Единая образовательная экосистема в России: пути развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Н. Р. Единая образовательная экосистема в России: пути развития / Н. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100031/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цифровая трансформация коснулась всех сторон жизни государства, что неизбежно повлекло за собой изменения в рабочей деятельности государственных органов. Ради повышения эффективности работы государственных служащих были созданы платформы, приложения и сайты, помогающие более удобно и оперативно разрешать производственные задачи.

Однако в динамичном режиме глобальных перемен, даже это теряет свою актуальность. Государству необходимо то, что соединит всё вышеперечисленное в единую бесшовную систему, которая позволит гражданам и бизнесу удобнее и быстрее получать все необходимые образовательные услуги. И в этом нам могут помочь цифровые экосистемы.

Актуальность создания цифровых экосистем в государственном и корпоративном секторах обусловлена тем, что Россия поддерживает мировой тренд цифровой трансформации, в том числе в образовательной сфере. Работая в данном направлении, уже были созданы различные приложения, сервисы и платформы. Однако частичная цифровизация не сможет достигнуть должного уровня оказания государственных услуг, пока не будет развита до размеров полного цифрового двойника. И для того, чтобы сократить расходы государства при создании разрозненных цифровых продуктов, требуется создание экосистемы, где уже будут заданы единые правила, методы и инструменты создания информационных систем, что облегчит и сократить время и ресурсы для их масштабирования.

Цифровая экосистема представляет собой клиентоцентричную бизнес-модель, объединяющую две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей клиентов. Однако она прекрасно может использоваться и в госсекторе [3, c. 4].

Цифровая образовательная экосистема является информационным пространством, в котором объединены государство, учащиеся и коммерческие поставщики услуг образования. В подобной системе будет собрана информация об:

— учениках: успеваемость, предпочтения, планы на будущее и результаты профориентации, посещение внеурочных занятий и т. д.;

— преподавателях: образование, опыт, достижения, отзывы учеников и т. д.;

— образовательных учреждениях как государственных, так и коммерческих: наименование, количество свободных мест, дополнительные кружки, рейтинг и достижения школы, информация об учительском составе и т. д.

Всё вышеперечисленное сможет сделать образовательную среду более открытой и доступной. Однако на этом наполненность единой экосистемы не закончится. Через нее можно будет:

— подавать заявления на поступление в школу, кружки, колледжи, университеты;

— получать обратную связь от учителей, учеников, управляющего состава школы, государственных органов;

— знакомиться с информацией об образовательных событиях, кружках города, дополнительных курсах.

Описанные пункты представляют собой лишь первоначальные задачи создания единой образовательной экосистемы. В перспективе данная система сможет стать объединяющей платформой для образования и науки, поможет бизнесу эффективнее предлагать свои услуги, а также находить необходимых для себя специалистов среди выпускников школ, колледжей и вузов.

Впоследствии, подобная экосистема сможет выйти за рамки исключительно детско-молодежной направленности и станет помощником для тех, кто продолжает обучение на протяжении всей своей жизни. В данном вопросе также могут помочь разработки в области искусственного интеллекта, предполагаемыми задачами которого будет предопределение интересов и предпочтений учащихся, с целью предлагать им различные кружки и дополнительные занятия.

Такая платформа поможет объединить знания, компетенции и прикладные навыки. Сбор портфолио, поиск работы или сотрудников станет быстрее и эффективнее. Для образовательных учреждений это станет прекрасной платформой, где они смогут презентовать свои услуги и получат доступ к большой базе данных учеников, будут более мотивированны к развитию, так как будут находиться в открытой конкуренции.

Теория уже превращается в практику. Так, в экспериментальном режиме была создана единая цифровая платформа «ГосТех», в рамках которой можно будет создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы, запуск которой планируется на конец этого года. Это поможет ускорить, удешевить, упростить процесс создания и интеграции платформ в единую экосистему. Результаты эксперимента будут известны совсем скоро, однако стоит отметить, что уже сейчас, в период с 2023 по 2024 года, планируется разработать архитектуру цифровых платформ для здравоохранения, образования, городской среды и ЖКХ, строительства, транспорта, спорта, науки и экологии, которые в дальнейшем смогут объединиться в большую цифровую экосистему Российской Федерации [2].

На данный момент в России уже существует портал «Госуслуги», который объединяет в себе множество государственных и муниципальных услуг. Однако пока платформа действует только в справочно-информационном режиме, предоставляя доступ к ограниченному набору услуг государства и слабо представляет из себя экосистему. Например, через данную платформу можно подать документы в вуз, в сад, в школу, можно проверить успеваемость ребенка, записаться в кружок, но это всё является очень малой частью всего образовательного процесса [1].

Пути развития государственной экосистемы в Р оссии

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Максута Шадаев, во время конференции с директорами ИТ-компаний на конференции TAdviser рассказал о том, что на данный момент существует два пути развития экосистем в России.

В первом случае государственный аппарат внедряется в повседневную жизнь граждан: в мессенджеры, приложения, платформы и т. д., то есть присоединяется к тем экосистемам, которые уже существуют или еще появятся. Таким образом, граждане смогут получать все услуги, не выходя из своего информационного пространства, оттуда, где им комфортно.

Второй путь развития представляет собой создание отдельной полноценной государственной экосистемы.

Оба варианта являются крайними, то есть ни один из них невозможен на сто процентов, ведь некоторые коммерческие экосистемы уже формируют внутри и вне себя важные платформы и услуги, которые нужны всем гражданам, например, поисковые или банковские. Из чего следует вывод, что полноценно отделить бизнес от государства невозможно и создавать экосистему необходимо, сотрудничая с уже созданными и создающимися коммерческими экосистемами. Из чего можно сделать вывод, что без государственно-частного партнерства нам не обойтись.

Максут Шадаев предложил следующий возможный вариант развития данной проблемы: отделить те коммерческие услуги, которые тем или иным способом связаны с госсектором, и создать для них особые условия с возможностью контроля. В данном вопросе подразумеваются те коммерческие услуги, которые неразрывно связаны с государственными онлайн-услугами, например, поступление в вуз и получение в банке специального студенческого кредита на обучение.

Таким образом, государство намерено использовать взаимодействующие коммерческие экосистемы в целях повышения экономической эффективности, а также упрощения ряда процедур для обыкновенного пользователя. Владельцы крупных ИТ-компаний, к примеру такие, как Гонтарев Павел, управляющий директор «Mail.ru Цифровые технологии», считают, что одна экосистема не сможет существовать без другой: в скором времени государственные услуги смогут быть доступны через социальные сети или банковские приложения. Однако можно предположить, что в данном случае коммерческие приложения имеют большую заинтересованность в привлечении государственных услуг в свои сервисы, нежели чем наоборот. Но с другой стороны, именно небольшие ИТ-компании зачастую и создают что-то инновационное и умеют делать это быстро, поэтому несмотря на то, что ввиду конкуренции бизнес подстраивается под запросы государства, стоит помнить, что и государство должно следить за появлением новых продуктов. Более того, передача создания части государственных услуг даст большой государственной машине успевать за всеми инновационными продуктами [4].

Примеры успешно й реализации концепции образовательно й экосистемы США. LRNG

В качестве яркого примера зарубежной образовательной экосистемы стоит рассмотреть американский проект LRNG. Данный проект сперва можно спутать с обычной образовательной средой. В России уже функционируют такие крупные проекты, как SkillBox или GeekBrains, которые предоставляют платные онлайн-курсы, а также поддержку от потенциальных работодателей. LRNG позиционирует себя в первую очередь, как образовательное сообщество, в которое в равной степени включены ученики, работодатели, местные ВУЗы и библиотеки.

Набор в группы осуществляется исходя из предпочтений абитуриентов, то есть ученики заведомо находятся в комфортной для обучения среде. У данной образовательной экосистемы существует свое мобильное приложение, через которое можно удобно подключаться к онлайн-занятиям, смотреть заранее отснятые курсы или договариваться о встрече со своими одногруппниками. Встречи могут проводиться не только на базе мобильного приложения, но и вживую при поддержке местных учебных заведений. Помимо онлайн-библиотеки, у учащихся есть возможность посетить и оффлайн-библиотеки, которые стали частью проекта.

LRNG включает в себя все основные параметры экосистемы: мобильность, клиентоориентированность, а также вариативность. Можно сказать, что подобные проекты обладают единым слоганом: “Образование для всех!” Поскольку на занятия может записаться человек любого возраста, а проведения этих самых занятий подстраивается под интересы обучающегося, подобные экосистемы становятся непосредственной частью образовательной жизни [7].

Россия. Яндекс

На российском рынке компания Яндекс открыла свою экосистему, в которой собрала различные сервисы: Яндекс.Учебник, Яндекс.Уроки, Яндекс.Учитель, Яндекс.Репетитор, Яндекс.Школа, Яндекс.Лицей.

Сейчас Яндекс также создает некоммерческие проекты для развития IT-направления: Лицей, сезонные школы, партнерские программы с вузами, Школу анализа данных (ШАД), курсы и интенсивы. Цель: создать сообщество людей, которые искренне увлечены информационными технологиями. Обучение здесь идет не только в традиционных форматах, но и во время общения и обмена идеями.

Каждый сервис был создан под конкретную аудиторию, ее запросы, возраст и интересы. Но при этом каждый проект связан между собой, и это подчеркивается тем, что, закончив обучение на одном уровне, студенту легко и просто двигаться дальше, что поддерживает всемирно известный тренд «live-long learning» и является необходимостью продуктивной и самодостаточной жизни в наших реалиях [5].

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что у России есть большой потенциал по созданию по-настоящему масштабной экосистемы, которая сумела бы объединить университеты, школы, а также преподавательский и ученический составы.

Несмотря на существование функционирующих коммерческих образовательных экосистем, их ресурсов не хватит для объединения всех уровней образовательного процесса и всех его участников в одном пространстве, так как они не обладают властными полномочиями государства. Однако на их примере мы можем увидеть, что такие экосистемы пользуются спросом, так как удовлетворяют запросы граждан на комфорт, надежность и бесшовность процесса. Опираясь на успешный опыт реализованных проектов, таких как, например, «Электронный дневник», который функционирует в 22 регионах страны, сайт «Госуслуги», который уже объединяет 54 вуза, ФГИС «Моя школа», который в 2023 году должен объединить все школы страны в едином информационном пространстве, экосистему Яндекс, можно удостовериться, что осуществление данной идеи реализуемо [6]. Можно найти и другие примеры локальных информационных объединений различных уровней образования, однако наша цель была показать необходимость создания единого образовательного пространства, где будут объединены все государственные и коммерческие образовательные учреждения для того, чтобы удовлетворить потребности граждан нашей страны, предоставив им образовательные услуги, при этом оставив властные и контролирующие функции у государства.

Литература:

  1. Российская Федерация. Закон. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации No474 от 21 июля 2020 года. — Текст: электронный // СПС. «Консультант Плюс». — Режим доступа: по подписке.
  2. Российская Федерация. Закон. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии»: [утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол No9. от 28.05.2019] — Текст: электронный // СПС. «Консультант Плюс». — Режим доступа: по подписке.
  3. Акбердина, В. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области / В. В. Акбердина, Е. В. Василенко // Журнал экономической теории. — 2021. — Т. 18. — No 3. — С. 462–473. С. 467.
  4. Глава Минкомсвязи Максут Шадаев обсудил цифровую экосистему государства с директорами ИТ-компаний на конференции TAdviser [Электронный ресурс]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: (10.12.2022).
  5. Академия Яндекса [сайт]. — Москва,2022. — Текст. Изображение: электронные. — URL: https://academy.yandex.ru/ (02.02.2023)
  6. Официальная статистика [сайт]. — Москва,2022. — Текст. Изображение: электронные. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and _innovations/science/# (дата обращения: 02.12.2022).
  7. LRNG [сайт]. — Текст. Изображение: электронные. — URL: https://www.home.lrng.org
Основные термины (генерируются автоматически): LRNG, Россия, услуга, экосистема, платформа, уж, Яндекс, единая экосистема, информационное пространство, мобильное приложение.


Задать вопрос