Открытые инновации — бизнес-модель будущего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 1535 раз

Библиографическое описание:

Филатова, А. С. Открытые инновации — бизнес-модель будущего / А. С. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43566/ (дата обращения: 23.11.2024).



Динамично развивающая бизнес среда является вызовом для многих компаний в настоящее время. Без постоянного улучшения своей бизнес-модели, поиска путей совершенствования продукта, введения новшеств, ни один бизнес не может выжить. В результате, инновации становятся неотъемлемой частью жизни компаний.

По Шумптеру, основоположнику теории инноваций, под инновацией понимается осуществление новых комбинаций благ, задающее форму и содержание экономического развития [1]. Возможны следующие виды инноваций:

1) изготовление нового, еще неизвестного потребителям продукта;

2) внедрение нового метода производства или нового способа коммерческого использования известного продукта;

3) освоение нового рынка сбыта;

4) открытие нового источника сырья;

5) реорганизация, например, обеспечение себе монопольного положения в отрасли посредством создания треста.

В какой бы форме не осуществлялась инновация, это очень трудоемкий, ресурсоемкий процесс. В связи с этим, набирает популярность открытая бизнес-модель. Она используется компаниями для того, чтобы привлечь внешние идеи, снизить издержки и найти новые источники прибыли. Открытая бизнес-модель отличается от типичной закрытой тем, как компании работают с внешними партнерами и получают дополнительную ценность. Данный подход подробно описывает Генри Чесбро в книге «Открытые бизнес-модели. Как преуспеть в новом инновационном окружении». Он сравнивает две главные функции бизнес-модели — создание ценности и получение части этой ценности — под углом открытой и закрытой бизнес-модели. По мнению автора, стандартные бизнес-модели не могут сейчас создавать столько ценности, сколько могли несколько лет назад по двум причинам: рост издержек на инновации и сокращение жизненного цикла продукта. Выходом из этой ситуации может стать открытая бизнес-модель. На рисунке 1 отражено, что открытая бизнес модель позволяет снизить издержки и ускорить запуск, а большие доходы возможны благодаря лицензированию, продажам или спин-офф.

1а. 1б.

Рис. 1. Закрытая бизнес модель 1а и переход от закрытой бизнес модели к открытой 1б [3, c.16].

Открытые инновации наиболее яркий пример открытой бизнес-модели. Под открытыми инновациями подразумевается поиск новшеств, идей вне компании, с помощью различных партнеров. В то время как закрытые инновации подразумевают поиск идей внутри компании путем ведения внутренних разработок усилиями своих сотрудников. Однако в настоящее время это все меньше и меньше работает, так как возросла мобильность знаний и людей, работники все меньше привязаны к своему месту и с легкостью меняют работодателей. Таким образом, возрастает популярность открытых инноваций, когда компании коммерциализируют внешние идеи (рисунок 2).

Рис. 2. Подход к поиску идей при открытых инновациях [3, c.10].

Таким образом, открытые инновации трансформируют текущие, существующие бизнес-модели. Возьмем понятие бизнес-модели, сформулированное в книге Остервальдера: “Бизнес-модель описывает то, каким образом организация создает, поставляет и удерживает ценность” [5, c.56]. Ее составляющие автор представляет в виде канвы, состоящей из 9 блоков, являющимися компонентами бизнес-модели (Рисунок 3).

Рис. 3. Канва бизнес-модели

Открытые инновации оказывают влияние на эти блоки, осуществляют трансформацию бизнес-модели. Есть два пути открытых инноваций — «изнутри компании-вовне», «извне-вовнутрь компании».

Паттерн «извне-вовнутрь компании» имеет влияние на 5 блоков:

‒ Ключевые партнеры (даже партнеры из других индустрий могут предлагать готовые продукты, патенты, инсайты для внутреннего R&D);

‒ Ключевые процессы (для налаживания функционирования передачи инноваций необходимо соединения внутренних процессов с внешними участниками);

‒ Ключевые ресурсы (внедрение практики открытых инноваций конечно же требует дополнительных ресурсов для внешней работы);

‒ Структура затрат (возможны дополнительные затраты для внешних инноваций, но благодаря этому компания сможет быстрее выпускать новые продукты и увеличить продуктивность внутреннего R&D);

‒ Каналы (например, использование в качестве партнёров по открытым инновациям сильных компаний с известными именами может быть применимо для увеличения своего инновационного имиджа).

Паттерн «изнутри компании-вовне» оказывает влияние на следующие компоненты бизнеса:

‒ Ценностное предложение (если у компании есть технологии или разработки, которые не несут ценности внутри компании, они могут быть использованы вовне и сгенерировать дополнительную ценность для бизнеса);

‒ Ключевые процессы (интеллектуальная собственность, технологии или знания могут использоваться в недостаточной степени, в этой связи организация может сфокусироваться на ключевом бизнесе, отдав вышеперечисленное вовне);

‒ Доход (неиспользуемые инновации или технологии могут помочь сгенерировать дополнительную прибыль).

Многие компании в различных областях начинают смотреть в сторону открытых инноваций. В результате, появляется все больше и больше заинтересованных сторон, и посредников в этом процессе. Например, консалтинговая компания Accenture запустила программу открытых инноваций, которая направлена на объединение стартапов и корпораций. В основном, эта программа касается диджитал проектов. Для компаний это возможность понять какие технологии лучше использовать и как их масштабировать, а для стартапов это возможность роста, выхода на крупных клиентов, увеличение потребителей.

Программа Accenture по открытым инновациям работает с венчурными фондами, акселераторами, университетами, исследовательскими лабораториями для того, чтобы найти стратегические решения для своих клиентов. Они представляют себя как связующий мост в глобальной инновационной системе. Сделки компанией не раскрываются, но Accenture утверждает, что меньше чем за год удалось наладить более 30 удачных партнерств между их клиентами, компаниями из списка Global 2000, и стартапами [2].

Некоторые компании запускают подобные инициативы внутри своей структуры. Например, у BNP Paribas есть лаборатория открытых инноваций (Open Innovation Lab), где предлагаются услуги сторонним компаниям в области инноваций, ведутся блоги о трендах, имеется даже собственная акселерационная программа для стартапов. Ключевыми этапами участия в данном процессе являются [4]:

‒ определение цели;

‒ поиск и выбор стартапов;

‒ запуск проекта в Лаборатории;

‒ запуск проекта по передачи интеллектуальной собственности и формирование планов дальнейшего развития.

Таким образом, банк BNP Paribas добавил в свою бизнес-модель дополнительную ценность благодаря фокусу на открытые инновации не только вовнутрь, но и наружу, продавая эти услуги сторонним компаниям.

Таким образом, во взаимосвязанном мире, открытые инновации открывают возможности для снижения затрат исследований, распределения рисков и для ускорения инновационного развития. Идея открытых инноваций основывается на вере в то, что в мире распределенных знаний, компании не могут полагаться только на собственные исследования и могут получить огромную выгоду от инноваций совместно с партнерами. Данный подход способен принести значительные выгоды во многих областях, включая здравоохранение, ИТ, в проектах некоммерческих организаций и многих других.

Литература:

  1. Теория инновационного развития Шумпетера [Электронные ресурс]. — Режим доступа: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm (Дата обращения: 23.01.2017)
  2. Accenture Open Innovation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.accenture.com/us-en/technology-insight-open-innovation (Дата обращения: 23.01.2017)
  3. Chesbrough H., Open business models: How to thrive in the new innovation landscape, 2006
  4. Open Innovation L'Atelier Lab [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.atelier.net/services/labs (Дата обращения: 23.01.2017)
  5. Osterwalder A., Pigneur Y. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, компания, BNP, открытая бизнес-модель, дополнительная ценность, бизнес, запуск проекта, интеллектуальная собственность, партнер, поиск идей.


Задать вопрос