Риски в геополитике России на примере стран БРИКС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.08.2015

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Дронова, А. Н. Риски в геополитике России на примере стран БРИКС / А. Н. Дронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 444-448. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21771/ (дата обращения: 16.12.2024).

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. [1,c.71]

Современный мир живет в эпоху глобальных интеграционных процессов, затрагивающих все сферы жизни, будь то политика, экономика или образование. Международная экономическая интеграция является одним из важнейших определяющих факторов развития национальных экономик, проявляющимся в расширении и ускорении международных финансовых потоков, что, в свою очередь, способствует более эффективному использованию инвестиционных капиталов во всех областях мировой экономики и международного географического разделения труда, позволяющего странам существенно сократить издержки производства и, соответственно, добиться снижения цен на потребляемые товары. Процесс интеграции предусматривает постоянный поиск государствами гибких, убедительных и долгосрочных оснований переориентации нейтральных или добрососедских отношений в высшей степени партнерские.

Бурное развитие межфирменных связей способствует возникновению необходимости межгосударственного регулирования, который направлен на обеспечение свободного движения услуг, товаров, капитала, а также рабочей силы между странам и в рамках рассматриваемого региона, на согласование и проведение совместной валютно-финансовой, экономической, социальной, научно-технической, внешней, внутренней и оборонной политики. В результате вышеуказанного образуются целостные региональные хозяйственные комплексы, в которой существует единая валюта, инфраструктура, имеются общие экономические задачи, финансовый фонд, общие наднациональные или межгосударственные органы управления.

Самой элементарной и часто распространенной формой экономической интеграции является зона свободной торговли, в рамках которой не существует торговых ограничений между странами-участницами, и отсутствуют таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли увеличивает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров. С одной стороны это увеличивает опасность банкротств предприятий, но с другой стороны — зона свободной торговли является стимулом для улучшения производства и внедрения нововведений. Как правило, отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается в первую очередь промышленных товаров, в то время, как либерализация импорта ограниченна в отношении сельскохозяйственных товаров.

Экономическая интеграция заключает в своей основе ряд объективных факторов, среди которых наиглавнейшее место занимают:

-                   глобализация хозяйственной жизни;

-                   углубление международного разделения труда;

-                   общемировая по своему характеру научно-техническая революция;

-                   повышение открытости национальных экономик. [2,c.37]

Все указанные факторы являются взаимообусловлены.

Под Единым экономическим пространством понимается такое экономическое пространство, которое объединяет таможенные территории государств, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение услуг, капитала, товаров и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения равноправной конкуренции, денежно—кредитная, налоговая и валютно-финансовая политика.

23 февраля 2003 года главы таких государств как Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина заявили о намерении создать Единое экономическое пространство. 19 сентября 2003 года президентами указанных стран соглашение по этому поводу было подписано.

12 сентября 2013 на саммите в Астане года президентами стран «четвёрки» был утвержден перечень из 29 документов, которые подлежали согласованию и подписанию в первоочередном порядке. [3,17]

Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны быть подписаны и вступить в силу одновременно, так как они должны составлять неразрывный пакет.

Нужно заметить, что Украина с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, она стремилась к получению односторонних экономических и политических для себя преимуществ. Когда к государственной власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции, а именно вступление Украины в Евросоюз и НАТО. Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко сказал, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

Примером первого приближения к разработке многополярной международной структуры является создание неформального клуба «БРИКС». Формат БРИКС объединяет Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР как государства, являющиеся крупнейшими центрами экономического роста и политического влияния и обладающие значительным интеграционным потенциалом в своих регионах. Без участия стран БРИКС не могут эффективно решаться такие глобальные проблемы, как международный терроризм и транснациональная преступность во всех ее проявлениях, экологическая деградация и изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность.

Особую значимость партнерство стран БРИКС приобретает в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Согласно экспертным оценкам, в ближайшие несколько лет экономикам именно этих стран предстоит оказать позитивное воздействие на динамику развития мирового хозяйства. В связи с этим возникает необходимость согласованных действий стран БРИКС в русле многосторонних усилий по преодолению нынешних потрясений в глобальных финансах, реформе всей послевоенной финансовой и торгово-экономической архитектуры.

Необходимо отметить что, глобализация способствует объединению усилий человечества, но это не означает построения мира по одному американскому (западному) образцу, «вестернизации» жизни людей. Напротив, в условиях глобализации развиваются и обогащаются многообразные и неповторимые языки и культуры всех народов земного шара, укрепляются национальная независимость и суверенитет государств. Глобализации, как и всем явлениям общественной жизни, присущи внутренние противоречия, разрешение которых представляет собой развитие человеческого социума. В зависимости от политики ее участников она может иметь как положительные, так и отрицательные последствия: все определяется тем, какая победит тенденция — либо стремление к мировому господству, либо политика мира, дружбы и сотрудничества государств.

Таким образом, на современном этапе глобализации необходимы новые мощные и влиятельные силы, центры притяжения, строящие мировую архитектонику на демократических принципах. Таким центром притяжения является БРИКС.

Необходимо обратить внимание на то, что «БРИКС» выражает собой формы геополитического самосознания тех держав, которые, с одной стороны, имеют огромные достижения в военно-технической, экономической и ресурсной сферах, но также существенно уступают странам Запада, но при этом превосходя все остальные незападные страны. Три державы обладают ядерным оружием (Россия, Китай, Индия), а Бразилия, по мнению некоторых ресурсов, близка к этому. Китай и Индия в общей сложности насчитывают больше двух миллиардов населения.

Не мало важный факт, что на сегодняшний день БРИКС представляет собой клуб для обсуждения общих проблем, и его ближайшим аналогом можно считать G7. Однако отличие БРИКС от других подобных клубов заключается в его потенциале: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР производят около 20 % мирового ВВП, составляют 40 % населения планеты, а их совокупная внешняя торговля равна почти 17 % от всего глобального товарооборота — страны БРИКС представляют собой крупнейший мировой рынок, чей совокупный ВВП за последние 10 лет вырос в более чем три раза. Однако несмотря на эти цифры и уже созданные институты, «бриксоскептики» отмечают, что объем взаимной торговли пятерки, не превышает 6,5 % ее общего товарооборота. Причиной этому является удаленность стран БРИКС друг от друга. Она понимается не только географически, среди показателей удаленности — разные темпы роста экономик, малое количество прямых авиарейсов между крупнейшими городами (даже в тех случаях, когда это технически возможно), низкая степень изучения языков других членов пятерки в школах и университетах, практически отсутствующее понимание истории и культуры других стран БРИКС даже среди образованных людей, различная этнорелигиозная структура общества.

Уже можно с уверенностью говорить, что БРИКС оформился как политический фактор.

Также следует добавить, что если БРИКС осмыслит свою историческую функцию не как простой этап в становлении глобальной мировой системы (И. Валлерстайн), а как новую парадигму, которая будет вырабатывать иную стратегию, сохранит пропорции между массами и элитами в рамках общего цивилизационного проекта, то «второй мир» станет серьезной альтернативой «первому» и указанием пути (и спасением) для «третьего». В таком ключе формат простого «клуба» четырех стран, который имеет много общих черт в современном моменте развития, может органически перерасти в основу мощной мировой организации, и способной диктовать остальным участникам мирового процесса свои требования в форме ультиматума, а не просто сообщать частное мнение об одобрении или неодобрении того или иного действия США и его партнеров.

Представим себе такую ситуацию: США собираются начать военную операцию в Ираке. Франция и Германия «не одобряют» такого шага. А четыре ядерные страны — Бразилия, Россия, Индия и Китай — говорят: «нет, вы этого не сделаете!». Жесткость такого ультиматума будет подтверждена совокупным геополитическим потенциалом. По одиночке США может на нести непоправимый урон каждой из этих стран в отдельности как в военной, так и экономической и политической сферах. Но всем четырем странам нанесение такого урона — исключено. Таким же способом могут решаться и другие вопросы, по которым мнения полярно расходятся у сторонников однополярного и многополярного мира — к примеру, проблемы Сербии, Афганистана, Грузии, Тибета, Синьцзяна, Тайваня, Кашмира, а также ряд локальных проблем в Латинской Америке. Конечно, нужно отметить, что США постараются не создавать ситуаций, предполагающих заинтересованность в выработке общей позиции странами БРИК каждой из стран одновременно. На это и делается вся ставка, так как по отдельности с каждой из стран «второго мира» можно отношения уладить.

Однако, смысл многополярности и заключается в том, чтобы выработать правила международного порядка, которые бы отвечали не частной ситуации, в которой отдельная держава получает желаемое, но общему принципу, когда Соединенным Штатам Америки и их союзникам вообще не было шанса развязывать острый конфликт в одностороннем порядке, при котором они не считались более ни с кем. Так, вторжение США в Ирак глубоко не затронуло ни Китай, ни Россию, ни Индию, ни Бразилию. Указанное действие в Афганистане было сиюминутно (так казалось, по крайней мере) выгодно России, и отчасти Индии (блокирование очага воинственного радикального ислама). Но серия подобных шагов со стороны США рано или поздно возведет такую манеру поведения в принцип на постоянной основе и положит в основу правовой модели — как можно наблюдать в проекте «Лиги Демократий».

Успех БРИКС будет зависеть от его адекватности современным глобальным вызовам, способности выработать последовательную интеграционную стратегию и эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

При этом судьба БРИКС касается не только этих пяти стран, но и всего мира, который сейчас как никогда остро нуждается в новых международных институтах, позволяющих отвечать на глобальные вызовы. Однако миру необходим не «еще один» ЕС или НАТО. Сила сложившихся альянсов — культурная и региональная идентичность, слаженные модели управления и общие позиции по глобальным и региональным вопросам — в наше время оказалась их слабостью; они слишком сильно ассоциированы с вызовами и опытом прошлого и оказываются неэффективны в современном мире.

Главные направления деятельности БРИКС, где возможны результаты — реформа валютно-финансовой системы, обеспечение «правил игры» в торгово-экономических отношениях, взаимодополняющее экономическое сотрудничество, сохранение глобальной стабильности, поддержание роли международных институтов и международного права. На следующем этапе — влияние на формулирование глобальной повестки дня, создание механизмов поддержания безопасности и урегулирования конфликтов (естественно, при центральной роли ООН), межцивилизационное взаимодействие.

БРИКС в ходе своей нелинейной эволюции становится не только геоэкономической, но и геополитической группировкой — ведь речь идет о странах, идущих в авангарде начавшегося «передела мира». Конечно, государства БРИКС — очень разные с точки зрения политической системы, моделей экономического развития и цивилизационной принадлежности. Однако они и не ставят своей целью унификацию. Смысл объединения — изменение геоэкономической и геополитической системы, сложившейся во второй половине XX века.

Интеграция России в мировую экономику является важнейшей задачей, от выполнения которой сильно зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение существующего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана своей целью имеет создание достаточного основания для того, чтобы обеспечить свободную торговлю между входящими в него государствами. К сожалению, из—за политической нестабильности в Украине, постоянной в этой стране смены власти и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до настоящего времени не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, что, следовательно, означает, что она не может полноценно принимать участия в работе рассматриваемого сообщества. Несмотря на этот факт три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза. Подписание такого соглашения служит основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

Роль Представительства ЕС в России заключается в наблюдении и анализе политического развития, событий и тенденций в Российской Федерации, способных оказывать влияние на стратегическое партнёрство между Россией и ЕС; а также предоставлении рекомендаций по оптимальному осуществлению поддержки этого партнёрства на политическом уровне.

Таким образом, Представительство проводит мониторинг политической жизни в России; соблюдения демократии и прав человека в этой стране; политического курса России и её действий в области обеспечения свободы, безопасности и отправления правосудия; а также различных аспектов российской внешней (и оборонной) политики.

Происходящие в Европейском Союзе перемены способны изменить представления России о европейском континенте: в особенности это касается вступления в силу Лиссабонского Соглашения и укрепления европейских структур, направленных на обеспечение обороны и безопасности.

В настоящее время Представительство является представителем не только Европейской Комиссии, но и Европейского Союза в целом. В этом качестве оно играет ключевую роль в углублении и развитии стратегического партнёрства между Россией и ЕС на политическом уровне.

Ряд проблем также имеет Шанхайская Организация Сотрудничества. Прежде всего, это связано с дублирование большого количества её функций другими международными организациями, членами которых являются страны—участники ШОС. Нужно сказать, что данная группировка имеет серьезный потенциал, который в основном определяется экономическим потенциалом России и Китая, которые участвуют в ней. Для его раскрытия потенциала ШОС следует принять ряд прогрессивных и стабилизационных мер, которые могут способствовать расширению роли указанной организации. Дипломатические отношения между ШОС и США являются самыми сложными и нестабильными. В ШОС не выработана единая позиция относительно необходимости установления полноценных дипломатических отношений с США. Это может свидетельствовать как о том, что такие отношения еще не стали по-настоящему актуальными для ШОС, так и об отсутствии единого мнения между участниками. Присутствие США в Центральной Азии является важным фактором, влияющим на развитие ситуации, и этот фактор ШОС не может игнорировать.

Россия также стремится выстраивать плодотворные отношения партнерства с Восточноазиатским саммитом (ВАС) и АСЕМ. Географически и исторически Россия является частью Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Она также является диалоговым партнером АСЕАН с 1996 г.

Однако обстоятельства, связанные с пространственными и языковыми барьерами все еще не позволяют странам-членам АСЕАН и России осуществлять взаимодействие в полной мере и узнавать больше друг о друге. Как центры роста в мировой экономической системе обе стороны могли бы извлечь более весомую пользу из двустороннего взаимодействия.

В целом, Российская Федерации в настоящее время является полноценным членом мирового сообщества. За последние годы она все больше усиливает свою роль. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику может позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, в целом скажется положительно на российской экономике.

 

Литература:

 

1.                  Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А. А. Дынкина. — М.: Магистр, 2014. 647с. (ИМЭМО РАН)

2.                  Лукин А. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше?// Россия в глобальной политике, 2014, № 3, с.15–17.

3.                  Подколзина И. Единая Европа: Эксперимент в реальном времени// Мировая экономика и международные отношения, 2013, № 8, с.23–27.

4.                  http://www.shos2007.ru/

5.                  http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/12/98762/98842.shtml

6.                  http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010296/1010296a1.htm

7.                  http://apec.technet.ru/

8.                  http://ru.wikipedia.org/wiki/Единое_экономическое_пространство

9.                  http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_70457.html

10.              http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/05/64803.shtml

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, Украина, Бразилия, свободная торговля, США, государство, Единое Экономическое Пространство, мировая экономика, отношение.


Задать вопрос