Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Время, в которое мы живем, называется в истории временем перемен. Хорошо это или плохо? Сложно сказать, но мы не можем выбрать себе «другое». Современные дети замечательные, талантливые, но в большинстве своём другие. В их повседневную жизнь быстро, семимильными шагами, идет прогресс, входят всё новые технические открытия и изобретения. Сотовая связь, интернет меняют ценности и приоритеты нового поколения. И все труднее теперь воспитывать и прививать, формировать из наших обучающихся настоящих граждан и «патриотов» своей страны.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении, к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека, без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [5].
Всем известные слова русского философа И. А. Ильина: «Никто не может указать другому человеку его Родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — и в личном, но подлинном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции» [3].
В. С. Горбунов, рассматривал патриотизм как: любовь к Родине, интегративная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающий в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности [2].
Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных школах, так как дети с ОВЗ — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из воспитателей.
Работая над темой самообразования патриотическое воспитание, своей главной задачей считаю создать для каждого обучающегося условия интересной, содержательной, успешной работы, вызвать у обучающихся с ОВЗ желания размышлять.
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы воспитательская деятельность была увлекательна, помогала им самоутверждению и нравственному становлению.
Для работы с обучающимися использую различные технологии:
Личностно-ориентированная технология;
КТД технология
ИКТ технология
Технология проектной деятельности
Здоровьесберегающие.
Форма работы: — коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: — беседы, праздники, воспитательские часы, проектная деятельность, викторины.
Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Наша цель — содействовать становлению ребенка как личность.
Свою воспитательную работу мы строим по принципу добровольного участия детей во внеклассной деятельности в соответствии с интересами и способностями.
Она складывается из ежедневного общения с обучающимися в свободное от занятий время. Мы используем личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, создаем условия для проявления творческих способностей.
Технология коллективно-творческого дела: творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, педагогов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному планудля решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Здоровьесберегающие технологии: являются одним из приоритетных направлений в образовательной системе Российской Федерации. Понятие здоровьесберегающие технологии объединяет в себе все направления деятельности учреждения ГБУ «КРОЦ» по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ. Забота о сохранении здоровья обучающихся — важнейшая особенность школы, отдельного учителя и воспитателя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Беседа с детьми имеет огромное значение в формировании личностных качеств обучающихся. Она помогает выработать правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, нравственным обязанностям.
Праздники это — особая форма работы в ГБУ «КРОЦ» праздники дают проявить свои способности в разнообразной деятельности. Обучающиеся моего класса являются постоянными участниками школьных мероприятий это «День знаний» «День учителя» «Праздник мам» «День Победы». Ко дню учителя детьми написаны стихи собственного сочинения, которые были посвящены учителям и воспитателям. В своей работе стремлюсь к тому, чтобы наши обучающиеся поняли, что они становятся частью общества, выступая на сцене, наравне со всеми. Это способствует их самоутверждению, самовыражению, успеху.
В течение всего года совместно с обучающимися проводились воспитательские часы. «Я — гражданин своей страны», «Что значит быть патриотом сегодня», «Гражданственность и патриотизм в моей жизни», «Если будет Россия, значит, буду и я».
Результатом совместной деятельности являются военные проекты. Проект представляет собой изучение темы истории Великой отечественной войны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили, берегли и защищали её наши предки.
Работая над проектом «Советский тыл фронту» дети самостоятельно осуществляли поиск информации, работали с различными источниками, проявили познавательную активность. Данный проект даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих.
В нашей школе есть мини-музей «Слава» куда собраны экспонаты военной поры. Музей — это особый мир, особая атмосфера. Это позволяет сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия: музейные уроки, встречи и беседы с интересными людьми и т. д.
В нашем мини-музее «Слава» воспитателями проводились тематические занятия:
«Женский труд в тылу»
«Трудовой подвиг женщин»
«Памятники труженикам тыла»
«Биографии тружеников тыла».
В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:
- Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
- Их большая часть — женщины, и дети.
- Они строили объекты, занимали сельским хозяйством, выпускали оружия для фронта.
- Их самоотверженный труд — прекрасный пример для молодежи.
Мы, современники, должны помнить об уроках прошлого, о том, какой ценой завоевано наше счастье и свобода.
Самым запоминающим событием для детей с ограниченными возможностями здоровья была поездка на Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». Мы вместе с детьми побывали в замечательном городе Ярославле. Уникальная программа форума была организована в форме обучающей игры.
Ребятам представилась прекрасная возможность пообщаться с интересными людьми. Летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, Героем России Сергеем Константиновичем Крикалёвым, известным советским и российским исследователем Арктики и Антарктики, крупным российским ученым-океанологом Артуром Николаевичем Чилингаровым. Детям было интересно и полезно участвовать в проекте такого масштаба, общаться с единомышленниками.
Патриотическое воспитание невозможно без русских исторических корней. Для наших ребят была проведена обзорная экскурсия по городу Ярославлю. Благодаря своей древности, Ярославль может похвастаться большим культурным и архитектурным наследием. За время своего существования Ярославль внёс большой вклад и сыграл важную роль в истории государства. В 2015 году Ярославлю исполнилось 1005 лет.
Важной для детей с ОВЗ стала информация, что самым трагическим днем для жителей города стало седьмое сентября 2011 года, когда они узнали о гибели хоккейного клуба «Локомотив»; погибла команда из 37 человек. Рядом с «Ареной-2000», где проводил свои домашние игры «Локомотив», открыт мемориал «Хоккейное братство». Авторы монумента — группа архитекторов из Ярославля и Иванова. 37 стальных клюшек — по числу погибших игроков, тренеров и врачей «Локомотива» — сложены таким образом, что под одним углом представляют собой падающую птицу, а под другим — взлетающий самолёт.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Отношение в школьном коллективе, образ жизни в семье — это всё формирует патриотизм.
Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодёжи в нужное русло должно государство, семья, школа.
Литература:
- Воспитательная система гражданско-патриотическое воспитание в школе авторы: Будникова О. Л., Кузнецова Н. П., Лебедева А. В. Издательство: Учитель 2015.
- Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход/В. С. Горбунов // Воспитание школьников. — 2010.-№ 1. –31с
- Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. Соч.: в 10 т. — М.: Русская книга, 1993. — Т. 4.
- Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» — М, 2005.
- Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения:- М., 1974. Т. 2. — с 160.