Международное сотрудничество и роль различных международных организаций является очень важным составляющим любого современного государства. Но несмотря на это нельзя и не учитывать тот факт, что сами организации не могут быть рассмотрены в качестве носителей суверенитета, ведь таковыми являются только государства. Отсюда можно сделать вывод, что когда государство передает часть своих полномочий межгосударственным объединениям, оно не имеет возможности передать хотя бы часть своего государственного суверенитета субъекту, которое таковым не обладает.
Суверенитет является одним из всеобъемлющих свойств государства, которое предполагает неограниченность самостоятельности, независимости, а также верховенства власти, как во внутренней, так и во внешней политике. По словам Т. С. Мелешкина суверенитет основывается на принципе единства, то есть неделимости государства, не ограниченности и неотчуждаемости, то есть это абсолютности [3]. Суверенитет представляет собой сложный политико-правовой феномен. Он характеризует независимость государства не только в политической сфере, но также и в экономической, социальной и других сферах нашей жизнедеятельности. Так же важно учитывать самостоятельность идеологии государства в данных сферах. Причем под самостоятельностью тут понимается как внутренние формы выражения, так и внешние, то есть и обеспечение единства правового пространства государства, и внешние взаимоотношения с другими государствами.
Такой подход стал актуален в эпоху глобализации, охватившей почти, что все стороны общественной жизни. Ведь она напрямую влияет на конституционные системы современных государств, преодолевает новые ценностные критерии их развития, модернизации и защиты.
Не имеет значения, в какой сфере развиваются и распространяются глобализационные процессы, их результатом всегда являются проявления двух противоречащих тенденций общественного развития.
- Заключается в интернационализации общества и предполагает объединение национальных обществ в единой системе, универсализацию их организаций.
- Заключается в игнорировании государственных границ, интересов, суверенитета, культуры и традиций, которое порождает угрозу обесценивания нации. Это может выражаться в утрате наций своего языка, традиций, обычаев и т. д. В конечном итоге это приведет к сепаратизму.
Если говорить непосредственно о второй тенденции, которая и является проблемой, то она обусловлена следующим: когда государство в целом оказывается неспособным обеспечить свой суверенитет, то меры по обеспечению своей идентичности начинают предпринимать отдельные части государства. Для нашей страны, которая состоит из большого количества национальных субъектов, угроза различных проявлений сепаратизма, порожденных глобализационными процессами, представляет опасность.
Как правило, сепаратистские движения формируются по причинам культурного угнетения, этнического насилия, отказа в правах и других притеснений определенной группы людей. Иногда возникновение данного явления связано с желанием получить определенные расширенные права и полномочия в области самоуправления. Немаловажным фактором для подобных настроений может послужить экономика, политика или религия. Например, когда определенная группа людей считает, что доминирующее большинство удерживает общественные богатства, дискриминируя данную группу в плане политической власти и религии.
Анализируя состояние современного научного дискурса о глобализации, следует обратить внимание на то, что среди исследователей данных проблем есть те, кто считают глобализацию явлением почти исключительно позитивным, а также, с другой стороны, — скептики и критики, количество которых продолжает увеличиваться. При этом негативное или позитивное отношение к процессам глобализации, по нашему мнению, в значительной степени субъективно и зависит не только от тех или иных общеполитических или конъюнктурных воззрений исследователя, но и от того, какая прогнозируемая «польза» от глобализации будет следовать тому государству, которое он представляет.
Заключение
Процессы правовой глобализации неизбежно порождают различные наднациональные элементы правового регулирования, усиливают взаимосвязь и взаимозависимость национального международного права, влекут передачу множества вопросов внутригосударственной юрисдикции под международно-правовое регулирование [4]. Данные последствия правовой глобализации неизбежны, но они не должны приводить к противопоставлению национальных и универсальных демократических ценностей правовых систем, полностью перечеркивая традиционные для наше страны идеалы. Тем более, что универсальность европейских правовых стандартов является явно преувеличенной, а ведь именно она лежит в основе процесса правовой глобализации.
Литература:
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа «Норма-Инфра-М», 2013.
- Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л. А. Морозова — М.: «Новый Юристъ», 2008.
- Мелешкина Т. С. Политико- правовые механизмы защиты суверенитета российского государства / Дис. к.ю.н. — Ростов н/Д, 2008.
- Мамедов А. А. Международное право в управлении экономикой в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2014. № 6.