему тоже не хотелось. И тогда он пошёл на хитрость. Сказал, что Пахлаван Мазхмуд может забрать с собой в Хорезм столько пленных, сколько их поместится на одной коровьей шкуре. Тот согласился с решением правителя и обещал принести с собой во дворец шкуру коровы. На другой день он явился к правителю с шкурой коровы под мышкой. Привели пленных. Индийский правитель был спокоен. Ну сколько можно поместить людей на коровьей шкуре? Три-четыре, максимум шесть. Так думали и окружающие его люди. Тут Пахлаван Махмуд развернул шкуру, которую принёс с собой. И тут все ахнули от удивления. Будучи о профессии скорняком, борец сумел аккуратно разрезать её на тонкие полоски, создав тем самым кожаную верёвку. Пахлаван Махмуд окружил этой верёвкой всю толпу хорезмских пленников. Так как главное условие было выполнено, пусть и с применением хитрости, индийскому правителю не оставалось ничего другого, как выполнить своё обещание. Так Пахлаван Махмуд смог дать свободу многим своим соотечественникам. Он боролся ещё долго, писал рубаи и вместе с этим не забывал о своём ремесле. Ещё при жизни его признали святым человеком. Пахлаван Махмуд ушёл непобеждённым. Не нашлось при его жизни смельчака, который смог бы положить его на лопатки. А когда он умер, его похоронили в собственной мастерской, так как его поклонники посчитали, что это святое место должно навсегда остаться пристанищем Пахлавана Махмуда. Над могилой возвели мавзолей, украсив его стены ажурной резьбой, содержащей в себе каллиграфическое написание рубаи борца. После смерти он получил имя Пурёвали, «непобедимый покровитель» Он был объявлен святым покровителем всех курашистов.

Этот мавзолей и сейчас находится в самом сердце древнего города Хивы. К нему на поклон перед важными соревнованиями идут борцы разны стилей борьбы со всех концов республики. Это доказывает, как серьёзно относились люди к курашу во все времена. При всей популярности кураша, данный вид борьбы долгое время оставался в стороне от официального спорта. Только в начале 90- х годов известный дзюдоист, каратист Комил Юнусов начал систематизировать правила этого спорта. Кураш, на протяжение тысячелетий не выходивший за пределы Средней Азии, теперь получил признание во многих странах мира.

На соревнованиях по курашу под эгидой ЮНЕСКО, приезжают много иностранных спортсменов, очарованных простой красотой данного вида борьбы, га этих состязаниях звучат исконно узбекские слова – «халол», «чала», «ёнбош».

Значит, кураш начал новую жизнь в новом тысячелетии. И как знать, насколько ещё долго он будет влюбляться в себя поклонников честной и элегантной борьбы. Может, время это покажет.

Литература:

  1. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамаси «Ўзбекистонда курашни ривожлантиришни қўллаб-қувватлаш жамғармасини ташкил этиш тўғрисида» ги 279 сонли қарори 01.06.1999 й.
  2. Азимов И., Собитов Ш. «Спорт физиологияси». Тошкент, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): вид борьбы, индийский правитель, древний город Хивы, коровья шкура, шкура коровы.


Задать вопрос