«Когда живется дружно, что лучше может быть» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 13.06.2017

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. «Когда живется дружно, что лучше может быть» / Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44112/ (дата обращения: 30.10.2024).



Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица — с небом, как поле — с плугом,

Как ветер — с морем, трава — с дождями,

Как кружит солнце со всеми нами!..

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!..

Давайте будем беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?..

Воспитывать толерантность детей нужно стремиться через произведения художественной литературы талантливых национальных поэтов и писателей. Читать детям сказки, пословицы, поговорки, знакомить с песнями лучших национальных композиторов. Знакомить с произведениями мастеров народных промыслов, творчеством национальных художников. При этом непременно обращать внимание на гуманность их содержания, своеобразные формы, талант и мастерство их авторов. [1, с.25]

Готовить детей к жизни, полной противоречий, мы обязаны дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых любой национальности есть родные люди. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, родным и близким, верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце. Дети должны понять нет плохих народов, встречаются плохие люди. Об этом они узнают из народных и авторских сказок.

Чудесная сказка калмыкского поэта и писателя переведена на русский язык Маршаком. В ней добрая и трудолюбивая, живущая в бедности НАНА отказывается от денег, только бы подбитый голубь не достался котам злой женщины. Она выхаживает птицу из родительской солидарности к птенцам.

Может, где-нибудь на свете

У него есть тоже дети.

И в лесном гнезде своем

Беспокоится о нём.

Нана и её заботливые, ласковые дети и добрый справедливый голубок побеждают жестокую и завистливую Джоган. Так благодаря сказке дети узнают, что среди калмыков есть тоже разные люди. Но самостоятельно к такому выводу из-за скромного жизненного опыта дошкольники прийти не смогут. Нужна помощь взрослого, который, сравнив героев известных детям сказок разных народов, подведёт их к этой важной мысли.

Однако в жизни всё намного сложнее, чем в сказке, где образы контрастны, оттого и понятны детям. Ориентироваться в реальной действительности помогает творчество писателей и поэтов. Детей старшего возраста полезно познакомиться с рассказом К. Тангрыкулиева «Вязанка хвороста», который учит ребят разбираться в людях.

После неудачного похода за дровами Каюму не спалось, ему было стыдно оттого, что он показал себя трусом и ещё он всё время думал, хороший или плохой человек Джума. Поручил забраться в гнездо стервятника — стервятник ведь мог выклевать ему глаза, но когда Каюм остался один на съедение волкам, Джума не бросил его и даже проводил до самого дома. Думая всю ночь, так Каюм для себя ничего не решил.

Прочитав этот рассказ, дети задумываются над вопросом, каким человеком оказался Джума, объясняют, почему они так думают. Спросить, действительно ли волки гнались за ребятами. Если у детей возникает затруднение с ответом помочь им понять, что Джума прогнал вовсе не волка, а шар прошлогоднего перекати-поля, похожий на чёрную фигуру зверя. Каюму, конечно же, он не сказал. А сделал вид, будто действительно избавил его от смертельной опасности.

В конце беседы задать детям вопрос проблемного характера: «Если бы вам из двух ребят пришлось выбирать друга, кого бы вы предпочли? Почему? Важно, чтобы дети поняли переживания Каюма, который очень расстроился, не спал, стыдясь своей трусости. Дети, поняв переживания Каюма охотно соглашаются выбрать его себе в друзья и осуждают Джуму, недоброжелательного, даже злого, поступившего с другом нечестно. Учить детей видеть зло и противостоять ему, объяснять, что нужно прощать случайные промахи товарищам бескорыстно, не желающим зла другим. [3, с.54]

Глубокий смысл заложен в стихах В. Приходько «Оса» и сказке Ю. Кушака «Почтовая история». Однако у детей, познакомившихся с ними, вряд ли возникнут такие же ассоциации, как у нас взрослых. Поэтому приходится комментировать прочитанное: «Так же как оса, думают все люди (русские, чуваши, башкиры, украинцы и другие), которые хотят жить в мире и дружбе»

«Дружить со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.

А разве у человека есть гнездо?

Конечно. И не одно. Дал, город, село, республика, в которой мы живём. И каждое гнездо человеку дорого, потому что в нём живут родные и близкие люди, дети и дети его друзей. Он хочет им счастья

«Почтовая история» — великолепная с тонким юмором написанная поэтическая сказка о доброте и чуткости.

«Как славно, что у дружбы

Есть верный почтальон!

Как славно, что на свете,

Невзгодам вопреки,

И бурые медведи,

И белые медведи,

И взрослые дети

Друг другу так близки!

Дети с удовольствием играют в эту сказку. Рисунки В. Насаева — хороший помощник в игре.

Сегодня говорить о дружбе народов очень непросто, поскольку наша неприглядная действительность полна совсем иными примерами, зачастую негативность характера. Вместе с тем избегать этой темы было бы в корне не верно, хотя бы потому что, дружба между людьми разных национальностей была и существует, она жива. Наша задача — поддерживать её в этих условиях создавать для неё благоприятный климат. Верный путь — это воспитание толерантности у детей через познание ребёнком духовного богатства разных народов. К человеку, которого уважаешь, испытываешь добрые и даже дружеские чувства. Проводить такую работу можно, прибегнув к материалам газетных и журнальных статей. До наших детей нужно довести такие понятия, не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам.

Две подруги, Гера с Ликой,

Посмотрите, так дружны!

Рядом с крошкой бледноликой

Дочь полуденной страны…

Роза Африки далекой

Как смугла и как черна!

Подле Лики синеокой

Страшной кажется она…

Губы толстые, большие,

На конце расплющен нос,

Кудри мелкозавитые,

Будто вовсе нет волос.

Странно выпучены глазки…

Но взгляните, что в них есть?

Сколько преданности, ласки

Можно ясно в них прочесть,

Сколько кротости покорной,

Что так в детях хороша…

О, под этой кожей черной,

Ясно, белая душа!

Добрые дела — значит, и человек добрый, хороший, достойный уважения.

Дружба возможна не только между отдельными людьми, но и между народами, государствами. Итальянский писатель Марко Москини надеется, что его сказка «Дорогой мир» сблизит детей и взрослых всей Земли.

В сказке король Синей планеты, вместо кнопки «кран с ароматизированной водой» ошибочно (забыл надеть очки) нажал кнопку «Злых ругательств». И они угодили прямо на Жёлтую планету. Король этой планеты ужасно оскорбился и послал в отместку ракету «самых злых ругательств». И в тот же день началась война ругательств и угроз. Самым злым ругательством было «Бр-Бр-Бр». И тогда Корлетто, добрый находчивый итальянский мальчик-фантазёр, придумал, как покончить с войной, нужна машина, которая превратила бы злые слова в добрые. Вместе со своим другом Компи он смастерил чудодейственные очки. У жителей обеих планет водрузив очки на нос, пропала всякая охота воевать. Оказалось, что гораздо интереснее «папам сходить на футбольный матч, мамам пойти погулять с папами, дедушкам поиграть с внуками, влюблённым обниматься и говорить друг другу нежные слова.

А ещё ребятишкам захотелось покататься на карусели и поесть торта. Все поняли, как хороша мирная жизнь. И грянул мир».

Рекомендуется родителям приобрести книгу итальянского писателя для детской домашней библиотеки.

Работа по воспитанию дружелюбия, уважения к людям разных национальностей рассчитана в большей степени на отдалённые, а не на сиюминутные результаты. Есть надежда, что дети, познакомившись со стихами, рассказами, сказками, будут лучше понимать ценность, всё живое на Земле проникнутся уважением к человеку, матери, другу.

Добрые чувства к людям иных национальностей надо воспитывать в сюжетно — ролевых, творческих играх, дети в роли украинцев, казахов, киргизов, проявляют радужное гостеприимство в соответствии с обычаями и традициями этих народов по отношению к «гостям России» стремятся сделать приятным их пребывание в «своих» государствах. А гости стараются оказать посильную помощь «хозяевам», принимают участие в сборе урожая, строительстве нового детского сада или школы, больницы. Выступают с ответной «концертной программой», устраивают чаепитие с блинами и бубликами, вручают изготовленные своими руками сувениры русских матрёшек, посуду хохломской росписи, дымковские игрушки.

В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самооценки дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребёнка, способствуем воспитанию целого ряда нравственных, прежде всего гуманных чувств, относящихся к первозданным общечеловеческим ценностям.

Литература:

  1. «Детский сад и семья» под редакцией Т. А. Марковой, Москва «просвещение» 1986
  2. «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников» Н. В. Алешина, Москва 2005.
  3. «Родителям о детях» А. Ф. Тура, 2000
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешина. Москва. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Джума, друг, сказка, взрослый, дружба, итальянский писатель, народ, национальность.


Задать вопрос