Традиционное наследие монгольских национальных игр
Авторы: Гонгорын Лхагвасурэн, Лхагвасурэнгийн Алтанцэцэг, Лхагвасурэнгийн Гундэгма
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 06.02.2014
Статья просмотрена: 5334 раза
Библиографическое описание:
Гонгорын, Лхагвасурэн. Традиционное наследие монгольских национальных игр / Лхагвасурэн Гонгорын, Алтанцэцэг Лхагвасурэнгийн, Гундэгма Лхагвасурэнгийн. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5033/ (дата обращения: 19.11.2024).
В Монголии существует историческая традиция: предки современных монголов в воспитании детей и молодого поколения использовали пословицы, наставления, сказки и легенды, песни и музыку, прославления, различные игры, развлечения. Среди них имеются много игр, развивающих у детей и подростков ловкость, стойкость, силу. Национальные игры не только воспитывают, но и имеют познавательное значение. Из унаследованных от предков игр дети получают понятия о родине, быте, труде, жизни, нравственности, обычаях. Особенностью монгольских народных игр является то, что в них отражаются жизнь и быт монгольского народа. Монголы почтительно говорили о Шагаа - таранных костях: “Хоть и величиной с палец, зато с четыремя почтенными именами” и играли все от мала до велика.
Написанное в 1240 году “Сокровенное сказание монголов” не только отражает тогдашный быт, но и является ценным объектом исторического наследия. В нем говорится о «Шагаа» так: “В то время Жамух отдал одну шагаа дикой козы в знак дружбы и они вдвоем играли в таранную кость на льду реки Онон”. Этот факт доказывает что, монголы играли в таранные кости еще в 13-ом веке.
Монгольские игры имеют определенные правила, игры для детей и молодежи строго различаются. Некоторые игры удобны для игры в определенное время года, некоторые распространяются из одного региона в другой, обрастают местными правилами, адаптируются под местные обычаи, тем самым еще более обогащаясь и становясь действительно общенародным творчеством. Народ открыл разумные пути воспитания грядущих поколений, придумал много интересных игр, развивая и обогащая их в течении многих лет, даже теперь они не потеряли свою ценность, являясь частью методики воспитания и развития детей [2,3].
В опубликованном в 1963 г. двухтомнике Н. Намжилдоржа, в основном отражены особенности настольных игр, также в него включены игры, которые являются важным средством развития ума и мышления детей. Кроме того, в данные тома вошли многие десятки игр, в которые монголы играли в течении многих веков. Это такие игры как «Морин уралдаан» (Конные скачки), «Хурдан морь» (Быстрая лошадь), «Арван жил» (Двенадцать лет), «Дурбун хошуу малын за бодох» (Забота о четырех видах домашных животных) и т. д. Существуют немало игр, в которых отражаются национальные особенности, монгольский быт, особенности жизни и экономики. И даже сейчас в учебно-воспитательной работе с детьми используются сборники монгольских национальных детских игр: «Шагайн тоглоом» (Игры в таранные кости) Ч. Чулууна, «Монголын хологт тоглоом» (Монгольские настольные игры) Н. Намжилдоржа, «Дарьгангын хуухдийн тоглоом» (Детские игры Дариганга) Г. Сухэбатора.
Виды и содержаниемонгольских национальных игр. Монгольские национальные игры хорошо подходят к особенностям жизни монгольских народов: мобильные, несложные, полностью отвечают требованиям детских и молодежных игр. Игры можно разделить на следующие типы:
- Словесные игры. Данные игры подразделяются на: развивающие дыхание с помощью скороговорок, игры на составление слов и предложений, игры в гадалки, состязания в мудрости, игры на пальцах. Например: «Муур хулгана» (Игра в кошки- мышки), «Сумбэр уул» (Построй гору Сумбэр), «Цагаан тэмээцэх» (Игра в белые верблюды), «Хух бух» (Игра в жаворонки), «Хул тоолох» (Игра в считалки пялок), «Шар шувуу цайлах» (Обед совы).
- Настольные игры. «Шагаа» - таранные кости на досках: «Уучуур», «Буга» (Олени), «Чуу чамай» (Еле еле), «Тугал» (Телята) и т. д.
- Сборные и конструкционные игры. Заводные деревянные, развязывание узлов, игры в петли из ирисов, веревок, ремней, ниток. Например: «Модон оньс» (Узел из дерева), «Гархин цоож» (Замки из колец). Игры из ниток: «Онгоц» (Самолет), «Худаг» (Колодец), «Ухрийн нуд» (Смородина), «Гэрийн хаалга» (Дверь юрты), «Тооно» (Купол), «Шувууны хул» (Птичьи ножки); из ирисов: «Гудас» (Матрас), «Олбог» (Завязание подстилки для сидения) и т. д.
- Подвижные игры: «Цуу хаях» (Найти в темноте выброшенный шарик), «Нуугдах» (Прятки), «Муур хулгана» (Кошки-мышки), «Жанч чулуу цохих» (Ударить о камень), «Зах цохих» (Ударить край), «Морь уралдах» (Конные скачки), «Бух-барилдах» (Борьба), «Сур харвах» (Стрельба из лука). Подвижные игры развивают у детей реакцию, ловкость, сообразительность, находчивость.
Монгольские народные игры многогранны по виду и содержанию.
Игры должны вызывать интерес у детей, удовлетворять их познавательные потребности, быть доступными для выполнения, обеспечивать физическое развитие, развивать психику и воображение, речевые способности, обучать детей обычаям, помогать детям овладению первичными знаниями родного языка и математики.
Монгольским национальным играм присущи содержание, педагогическая и воспитательная роль, правила и игровая деятельность. Игры отражают обычаи, традиции и быт народа. Особенностью содержания монгольских народных игр является отражение животноводческого быта, жизни и быта пастухов, обычаи, особенности местности. Например, в игре «Жинчин» (Караван) дети знакомятся, как жители Гоби делают перевозки с помощью караванов верблюдов, с тем как надо ухаживать за верблюдами, пасти их, учатся различать пол верблюдов, называть принадлежности и средства для караванов, из чего они сделаны, показывает как пастухи общаются между собой, предназначение различных специфических звуков, таких как, например «тоор тоор» (звук, издаваемый при дойке верблюда для улучшения выхода молока), «хоог хоог» (звук, предназначенный для того чтобы погонять верблюдов), «соог соог» (звук, предназначенный для того, чтобы усадить верблюда), «хаа хаа» (запрещающий сигнал) и т.д. Содержание всех монгольских игр имеет общие черты, но каждые народности отражают в нем свои традиции и обычаи. Монгольские национальные игры выполняют важную воспитательно-педагогческую роль. Воспитательно-педагогическая роль монгольских национальных словесных игр направлена на следующее:
1. Приучение детей к правильному произношению звуков
2. Обогащение словарного запаса детей
3. Развитие у детей вербальных способностей
Воспитательно-педагогическая роль монгольских национальных игр с числовым содержанием направлена на следующее:
1. Приобретение понятия о числах
2. Получение знаний о порядковых числах и приобрести понятия о многом и малом
3. Приобретение понятия о структуре и составе чисел.
4. Освоение действий сложения и вычитания
5. Приобретение понятия о пространстве.
Монгольские национальные подвижные игры такие как «Цагаан тэмээцэх» (Игра в белые верблюды), «Чоно тарвага» (Игра в волк и тарбаган), «Будаг зарах» (Игра в продажи красок), «Муур хулгана» (Игра в кошки мышки), «Удур шоно» (Игра в день и ночь), «Эзэнгуй байр» (Игра в пустое место), «Нүхгүй туулай» (Игра в заяцы без нор) и т. д. являются упражнениями для развития родной речи детей, получения понятия о числах, приобретения гармонии движений, правильной походки, развития навыков бега, бросков, прыжков. Наряду с этим, играя, дети приобретают мужество, ловкость, получают навыки дружбы [1].
В любых национальных играх важную роль играют правила.Правила игр выполняют следующие роли:
1. Выражают содержание игры
2. Определяют воспитально-педагогическую роль
3. Указывают порядок и действие игры
4. Устанавливают порядок применения запретов.
Доказано, что возбуждение центральной нервной системы детей важнее чем её задержка. Поэтому дети легко подвергаются возбуждению и не могут в достаточной степени координировать свои действия. Полезно использовать игры с запретами и установленным порядком. Правила игры помогают детям сдерживать себя, управлять собою.
Дети прежде всего очень интересуются игровой деятельностью. Она активизирует детей и побуждает в них желание играть. Кроме того, игровая деятельность имеет воспитательно-педагогическую функцию. Игры малолетних детей имеют простые и элементарные правила. Малолетних детей не интересуют игровые цели, их интересы направлены именно на игровую деятельность. Они хотят, к примеру, бегать, убегать, раставлять таранные кости и т. д. Игры более старших детей имеют в основном формы соревнования и соперничества.
Подвижные игры являются важным физкультурным средством, развивающим физическое состояние детей, развивающим в них двигательные навыки. Подвижные игры дают детям не только двигательные навыки, навыки правильной ходьбы, бега, бросков, прыжков, но и умение преодолевать трудности, способствуют приобретению мужества, ловкости, реакции, навыков дружбы и взаимодействия, и этим немало помогают созданию коллектива.
Подвижные игры в основном проводятся на свежем воздухе и поэтому благоприятно влияют на здоровье детей, оздоравливают их, улучшают функционирование детского организма. Подвижные игры, по своему содержанию, охватывают различные движения, проведение игр в соревновательной форме повышает интерес у детей, учит их коллективной деятельности. Удобно включить подвижные игры в любую часть занятий, их можно проводить на переменах и в свободное от занятий время. Во время проведения игр, учителю нужно самому активно участвовать в игре. Играя в подвижные игры, дети не только приобретают умения представлять и определять правила, содержание, форму игр но и обучаются ловким движениям. Подвижные игры можно классифицировать как: игры с высоким, средним и низким уровнем подвижности. Материалы и предметы игр должны отвечать требованиям гигиены, подходить возрастным особенностям детей. Перед игрой учитель доходчиво обьясняет правила игры. В подвижных играх жесты имеют важное значение и поэтому нужно хорошо знакомить учеников с игровыми жестами. Игры разделяются на виды в зависимости от того, как движения во время игры влияют на организм детей:
1. Игры, развивающие общее физическое развитие детей
2. Подвижные игры с элементами бега, прыжков и бросков
3. Игры развивающие двигательные навыки детей
Подвижные игры занимают 40–60 % от уроков физкультуры и здоровья, преподаваемых в начальных классах. Подвижные игры имеют важное значение для системного развития физиологического функционирования организма детей. Подвижные игры воспитывают детей и приучат их к внимательности, инициативности, способности, организованности. Наряду с этим, играя в подвижные игр, дети не только учатся легко определять содержание, формы игр, приобретают навыки изображения, но и обретают умение обходить препятствия, прыгать и бегать. Также игры используют в качестве воспитательно-педагогической формы.
Для того, чтобы привить детям соответствующие знания и умения, педагогам и воспитателям нужно эффективно провести комбинированно прямое и непрямое обучение. Воспитатель при проведении подвижной игры сначала построит детей в один ряд и озвучит название игры в которую дети будут играть. После чего он обьясняет правила игры, рассказывает о ее значении. Затем делит детей на команды, соблюдая правила и инструкцию, выбирает капитанов команды, руководителя игры, подготовливает предметы и материалы, применяющиеся в игре, помещение и площадь для игры. Игры нужно проводить в зависимости от возраста, двигательных умений детей, прививающихся навыков, целей, привязки к техникам, элементам и упражнениям.
Воспитатель делит детей на команды следующими способами:
1. По полу; 2. По численности; 3. По желанию; 4. По подбору; 5. По именам; 6. По силам (с целью уравнять возможности); 7. По результатам обсуждения; 8. По чередованию (девочки, мальчики).
Выбор капитана команды и руководителя игр может происходить следующими способами:
1. Добровольно; 2. Путем поощрения; 3. Выдвижение кандидатуры; 4. Вызов непосредственно по именам; 5. Выбор учеников с соответствующими двигательными навыками и умениями.
Также подвижные игры имеют некоторые особенности, отличающие их от других игр:
1. Особенности движений: 2. Игровая форма; 3. Количество игроков; 4. Использующиеся материалы и предметы.
Подвижные игры являются важным инструментом обучения со своей спецификой.
По результатам проведенного исследования на тему монгольских национальных игр, авторы пришли к следующим заключениям:
1. Необходимо широко использовать игры в воспитании и обучении детей
2. Игры необходимо подбирать в зависимости от возраста и психики детей.
3. Учителям нужно тщательно изучить национальные игры, разработать методики игр, использовать их в качестве важного средства для всестороннего развития детей.
4. Необходимо создание разнообразной материальной базы с возможностями для игры.
5. Необходимо просвещать родителей, особенно молодых, о монгольских национальных играх. Для этого нужно правильно рекламировать различные национальные игры, использовать научно обоснованные методики в воспитании и обучении малолетних детей.
Литература:
1. Алтанцэцэг Л. Разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфо-функциональной и физической подготовленности школьников, различных аймаков Монголии // Л. Алтанцэцэг. Теория и практика физической культуры — М., 2013, № 8. — С 21
2. Лхагвасурэн Г. История физической культуры — Улан-Батор.: Адмон, 2000. — 350 хууд.
3. Лхагвасурэн Г. Монгольские национальные спорт и игры / Лхагвасурэн Г. -Улан-Батор.: Адмон. 2004. — 400 с.