Одной из форм устройства детей, позволяющей реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье, является патронат.
В законе Забайкальского края «О патронате», даются следующие определения понятий «патронат», «патронатные воспитатели», «патронатная семья»:
«Патронат — форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в целях их содержания, воспитания и образования.
Патронатные воспитатели (воспитатель) — лица (супруги или отдельные лица), которым передан на патронат ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Патронатная семья — семья, в которой воспитывается ребенок, переданный на патронат» [1].
Согласно ст. 2 данного закона, патронатная семья может образоваться только на основании решения органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства, также назначает патронатных воспитателей на основании заключения договора о патронате [1].
Ребенок, не достигший совершеннолетия, который остался без попечения родителей может передаваться на патронат. Основополагающим условием передачи ребенка, достигшего десятилетнего возраста в патронатную семью, прежде всего, является его согласие. Патронатными воспитанниками могут быть не более двух детей, однако законом предусмотрен исключительный случай, когда на патронат передаются трое или более детей родственников.
«Основной отличительной чертой данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью от таких форм устройства, как усыновление, приемная семья, опека и попечительство, является наличие дифференциации прав и обязанностей по защите прав и интересов этих детей (ребенка) между родителями, если они не ограничены или не лишены родительских прав», указывает В. В. Безбаха в своем учебном пособии: «Сравнительное право [5, С.78].
Следовательно, патронатная семья не имеет права в полной мере быть законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у органов опеки и попечительства, передавших ребенка в семью, определяются в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании [2].
В законах ряда субъектов РФ установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
– — защита имущественных прав несовершеннолетнего;
– — представление интересов ребенка в суде;
– — решение вопроса о выезде ребенка за пределы РФ.
Данные правомочия остаются в полномочиях органов опеки и попечительства. В свою очередь, патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья.
Срок, на который ребенок передается на патронатное воспитание в семью, определяет договор.
Также в договоре прописываются:
– «условия содержания, воспитания и образования ребенка, переданного на патронат;
– права и обязанности патронатных воспитателей (воспитателя);
– обязанности органов опеки и попечительства;
– размер ежемесячных денежных выплат на содержание ребенка, переданного на патронат;
– размер ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося патронатным воспитателям (воспитателю);
– основания расторжения договора» [5, С.98].
В соответствии с договором, патронатные воспитатели (воспитатель) имеют право на ежемесячные денежные вознаграждения.
Вопросы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривал А. Егоров: вопрос финансирования патронатных семей играет также немаловажную роль, поскольку, выплачиваемых средств не всегда хватает даже на первоочередные нужды. В связи с этим и некоторыми другими уважительными причинами патронатных воспитателей (болезнь одного из патронатных воспитателей либо ребенка, переданного на патронат, отсутствие взаимопонимания с ребенком, изменение семейного или имущественного положения патронатных воспитателей (воспитателя), их желание принять ребенка под опеку (попечительство) или усыновить его, либо другого ребенка), договор может быть расторгнут [7, С.123].
Еще одной причиной расторжения договора может послужить инициатива органа опеки и попечительства, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения патронатными воспитателями (воспитателя) обязанностей, указанных по договору
В случае необходимости, или по желанию патронатных родителей, договор может быть продлен по взаимному согласию сторон.
Помимо указанных особенностей патронатного воспитания, существуют еще некоторые положительные аспекты: патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Данные особенности возникающих отношений позволяют сделать вывод о том, что договор о патронатном воспитании, имеет трудовой характер. К особенностям таких трудовых отношений относят: отсутствие четкой регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы, характерных для труда надомников, что регламентируется гл. 49 Трудового кодекса Российской Федерации [3].
С. М. Гапеенкова, в статье: «Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и ее совершенствования в современных условиях», приводит следующие доводы: «Такое юридически простроенное взаимодействие семьи и специалистов органов опеки и попечительства является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка» [3].
Ряд иных отличий и преимуществ патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья), отражаются также, в следующих особенностях:
– «расширяется круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью;
– расширяется круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание;
– появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (например, дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии)» [7, С 67];
– проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью;
– появляется возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста;
– профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка;
– появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, в силу разных причин;
– появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.
В соответствии с вышеуказанными особенностями, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью:
– долгосрочное устройство (преобладание родительской роли).
– краткосрочное устройство, (помощь патронатных воспитателей ребенку пережить кризисный период его жизни).
Еще одно достоинство патроната для государства, помимо достижения главной цели — дать максимально приближенное к семейному воспитание ребенка, лишившегося попечения кровных родителей, состоит в его экономической целесообразности, так как содержание ребенка на полном государственном обеспечении обходится государству дороже, однако, далеко не всегда эта цель является достигнутой.
Подводя итог изучению вопроса о патронатном воспитании, следует отметить следующее: на современном этапе развития института патронатной семьи СК РФ предусмотрена лишь возможность передачи детей в патронатную семью, но не регламентируются семейными нормами организация патронатного воспитания, обязанности и условия отбора патронатных воспитателей, а также их оплата.
Таким образом, идет активный процесс спасения детей, лишившихся родительского попечения, путем поиска для них семьи, замещающей родительскую. Причем для того, чтобы так называемая семья отвечала своему назначению, ведется большая работа по подготовке потенциальных родителей-воспитателей к выполнению ими принятых на себя перед государством и ребенком обязательств.
Литература:
- О патронате в Забайкальском крае: закон Забайкальсокго края [от 28 апреля 2014 г. № 971 — ЗЗК (с изм. и доп.)] // Собр. законодательства Заб. края. — 2014. — № 971. — 17 февраля.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 197.
- Антокольская М. В. Семейное право: учеб. — Т.1 / М. В. Антокольская. — Москва: Юристъ, 2002. — 336 с.
- Безбаха В. В. Сравнительное право: учебно-методический комплекс / В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. — Москва: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, — 2009. — 434 с.
- Гапеенкова С. М. Система общественной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и ее совершенствования в современных условиях // Известия Пензенского госу. пед. университета им. В. Г. Белинского. — 2013. — № 16. — С. 168–174.
- Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2014. — № 23. — С. 5–6.
- Заряева А. В. Ювенальное право: учеб. для вузов / А. В. Заряева, В. Д. Малкова. — Москва, 2005. — 335 с.
- Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка // Российское правосудие. — 2012. — № 4 (48). — С. 58–63.