Решение проблемы недостатка ИТ-специалистов в условиях внедрения цифровой экономики в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 22.12.2020

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Полуэктова, Л. В. Решение проблемы недостатка ИТ-специалистов в условиях внедрения цифровой экономики в России / Л. В. Полуэктова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76944/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня весь мир активно участвует в реализации цифровой стратегии в целях повышения эффективности экономики. Россия на данный момент находится на начальном этапе цифировизации экономики, но уже столкнулась с некоторыми преградами на пути данного процесса.

Одна из преград — проблема недостатка ИТ-специалистов — достаточно остро стоит в России. С квалифицированными кадрами повышается конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний, а вместе с ней показатели российского ИТ-рынка. В данной статье будут рассматриваться применяемые государством способы увеличение квалифицированных ИТ-кадров.

Сегодня в российской интернет-отрасли занято 2,4 млн человек, но спрос на специалистов по-прежнему намного опережает предложение.

Благодаря внедрению новых цифровых технологий и росту интернет-сегмента потребность в ИТ-специалистах резко увеличилась. Помимо того, цифровизация традиционных отраслей экономики вызвала потребность в обучении ИТ-навыкам представителей профессий, не связанных напрямую с интернет-сферой. С другой стороны, существует проблема сокращения рабочих мест в традиционных отраслях за счет автоматизации производственных и бизнес-процессов. Таким образом, требований к квалификации сотрудников значительно повысились под воздействием цифровой трансформации.

Для оценки качества образования в разных стран бизнес-школа Insead и компания Adecco Group публикуют глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов GTCI (The Global Talent Competitiveness Index). Цель данного исследования — «оценить ресурсы и усилия, которые страны тратят на развитие талантов, а также качество человеческого капитала» [1]. «С каждым годом география исследования расширяется, в последнем рейтинге оценивается 125 стран. Согласно данным, опубликованным за 2019 год, Россия находится на 49 месте (в 2018 году — на 53 месте). Первые три места занимают Швейцария, Сингапур и США [1].

Показатель GTCI определяют 6 факторов:

  1. условия для специалистов;
  2. привлечение специалистов;
  3. воспитание специалистов;
  4. удержание специалистов;
  5. технические навыки;
  6. наличие управленческих и креативных навыков.

По показателю «привлечение специалистов» Россия показывает не самые высокие результаты, поэтому ей присуждается 109 место. Возможно, данная ситуация связана с предлагаемыми условиями труда или низким уровнем квалификации работников, в связи с чем появляются вопросы о качестве подготовки и переподготовки специалистов данной области [1].

Для решения проблемы дефицита ИТ-кадров «Минкомсвязь РФ совместно с Министерством образования и науки РФ увеличило государственный заказ на на ИТ-специалистов с 25 тыс. бюджетных мест в ВУЗах в 2014 году до более чем 42,5 тыс. бюджетных мест в 2016 году. На 2018–2019 учебный год финальные цифры приёма по специальностям и направлениям подготовки ИКТ-специалистов были увеличены более чем на 12 % относительно 2017–2018 учебного года. В конце 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на достижение цели, определенной указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика»» [2].

Одной из стратегических задач данной программы стало создание системы подготовки кадров для цифровой экономики. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» поставил своей целью обеспечивание подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики к 2024 году.

В рамках данного проекта мероприятия направлены на «решение проблемы недостатка ИТ-специалистов, повышение общей цифровой грамотности, подготовку квалифицированного управляющего состава, создание системы мотивации для стимулирования обучения цифровым технологиям, формирование необходимой инфраструктуры и развитие человеческого потенциала в интересах цифровой экономики» [2].

Предполагается масштабная реорганизация системы образования в соответствии с современными стандартами, подготовка и реализация программы повышения квалификации для преподавательского состава, разработка механизмов повышения цифровой грамотности населения (в том числе сервис онлайн-образования), внедрение системы стимулирующих государственных выплат на обучение ИТ-навыкам, формирование мер поддержки перспективных образовательных технологий.

В ближайшем будущем планируется увеличить количество студентов высшего образования в сфере информационных технологий в соответствии с потребностями цифровой экономики. Всего по программам дополнительного профессионального образования обучение должны пройти 84 тыс. человек к 2021 году.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции ИТ-образования в России:

  1. Сегодня наиболее востребованными специалистами являются аналитики данных, разработчики мобильных приложений, веб-разработчики, специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения;
  2. Продолжается активное внедрение развития минимальных ИТ-навыков у сотрудников традиционных отраслей;
  3. Требуется подготовка специалистов, обладающих современными знаниями и практическими навыками аналитических, статистических и эконометрических методов исследования, анализа социально-экономических явлений и процессов с применением цифровых технологий.

Литература:

  1. Клочкова, Е. Н. Трансформация образования в условиях цифровизации / Е. Н. Клочкова, Н. А. Садовникова. — Текст: непосредственный // Открытое образование. — 2019. — № 4. — С. 13–20.
  2. Экономика Рунета. Образование и кадры. — Текст: электронный // https://raec.ru: [сайт]. — URL: https://raec.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 10.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, Россия, GTCI, место.


Похожие статьи

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Повышение качества образования с помощью возможностей цифровой образовательной среды

Риски формирования нового качества трудовых ресурсов в рамках развития энергетического сектора

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде

Похожие статьи

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения

Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования

Повышение качества образования с помощью возможностей цифровой образовательной среды

Риски формирования нового качества трудовых ресурсов в рамках развития энергетического сектора

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Пути повышения профессиональной компетентности педагогов в информационной среде

Задать вопрос