Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Тезина, Е. Е. Дворовые игры как средство всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Тезина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9379/ (дата обращения: 01.09.2024).

Препринт статьи



В данной статье дается краткая характеристика дворовым играм и рассматривается вопрос о роли дворовых игр в развитии личности в разных сферах деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ООП ДО.

Ключевые слова: дворовые игры, дети старшего дошкольного возраста, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

В условиях активно развивающихся социальных сетей современный дошкольник, полностью погруженный в виртуальную реальность, постепенно уходит от ведущего вида деятельности — игры, которая является основным в данный возрастной период средством усвоения детьми правил окружающего их мира и социума. Подобный образ жизни среди старших дошкольников пагубно влияет на полноценное и гармоничное развитие личности, проявляющееся, в первую очередь, в интернет-зависимости и отсутствии каких-либо навыков не только игры со сверстниками, но и в принципе знаний об окружающей действительности.

Согласно ФГОС ДО современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. [6] В выполнении данной установки может способствовать активное применение дворовых игр в образовательном процессе среди старших дошкольников, поскольку именно они являются хранителями и носителями знаний об играх, которые будут переданы младшему поколению детей.

Дворовые игры — игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. [2]

Существует несколько классификаций дворовых игр. М.Ф Литвинова в зависимости от вида двигательной активности выделяет:

— игры с бегом («Пятнашки», «Гуси-Лебеди», «Горелки»);

— игры с мячом («Картошка», «Калека XXI века», «Русская лапта» «Одиннадцать»);

— игры с прыжками («Болото», «Классики», «Резиночки», «Десяточки»);

— игры малой подвижности («Краски», «Колечко», «Испорченный телефон», «Море волнуется»). [4]

Также ряд исследователей выделяет: игры с предметами («Городки», «Я знаю пять имен…»,) словесно-логические («Заяц, заяц, сколько время?», «Краски»), командные игры («Цепи кованы»), игры на скамейке («Колечко», «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон») и игры с мелками («Классики», «Болото»). [2]

Применение данной категории игр среди детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ играет огромную роль в развитии личности. Прежде всего дворовые игры влияют на физическое развитие ребенка, позволяя развивать психофизические качества детей старшего дошкольного возраста, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, а также самоконтроль и самостоятельность. Так, игра «Жмурки» позволяет тренировать не только слух и внимательность детей, но и такие качества как: ловкость, гибкость, выносливость, ориентировка в пространстве. Игра «Десяты со скакалкой» или как ее называет большинство детей «Десяточки» помимо ранее перечисленных навыков развивает равновесие, поскольку в данной игре необходимо прыгать на скакалке определенное количество раз в разных позах. [8]

Следующей сферой, на которую оказывают влияние данная категория игр, является социально-коммуникативное развитие личности, поскольку именно в процессе коллективной или командной игры во дворе дети могут столкнуться с конфликтными ситуациями, требующие своевременного разрешения, что в свою очередь требует от ребенка старшего дошкольного возраста умения понимать собственные и чужие эмоциональные состояния, переживания и на основе этого договариваться, вырабатывать или принимать правила, которые установлены в коллективе, понимая и принимая при этом возможные последствия несоблюдения правил. [7] Подобное умение вырабатывается в процессе выбора водящего игрока или обсуждения правил. Так, игра «Прятки» может стать предметом споров в обоих направлениях, поскольку чаще всего дети не только не желают быть водящим в данной игре, считая скучным и не увлекательным процесс поиска остальных ребят, но и разняться в правилах игры, ведь в одной из версий целью является исключительно поиск игроков, когда в другой версии целью данной игры выступает не только поиск, но и своевременная отметка о нахождении игрока, то есть найденный игрок, который не успеет добежать до нужного места, должен постучать о какой-либо предмет три раза и произнести: «Туки-туки за себя», становится ведущим. Помимо этого, дворовые игры могут способствовать поддержанию заинтересованности в общем результате совместной деятельности, в результате чего формируется умение действовать в команде, согласованно. Например, игра «Цепи кованные» является командной, где задачей каждой команды является прорвать цепь соперника и увести к себе одного из членов противоположной команды, что требует от дошкольников четкой слаженности в действиях и следование выбранной командой тактики и стратегии, ведь если избранный игрок не сможет разбить цепь, то он переходит в чужую команду. [8]

Другим немаловажным направлением, на которое влияют дворовые игры, является познавательное развитие ребенка. Правильно организованная дворовая игра может выполнять целый ряд образовательных задач. Например, в игре «Земля, вода, огонь, воздух», где детям необходимо быстро и четко назвать животное, относящееся к классу ракообразных, паукообразных, насекомых, млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных или рыб, обитающих в названной среде обитания, направлена на формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии различных континентов и населяющих их животных. [8] Другая же известная многим и пользующаяся популярностью среди детей игра «Кошки-мышки» может не только развивать психофизические навыки и смекалку, но и расширять знания детей старшего дошкольного возраста о многообразии народов РФ и их культуре и традициях. В процессе организации ранее названной игры воспитатель может обратить внимание детей на то, что у народов Республики Коми «мышки» прячутся в углы, пока водящий говорит: «Мышка, мышка, дай мне угол!», «мышки» перебегают из угла в угол, а кот в этом время пытается занять свободный угол. [3] В русской народной культуре «Кошки-мышки» играются иначе. Игроки, взявшись за руки, становятся в круг и пускают в него «мышку». «Кошка», находясь за пределом хоровода, всячески старается войти в круг и поймать мышку, но игроки преграждают ей путь. Когда наконец «кошка» проберется в круг, дети сразу же открывают ворота, и «мышка» выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку. [4]

Одной из уникальных особенностей применения подвижных игр во дворе в условиях ДОУ является не только направленность на познавательное развитие ребенка, но и возможность применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что наглядно демонстрирует такая дворовая игра как «Классики». Играя в «Классики», дети старшего дошкольного возраста не только расширяют и обобщают свои знания о таких понятиях как: «форма», «число» и «счет в пределах 10», «геометрические фигуры», но и сразу же применяют их в своей деятельности.

Дворовые игры являются отличным инструментом для речевого развития, поскольку любая дворовая игра предполагает наличие считалочки. Использование считалок перед началом игры погружает детей старшего дошкольного возраста в игру, помогая справедливо и максимально быстро выбрать ведущего игрока, и помогают ребенку в обработке дикции, развитии звуковой и интонационной стороны речи. Например, в считалочке: «Лиса по лесу ходила» идет отработка произношения звука «Л», который вызывает затруднения у дошкольников в произношении разных слов. В ряде других игр красной нитью проходит отработка навыков связной речи. Игра «Краски» предполагает наличие «продавца красок» и «покупателя», который придя в магазин должен угадать краску, которая есть в магазине, разыграв небольшую сценку с диалогом. [4] Помимо всего выше сказанного, использование считалочек и в данном виде игровой деятельности способствует развитию словесного творчества, так как зачастую дети увлекаются данным процессом и начинают придумывать собственные считалки.

Таким образом, дворовые игры имеют невероятный потенциал для всестороннего развития личности дошкольника в условиях реализации дошкольного образования в ДОУ, поскольку позволяют охватить такие образовательные области как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое и физическое развитие.

Литература:

  1. А. А. Абасова, Л. А. Кожевникова. Дворовые игры — как способ формирования здорового образа жизни // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д. п.н., профессора В. Н. Зуева. Тюмень, 2021. С. 259–263.
  2. Н. С. Габеева. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям / Н. С. Габеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 78–79.
  3. П. В. Костромин. Внедрение дворовых игр и игр Коми народа в урочные и внеурочные работы в школе // Наука и образование: новое время. 2018. № 2 (25). С. 706–717.
  4. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Литвинова. — Москва: Просвещение, 1986. — 78с.
  5. Л. А. Уляшина. Роль «Дворовых игр» в речевом развитии детей дошкольного возраста // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 77–79.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
  7. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 224 с. (Правовая библиотека образования).
  8. https://chelreglib.ru/media/files/igry_nashego_dvora/igry_nashego_dvora_buklet.pdf
Задать вопрос