Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста

Развитие дошкольника
23.08.2024
24
Поделиться
Библиографическое описание
Тезина, Е. Е. Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Тезина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9379/.


В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Ключевые слова: дворовые игры, дети старшего дошкольного возраста, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

В условиях активно развивающихся социальных сетей современный дошкольник, полностью погруженный в виртуальную реальность, постепенно уходит от ведущего вида деятельности — игры, которая является основным в данный возрастной период средством усвоения детьми правил окружающего их мира и социума. Подобный образ жизни среди старших дошкольников пагубно влияет на полноценное и гармоничное развитие личности, проявляющееся, в первую очередь, в интернет-зависимости и отсутствии каких-либо навыков не только игры со сверстниками, но и в принципе знаний об окружающей действительности.

Согласно ФГОС ДО современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. [6] В выполнении данной установки может способствовать активное применение дворовых игр в образовательном процессе среди старших дошкольников, поскольку именно они являются хранителями и носителями знаний об играх, которые будут переданы младшему поколению детей.

Дворовые игры — игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. [2]

Существует несколько классификаций дворовых игр. М.Ф Литвинова в зависимости от вида двигательной активности выделяет:

— игры с бегом («Пятнашки», «Гуси-Лебеди», «Горелки»);

— игры с мячом («Картошка», «Калека XXI века», «Русская лапта» «Одиннадцать»);

— игры с прыжками («Болото», «Классики», «Резиночки», «Десяточки»);

— игры малой подвижности («Краски», «Колечко», «Испорченный телефон», «Море волнуется»). [4]

Также ряд исследователей выделяет: игры с предметами («Городки», «Я знаю пять имен…»,) словесно-логические («Заяц, заяц, сколько время?», «Краски»), командные игры («Цепи кованы»), игры на скамейке («Колечко», «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон») и игры с мелками («Классики», «Болото»). [2]

Применение данной категории игр среди детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ играет огромную роль в развитии личности. Прежде всего дворовые игры влияют на физическое развитие ребенка, позволяя развивать психофизические качества детей старшего дошкольного возраста, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, а также самоконтроль и самостоятельность. Так, игра «Жмурки» позволяет тренировать не только слух и внимательность детей, но и такие качества как: ловкость, гибкость, выносливость, ориентировка в пространстве. Игра «Десяты со скакалкой» или как ее называет большинство детей «Десяточки» помимо ранее перечисленных навыков развивает равновесие, поскольку в данной игре необходимо прыгать на скакалке определенное количество раз в разных позах. [8]

Следующей сферой, на которую оказывают влияние данная категория игр, является социально-коммуникативное развитие личности, поскольку именно в процессе коллективной или командной игры во дворе дети могут столкнуться с конфликтными ситуациями, требующие своевременного разрешения, что в свою очередь требует от ребенка старшего дошкольного возраста умения понимать собственные и чужие эмоциональные состояния, переживания и на основе этого договариваться, вырабатывать или принимать правила, которые установлены в коллективе, понимая и принимая при этом возможные последствия несоблюдения правил. [7] Подобное умение вырабатывается в процессе выбора водящего игрока или обсуждения правил. Так, игра «Прятки» может стать предметом споров в обоих направлениях, поскольку чаще всего дети не только не желают быть водящим в данной игре, считая скучным и не увлекательным процесс поиска остальных ребят, но и разняться в правилах игры, ведь в одной из версий целью является исключительно поиск игроков, когда в другой версии целью данной игры выступает не только поиск, но и своевременная отметка о нахождении игрока, то есть найденный игрок, который не успеет добежать до нужного места, должен постучать о какой-либо предмет три раза и произнести: «Туки-туки за себя», становится ведущим. Помимо этого, дворовые игры могут способствовать поддержанию заинтересованности в общем результате совместной деятельности, в результате чего формируется умение действовать в команде, согласованно. Например, игра «Цепи кованные» является командной, где задачей каждой команды является прорвать цепь соперника и увести к себе одного из членов противоположной команды, что требует от дошкольников четкой слаженности в действиях и следование выбранной командой тактики и стратегии, ведь если избранный игрок не сможет разбить цепь, то он переходит в чужую команду. [8]

Другим немаловажным направлением, на которое влияют дворовые игры, является познавательное развитие ребенка. Правильно организованная дворовая игра может выполнять целый ряд образовательных задач. Например, в игре «Земля, вода, огонь, воздух», где детям необходимо быстро и четко назвать животное, относящееся к классу ракообразных, паукообразных, насекомых, млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных или рыб, обитающих в названной среде обитания, направлена на формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии различных континентов и населяющих их животных. [8] Другая же известная многим и пользующаяся популярностью среди детей игра «Кошки-мышки» может не только развивать психофизические навыки и смекалку, но и расширять знания детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов РФ и их культуре и традициях. В процессе организации ранее названной игры воспитатель может обратить внимание детей на то, что у народов Республики Коми «мышки» прячутся в углы, пока водящий говорит: «Мышка, мышка, дай мне угол!», «мышки» перебегают из угла в угол, а кот в этом время пытается занять свободный угол. [3] В русской народной культуре «Кошки-мышки» играются иначе. Игроки, взявшись за руки, становятся в круг и пускают в него «мышку». «Кошка», находясь за пределом хоровода, всячески старается войти в круг и поймать мышку, но игроки преграждают ей путь. Когда наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота, и «мышка» выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку. [4]

Одной из уникальных особенностей применения подвижных игр во дворе в условиях ДОУ является не только направленность на познавательное развитие ребенка, но и возможность применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что наглядно демонстрирует такая дворовая игра как «Классики». Играя в «Классики», дети старшего дошкольного возраста не только расширяют и обобщают свои знания о таких понятиях как: «форма», «число» и «счет в пределах 10», «геометрические фигуры», но и сразу же применяют их в своей деятельности.

Дворовые игры являются отличным инструментом для речевого развития, поскольку любая дворовая игра предполагает наличие считалочки. Использование считалок перед началом игры погружает детей старшего дошкольного возраста в игру, помогая справедливо и максимально быстро выбрать ведущего игрока, и помогают ребенку в обработке дикции, развитии звуковой и интонационной стороны речи. Например, в считалочке: «Лиса по лесу ходила» идет отработка произношения звука «Л», который вызывает затруднения у дошкольников в произношении разных слов. В ряде других игр красной нитью проходит отработка навыков связной речи. Игра «Краски» предполагает наличие «продавца красок» и «покупателя», который придя в магазин должен угадать краску, которая есть в магазине, разыграв небольшую сценку с диалогом. [4] Помимо всего выше сказанного, использование считалочек и в данном виде игровой деятельности способствует развитию словесного творчества, так как зачастую дети увлекаются данным процессом и начинают придумывать собственные считалки.

Таким образом, дворовые игры имеют невероятный потенциал для всестороннего развития личности дошкольника в условиях реализации дошкольного образования в ДОУ, поскольку позволяют охватить такие образовательные области как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое и физическое развитие.

Литература:

  1. А. А. Абасова, Л. А. Кожевникова. Дворовые игры — как способ формирования здорового образа жизни // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п.н., профессора В. Н. Зуева. Тюмень, 2021. С. 259–263.
  2. Н. С. Габеева. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям / Н. С. Габеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 78–79.
  3. П. В. Костромин. Внедрение дворовых игр и игр Коми народа в урочные и внеурочные работы в школе // Наука и образование: новое время. 2018. № 2 (25). С. 706–717.
  4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Литвинова. — Москва: Просвещение, 1986. — 78с.
  5. Л. А. Уляшина. Роль «Дворовых игр» в речевом развитии детей дошкольного возраста // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 77–79.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
  7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 224 с. (Правовая библиотека образования).
  8. https://chelreglib.ru/media/files/igry_nashego_dvora/igry_nashego_dvora_buklet.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дворовые игры
дети старшего дошкольного возраста
физическое развитие
социально-коммуникативное развитие
речевое развитие
познавательное развитие

Молодой учёный