Музей сельской школы — центр патриотического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 951 раз

Библиографическое описание:

Жеребненко, А. П. Музей сельской школы — центр патриотического воспитания / А. П. Жеребненко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8298/ (дата обращения: 03.12.2024).

Наша страна торжественно отметила 70 — летний юбилей Великой Победы. Накануне этого события актив школьного краеведческого музея начал обновлять картотеку участников Великой Отечественной войны. Необходимость в этом возникла не только потому, что периодически все архивные материалы нуждаются в обновлении. За последние годы учениками школы стали многие ребята, переселившиеся к нам из других районов Белгородской и Курской областей, а также республик бывшего СССР. Поэтому мы были вынуждены обратиться за помощью к родителям, предложив заполнить достаточно простую анкету о родственниках — участниках Великой Отечественной войны. Однако результаты анкетирования нас насторожили. Из 270 учеников нашей сельской школы, судя по результатам анкетирования, информацией о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны владели только 18 семей. Все эти семьи многопоколенные, т. е. в них под одной крышей проживают бабушки, дедушки, родители и дети. Молодые же родители, к великому сожалению, или проигнорировали анкету, или оказались в положении «иванов, родства не помнящих». В этом факте мы усмотрели опасную тенденцию, которая может нарушить так необходимую сейчас связь поколений.

В ежегодном обращении к Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин сформулировал основную задачу школы, заключающуюся в воспитании гражданина и патриота — носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины, и нацелил воспитательный процесс на формирование у молодежи социально значимых качеств, которые она сможет проявить в созидательном труде на благо Родины. Для выполнения этой задачи — в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея.

Нашему музею более 50 лет, и за годы своего существования он превратился в настоящий методический центр патриотического воспитания.

Музей работает по 3-м основным направлениям:

1)        изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны. Причем его тематика напрямую связана с историей родного края, оккупации и освобождения от немецко — фашистских захватчиков. Мы горды тем, что оказали помощь журналистам газеты «Оскольский край» в публикации книги «Бессмертного мужества огонь…». Совет музея на протяжении многих лет вел переписку с ветеранами 107-ой стрелковой дивизии — освободительницы. К великому сожалению, ветеранов уже нет в живых. Но сохранились их письма, воспоминания. В этих условиях усиливается значение исследования эпистолярной и мемуарной литературы, которой наш музей располагает. А эта работа на многие годы вперед.

2)        Увлекательной темой для всех нас является история родной школы, которой вот уже 115 лет. За последние несколько лет ученики школы написали биографии самых известных выпускников, выяснили происхождение названий родных улиц, создали летопись пионерской организации, подготовили и опубликовали очерки об учителях школы — участниках Великой Отечественной войны. В прошлом учебном году ученик 9 класса Н. Кочулимов написал исследование «Олимпийский год не только для олимпийцев», о В. М. Левченко, учителе математике родной школы, а в прошлом — кандидате в мастера спорта по легкой атлетике, участнице эстафеты Олимпийского огня Московской олимпиады. В настоящее время исследуем историю школьной производственной бригады, самой первой бригады в нашей области, и готовимся к ее 60-летнему юбилею.

Мы собрали коллекцию учебников и методических пособий для учителей (самое старое пособие датируется 1900 годом), тетради, дневники, учительские конспекты уроков, грамоты победителей различных конкурсов. В наши планы входит создание виртуального альбома выпускников и учителей школы разных лет.

3)                 История школы неразрывно связана с историей села, поэтому сбор сведений по истории села и колхозного движения является для нас также одной из основных тем. В музее представлена интересная коллекция женской одежды нашей местности начала XX века, поэтому мы не оставляем без внимания и вопросы этнографии.

В процессе работы музея накопился богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, презентаций, очень много фотографий, а также различных методических разработок, которые до сих пор активно используются моими коллегами в практической работе.

Основным видом работы музея остается по-прежнему экскурсия. Мы проводим

1)        обзорные экскурсии для гостей школы

2)        тематические экскурсии для воспитанников детского сада, учащихся, жителей родного села

3)        основной фонд музея широко используется для проведения уроков истории, окружающего мира, географии, внеурочных занятий, а его экспонаты — в качестве учебных пособий

4)        активисты музея участвуют в подготовке и проведении уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми, общешкольных линеек к памятным датам

5)        нашим святым долгом являются поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны

6)        учащиеся школы принимают активное участие во всевозможных исследовательских проектах, при необходимости используются фонды музея

7)        мы участвуем в Днях открытых дверей для родителей

8)        оказываем посильную помощь во всевозможных сельских мероприятий

9)        проводим учебу актива музея

10)    знакомим коллег с опытом своей работы на различных научно — практических конференциях.

В юбилейном 2015 году школьный музей предлагает ученикам следующую тематику экскурсий, однако учитываем и индивидуальные пожелания учащихся и классных руководителей:

Тематика экскурсий

Для каких классов предназначается

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

 

7.

8.

 

9.

10.

11.

12.

13.

14.

 

 

15.

Имена героев рядом (история родных улиц)

Имена героев на карте родного города

Никто не забыт, ничто не забыто

Галерея портретов героев СССР (дети, комсомольцы, взрослые)

Военачальники Великой Отечественной войны

Учителя школы — участники Великой Отечественной войны

Выпускники школы — участники Великой Отечественной войны

Боевой путь 107 -ой стрелковой дивизии

История 267 — ой стрелковой дивизии

Города — герои

Города воинской славы

Мемориалы воинской славы

Федосеевцы — узники фашистских концлагерей

Каплинская школа в начале прошлого века (по книге нашего выпускника писателя А. Топорова «Я — учитель»

История моей семьи в истории моей страны

1–4

1–9

1–9

1–4

1–9

8–9

5–9

 

5–9

 

7–9

7–9

1–9

1–9

3–8

3–9

 

1–9

 

1–9

 

Тема последней экскурсии возникла как раз после неудачи с анкетой. Мы хотели каким-то образом выделить тех учеников своей школы, в семьях которых сохраняется благородное чувство уважения к славным боевым подвигам своих предков, а с другой стороны, подталкивали других своих учеников на поиск информации и исследование истории собственной семьи.

В рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк» в каждом классе школы был осуществлен проект «Помню. Горжусь». В ходе его выполнения учащиеся вместе с родителями и классными руководителями установили и презентовали каждого родственника, который не только участвовал в боевых действиях, но и строил железную дорогу Старый Оскол — Ржава, например, или трудился на объектах народного хозяйства. В семье одной из учениц сохранился военный билет прадеда с отметкой «Бронь», она же рассказала, что прадед сам не воевал, но перевел денежные сбережения в фонд обороны на строительство танка, за что получил благодарственное письмо, подписанное Сталиным. В ходе работы над этим проектом мы смогли помочь одной семье отыскать утерянную фотографию прадеда, раскопав ее в экспозиции музея соседней школы, и всех своих учеников убедили в том, что их прадеды и прабабушки были настоящими героями, коль смогли отстоять свободу Родины в такой страшной войне. В заключение работы над проектом мы оформили в школе огромный стенд «Бессмертный полк Каплинской школы», который сам стал музейным экспонатом.

Большой популярностью пользуются в школе экскурсии, организованные в форме «Музей в чемодане». Мы выбираем несколько предметов из фонда и рассказываем о них, даем их подержать, вспоминаем, как они стали музейными экспонатами. И оказывается, например, что чей-то дедушка после войны нашел солдатскую каску и передал ее в музей. Вспоминаю реакцию одной девочки, которая искренне удивилась, увидев грамоту своего дедушки, ставшего в 1967 году победителем областного конкурса юных изобретателей. Ей никак не верилось, что он был таким способным учеником. Да это и понятно, ведь для нее он просто дедушка.

Мы посчитали, что ограничиваться только чисто музейной работой со своими теперешними школьниками было бы губительной ошибкой, поэтому вышли на несколько иной уровень, соединив музейную и внеклассную предметную работу по истории в один блок.

Глубже познать историю своего края и расширить кругозор школьников позволяют историко-краеведческие викторины, которые в школе проводятся вот уже несколько лет в рамках областной Недели «Музей и дети», а также предметных Недель по истории и географии. Их цель — заинтересовать учащихся знанием родного края, стимулировать чтение краеведческой литературы, местной печати. Используя элемент занимательности, викторина создает творческую обстановку во внеурочной работе, дает возможность учащимся проверить свои знания. В подготовке викторин самое активное участие принимает школьная библиотека, в которой обязательно организуется выставка краеведческой литературы. Составляя вопросы викторины, мы — организаторы исходим из того, чтобы ответы на них учащиеся смогли найти в книгах школьной библиотеки. Поиск ответов на вопросы викторины приучает школьников работать с документами, научной, справочной литературой по историческому краеведению, способствует ее углубленному изучению.

Вот несколько вопросов из этнографической викторины, подготовленной к 60 — летнему юбилею Белгородской области:

1.         Что такое подзатыльник каждый из нас знает не понаслышке. А вот наши бабушки умудрялись его носить? И как же?

2.         То, что сегодня называют ожерельем, раньше именовалось монистой. А вот ожерелье предпочитали носить мужчины. Что же это такое?

3.         Как называется приспособление, с помощью которого стирали в старину белье?

1) рубель 2) валёк 3) набелки

4.      Иногда мы употребляем выражение «положить в загашник», хотя правильнее было бы говорить «положить загашник». Загашник — это..?

1) это металлический полукруг, которым закрывают устье русской печи

2) это веревка, на которой держались на талии порты или понёвы

3) это потаенный карман, пришитый с внутренней стороны верхней одежды

5.      Как вы думаете, что из русского дома вынес бы хозяин, чтобы посидеть на улице: лавку или скамью?

1)      лавку, так как скамья не имеет ножек

2)      скамью, так как лавка «намертво» прикреплена вдоль стен дома

6.         «Ошеломить» — означает сильно удивить, озадачить. А что означал этот глагол в старину? (Учтите, произносился он с ударением на вторую букву «о»).

7.         Каждому понятно, что мясо курицы — курятина, мясо свиньи- свинина. А почему мясо коровы — говядина?

8.         Как могло возникнуть выражение «Не солоно хлебавши уйти»

9.         Если мы хотим сказать, что куда-то, например, на прогулку не поедим, то говорим, что она будет пешей. Но ведь правильнее было бы сказать, что она будет ножной. Не правда ли?

Историко-краеведческая викторина может содержать следующие вопросы:

1.         В произведениях византийского историка Константина Багрянородного часто встречаются названия двух рек нашего региона: Танаис и Хоранул. Интересно, а как сегодня мы называем их?

2.         В состав какого древнерусского княжества входили земли нынешней Белгородской области в период феодальной раздробленности?

3.         В январе 1637г. в Москве на заседании Боярской думы царь Михаил Федорович принял решение о строительстве на южных границах русского государства сплошной укрепленной линии, «чтоб там у татар на Русь ход отнять». Строительство продолжалось 20 лет. Какое название получило это сооружение?

4.         Назовите имя георгиевского кавалера, нашего земляка, матроса с крейсера «Варяг», участника знаменитой битвы, запечатленной в песне «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…»

5.         В 1944 г. на имя нашего земляка от лица правительства США пришел следующий адрес: «Настоящим удостоверяется, что президент Соединенных Штатов Америки в соответствии с приказом, изданным Джорджем Вашингтоном от 7 августа 1782 года в Ньюбургском штате Нью-Йорка, и согласно акту конгресса наградил орденом Почетного Легиона (офицерским) — полковника Красной Армии СССР …. за беззаветную преданность и исключительно отважное поведение при выполнении важных военных заданий». Назовите имя героя.

6.         Как зовут советского летчика, который во время Курской битвы, в небе над х. Зоринские Дворы в одном бою сбил 9 вражеских самолетов?

7.         Какой город, кроме Белгорода, носит звание “Город Первого Салюта”? Почему?

8.         Назовите города нашей области, носящие почетное звание «Город воинской славы».

Ни один вид внеклассной работы не привлекает школьников так, как историко-краеведческий поход. Хорошо подготовленный поход — это ожившие страницы учебников истории. В походах воспитываются наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, а главное — любовь к Отечеству. Кроме того, участники похода уже на подготовительной стадии знакомятся с правилами ведения полевых дневников, а при необходимости и с требованиями по оформлению воспоминаний ветеранов или участников каких — либо событий.

Хочу рассказать о велопоходе, который я совершила с учениками своего 6 «Б» класса в с. Жуково в сентябре 2014 г. В ходе строительства Оскольского водохранилища в середине 70-х годов прошлого века территория этого села ушла под воду, осталась только одинокая полуразрушенная церковь. В первые годы советской власти ее закрыли, и тогда началась драматическая борьба жителей за свою церковь, которая закончилась письмом местной жительницы С. А. Каменевой на имя всероссийского старосты М. И. Калинина с просьбой вернуть людям церковь. И представьте себе, вернули. Всю эту историю мы узнали уже после похода. Самое главное в том, что о походе узнали и обсуждали его в семьях, кто-то потом поехал туда еще раз с родителями. Дедушку одной из 6-классниц, оказывается, крестили в этой церкви, и он много вспомнил и рассказал внучке и ее одноклассникам о своем родном селе на последовавшем после похода классном часе.

На территории нашей школы находится братская могила. Класс, в котором я работаю классным руководителем, 6 «Б», вот уже два года следит за чистотой в районе мемориала, высаживает цветы и кустарники. В братской могиле захоронены 89 воинов, а установить смогли имена только 12 бойцов КА. Дети обратили внимание на то, что на могильной плите указаны разные сроки смерти воинов: от последних дней января, когда и происходило освобождение нашего района от немецко-фашистских оккупантов, до августа 1943 года. Так сама собой определилась тема нового исследования: узнать, как так могло получиться.

Как любой старый музей, наш хранит большое количество эксклюзивного материала, которого нет в «молодых» музеях. Время от времени мы организуем тематические выставки экспонатов основного фонда. Так мы провели выставку оружия времени Великой Отечественной войны, готовимся представить нумизматическую коллекцию. Такие выставки выходят за рамки непосредственно музея и пользуются немалым вниманием наших учеников, воспитывая чувство уважения к собственной истории.

Музей сельской школы действительно является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами. Являясь одной из форм дополнительного образования, музей развивает детскую активность и самодеятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, музей, история, ученик, братская могила, великое сожаление, краеведческая литература, летний юбилей, патриотическое воспитание, родная школа.