В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в инвестиционной сфере.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное сотрудничество, БРИКС
В процессе развития и расширения экономического взаимодействия России с развивающимися странами особую актуальность приобретает сфера инвестиций, поскольку без них невозможно обеспечить рост экономики, осуществить структурные сдвиги и модернизацию.
Интеграционное объединение БРИКС, включающее Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, является одним из приоритетов в развитие внешнеэкономической политики Российской Федерации. На долю этих государств приходится более 30 % мирового ВВП, около 42 % населения мира, 30 % всей территории Земли, и, самое главное, страны БРИКС обладают огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, что повышает роль этих стран в мировом сообществе [6].
Инвестиционная сфера взаимодействует со многими актуальными направлениями экономического взаимодействия стран БРИКС, такое сотрудничество дает положительный эффект, вызывая увеличение торговых, валютно-финансовых и других экономических связей.
Для формирования устойчивого экономического взаимодействия необходима определенная степень взаимодополняемости сотрудничающих экономик. Для стран БРИКС характерно неравное распределение: Россия, Бразилия, ЮАР являются странами с преимущественно сырьевой ориентацией экспорта, Китай и Индия — с ориентацией на экспорт продукции обрабатывающей промышленности. При этом одновременно все страны БРИКС стремятся к структурным преобразованиям, модернизации экономик, развитию современных наукоемких производств. Усиление инвестиционного взаимодействия стран БРИКС может значительно усилить их структурную взаимоподдержку в развитии экономик и ускорить технологический процесс [5].
Инвестиционное сотрудничество является тем ориентиром, с помощью которого можно качественно изменить все экономические взаимосвязи между Россией и странами-членами БРИКС. В связи с этим особо возрастает заинтересованность России в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), которые могут существенно улучшить экономическую ситуацию в стране.
В таблице 1 показано, что страны БРИКС занимают важное место в движении ПИИ в глобальной экономике.
Таблица 1
Накопленные ПИИ стран БРИКС, млрд. долл. США
Страна |
ПИИ встрану |
ПИИ из страны |
||
2000 |
2014 |
2000 |
2014 |
|
Бразилия |
122,3 |
901,8 |
51,9 |
432,8 |
Россия |
32,2 |
705,9 |
20,1 |
613,2 |
Индия |
16,3 |
311,3 |
1,7 |
318,2 |
Китай |
193,3 |
1098,9 |
27,8 |
709,0 |
ЮАР |
62,2 |
267,0 |
33,2 |
182,4 |
БРИКС |
426,3 |
3284,9 |
134,7 |
2255,6 |
Мир, всего |
7450,0 |
22812,7 |
7952,9 |
23592,7 |
Доля БРИКС в мире, % |
5,7 |
14,3 |
1,7 |
9,5 |
Составлено по данным: [7]
Как видно из таблицы 1 удельный вес стран БРИКС в мировых потоках ПИИ за период 2000–2014 гг. значительно вырос — по привлеченным инвестициям — почти в 3 раза, а по вкладываемым за рубежом — в 5 раз. В целом для группы БРИКС характерен быстрый рост объема накопленных ПИИ. В 2014 году они составили 3284,9 млрд. долл. США по привлеченным инвестициям и 2255,6 млрд. долл. США по вкладываемым за рубеж, причем наибольший вклад внесли Китай и Бразилия.
Эти выводы подтверждают данные по притоку текущих ПИИ, по которым в последние годы страны БРИКС занимают видные позиции в мировой экономике. Анализ текущих ПИИ стран БРИКС за 2014 г. представлен в таблице 2.
Таблица 2
Текущие ПИИ стран БРИКС, 2014 год
Страна |
ПИИ встрану |
ПИИ из страны |
||||
Млрд. долл. США |
Прирост,% |
Доля, % |
Млрд. долл. США |
Прирост,% |
Доля, % |
|
Бразилия |
62,5 |
-2,3 % |
24,8 |
20,1 |
+3,8 % |
9,6 |
Россия |
21 |
-69,7 % |
8,3 |
56,4 |
-35 % |
27,1 |
Индия |
34,4 |
+22,2 |
13,6 |
9,8 |
+4,86 |
4,7 |
Китай |
128,5 |
+3,7 % |
51,1 |
116 |
+14,9 |
55,4 |
ЮАР |
5,7 |
-31,2 % |
2,3 |
6,9 |
+4,3 % |
3,3 |
БРИКС |
252,1 |
+5,6 |
100 |
209,2 |
+7,1 |
100 |
Составлено по данным: [7]
Как видно из таблицы 2, в 2014 году только в Китае и ЮАР отток ПИИ был примерно равен их притоку, а для Бразилии и Индии приток ПИИ был больше их экспорта почти в 3 раза, а в России отток инвестиций превысил приток в более чем 3 раза. Это говорит о различиях в политике отдельных стран БРИКС по отношению к входящим и исходящим ПИИ, что сказывается на взаимных инвестициях.
Это подтверждают данные Банка России по накопленным ПИИ России в страны и из стран БРИКС, представленные в таблице 3. Доля инвестиций в Россию из стран БРИКС составляет 5,56 %, а инвестиции из России в страны БРИКС не превышает 1 %, что значительно ниже потенциальных возможностей экономик стран.
Таблица 3
Накопленные ПИИ России встраны ииз стран БРИКС, млн. долл. США
Страна |
ПИИ встрану, 2014г. |
ПИИ из страны, 2014г. |
Россия, всего |
22 891 |
56 393 |
Бразилия |
0,305 |
22,1 |
Индия |
6,457 |
5,7 |
Китай |
1271,8 |
54,3 |
ЮАР |
0,02 |
3,2 |
БРИКС в целом |
1278,6 |
85,3 |
Доля БРИКС в российских ПИИ, % |
5,56 % |
0,15 |
Составлено по данным: [1]
Низкая доля ПИИ в России обусловлена различными недостатками, встречающимися в данной сфере. К ним можно отнести законодательную и административную среду, недостаточную активность правительства в области обеспечения устойчивого развития, низкая культура предпринимательства, налогообложение, неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура. Также к препятствиям для развития инвестиционного взаимодействия стран БРИКС необходимо отнести различные формальные и неформальные протекционистские барьеры, особенно в стратегических топливно-сырьевых отраслях. А именно в них имеется существенная заинтересованность стран БРИКС в инвестиционном сотрудничестве.
Среди важнейших институциональных предпосылок активизации инвестиционного сотрудничества стран можно назвать расширение прямых взаиморасчетов в национальных валютах членов БРИКС. Основной акцент в своей деятельности на данном этапе БРИКС делает на финансово-экономические вопросы, входящие в компетенцию «Группы двадцати», поскольку в данной сфере у всех стран БРИКС сложилась общность интересов стратегического характера. Партнеры по объединению БРИКС выступают за глубокую реформу финансово-экономической архитектуры, за ее приведение в соответствие с новыми реалиями мировой экономики, в которой появились и развиваются сразу несколько новых центров силы.
Первой значительной реформой в этой сфере стало учреждение Фонда валютных резервов и Банка развития БРИКС на шестом саммите стран-членов объединения. Новый Банк развития получил капитал в 100 млрд. долл. США, чтобы финансировать наиболее важные экономические проекты стран-участниц объединения БРИКС. Данный финансовый институт имел достаточно слабую первичную капитализацию. Его организаторам было заявлено, что «в течение следующих семи лет каждая из стран БРИКС внесет по 2 миллиарда долларов США в общий фонд банка. Китай вложит в этот фонд 41 млрд. долл. США, еще 5 млрд. долл. США внесет Южно-Африканская республика, тогда как Россия, Бразилия и Индия внесут в него по 18 млрд. долл. США из своих валютных резервов». Российские политики также считают, что Банк БРИКС способен создать альтернативу МВФ, задача которого будет заключаться в поддержке экономик этого блока [4].
Еще 100 млрд. долл. США составили Фонд валютного резерва. Это финансовое учреждение создано с целью финансирования инфраструктурных проектов в странах-членах БРИКС. Согласно подписанным документам, создаваемый Пул условных валют (Резервный фонд БРИКС) будет иметь функции, схожие с МВФ: в случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам БРИКС, которые испытывают проблемы с платёжными балансами. Размер взноса каждой страны будет соответствовать размеру её экономики, при этом центральные банки БРИКС сохранят свои доли в составе золотовалютных резервов, а выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Таким образом, каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с резким снижением курса национальной валюты. Таким образом, была заложена основа макроэкономической координации пяти стран [5].
Поэтому улучшение инвестиционного климата является важнейшей задачей для России, которая касается не только иностранных, но и внутренних инвесторов. Достижение новых результатов в этой области позволит стабилизировать положение в экономике, выйти на путь экономического роста и улучшить положение Российской Федерации в мировой экономике. К способам улучшения инвестклимата можно отнести следующие шаги:
‒ расширить объемы и число сфер приложения инвестиций;
‒ разработать и внедрить основные принципы инвестирования для всех стран БРИКС, которые будут нацелены на формирование дружественного инвестиционного климата и обеспечения уверенности у инвесторов;
‒ разработать механизм софинансирования проектов в традиционных отраслях экономики и сферах устойчивого развития;
‒ развивать взаимодействие по вопросам сотрудничества малого и среднего бизнеса, обеспечивать обмен информацией и опытом;
‒ содействовать созданию и развитию высокотехнологичных производств, соответствующих тенденциям и потребностям развития экономики в настоящее время.
Таким образом, проведя анализ инвестиционного сотрудничества России странами-членами БРИКС, мы можем сделать вывод о крайне незначительных показателях в данной сфере. Необходимо углублять инвестиционное взаимодействие, активизации инвестиционного партнерства стран БРИКС необходим контроль как на межгосударственном, так и национальном уровне.
Литература:
- Банк России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Внешняя торговля товарами и услугами. — Электрон. дан. — М., Банк России, 2000–2016. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics
- Вергун, А. Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах [Текст] / А. Н. Вергун // Вестник МГИМО университета. — 2013. — № 2 (29). — С. 127–134.
- Луценко, Е. А. БРИКС: влияние с отсрочкой [Текст] / Е. А. Луценко // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2015. — № 1 (32). — С. 113–116.
- Национальный комитет по исследованию БРИКС в России [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Раздел «О БРИКС», «Библиотека». — Электрон. данные. — НКИ БРИКС, 2011–2014. — Режим доступа: http://www.nkibrics.ru
- Россия и БРИКС: новые возможности для взаимных инвестиций [Текст]: монография / Б. А. Хейфец. — М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 219 с.
- International Monetary Fund [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Разделы «Countries», «Capacity of development», «Publications». — Электрон. дан. — Washington, 2016. — Режим доступа: http://www.imf.org/external.htm
- World Investment Report 2014: Reforming International Investment Governance [Электронный ресурс] / United Nations Publications. — Электрон, дан. — Geneva, 2015. — Режим доступа: http://www.un.org