Сегодня весь мир активно участвует в реализации цифровой стратегии в целях повышения эффективности экономики. Россия на данный момент находится на начальном этапе цифировизации экономики, но уже столкнулась с некоторыми преградами на пути данного процесса.
Одна из преград — проблема недостатка ИТ-специалистов — достаточно остро стоит в России. С квалифицированными кадрами повышается конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний, а вместе с ней показатели российского ИТ-рынка. В данной статье будут рассматриваться применяемые государством способы увеличение квалифицированных ИТ-кадров.
Сегодня в российской интернет-отрасли занято 2,4 млн человек, но спрос на специалистов по-прежнему намного опережает предложение.
Благодаря внедрению новых цифровых технологий и росту интернет-сегмента потребность в ИТ-специалистах резко увеличилась. Помимо того, цифровизация традиционных отраслей экономики вызвала потребность в обучении ИТ-навыкам представителей профессий, не связанных напрямую с интернет-сферой. С другой стороны, существует проблема сокращения рабочих мест в традиционных отраслях за счет автоматизации производственных и бизнес-процессов. Таким образом, требований к квалификации сотрудников значительно повысились под воздействием цифровой трансформации.
Для оценки качества образования в разных стран бизнес-школа Insead и компания Adecco Group публикуют глобальный рейтинг конкурентоспособности талантов GTCI (The Global Talent Competitiveness Index). Цель данного исследования — «оценить ресурсы и усилия, которые страны тратят на развитие талантов, а также качество человеческого капитала» [1]. «С каждым годом география исследования расширяется, в последнем рейтинге оценивается 125 стран. Согласно данным, опубликованным за 2019 год, Россия находится на 49 месте (в 2018 году — на 53 месте). Первые три места занимают Швейцария, Сингапур и США [1].
Показатель GTCI определяют 6 факторов:
- условия для специалистов;
- привлечение специалистов;
- воспитание специалистов;
- удержание специалистов;
- технические навыки;
- наличие управленческих и креативных навыков.
По показателю «привлечение специалистов» Россия показывает не самые высокие результаты, поэтому ей присуждается 109 место. Возможно, данная ситуация связана с предлагаемыми условиями труда или низким уровнем квалификации работников, в связи с чем появляются вопросы о качестве подготовки и переподготовки специалистов данной области [1].
Для решения проблемы дефицита ИТ-кадров «Минкомсвязь РФ совместно с Министерством образования и науки РФ увеличило государственный заказ на на ИТ-специалистов с 25 тыс. бюджетных мест в ВУЗах в 2014 году до более чем 42,5 тыс. бюджетных мест в 2016 году. На 2018–2019 учебный год финальные цифры приёма по специальностям и направлениям подготовки ИКТ-специалистов были увеличены более чем на 12 % относительно 2017–2018 учебного года. В конце 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на достижение цели, определенной указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика»» [2].
Одной из стратегических задач данной программы стало создание системы подготовки кадров для цифровой экономики. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» поставил своей целью обеспечивание подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики к 2024 году.
В рамках данного проекта мероприятия направлены на «решение проблемы недостатка ИТ-специалистов, повышение общей цифровой грамотности, подготовку квалифицированного управляющего состава, создание системы мотивации для стимулирования обучения цифровым технологиям, формирование необходимой инфраструктуры и развитие человеческого потенциала в интересах цифровой экономики» [2].
Предполагается масштабная реорганизация системы образования в соответствии с современными стандартами, подготовка и реализация программы повышения квалификации для преподавательского состава, разработка механизмов повышения цифровой грамотности населения (в том числе сервис онлайн-образования), внедрение системы стимулирующих государственных выплат на обучение ИТ-навыкам, формирование мер поддержки перспективных образовательных технологий.
В ближайшем будущем планируется увеличить количество студентов высшего образования в сфере информационных технологий в соответствии с потребностями цифровой экономики. Всего по программам дополнительного профессионального образования обучение должны пройти 84 тыс. человек к 2021 году.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции ИТ-образования в России:
- Сегодня наиболее востребованными специалистами являются аналитики данных, разработчики мобильных приложений, веб-разработчики, специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения;
- Продолжается активное внедрение развития минимальных ИТ-навыков у сотрудников традиционных отраслей;
- Требуется подготовка специалистов, обладающих современными знаниями и практическими навыками аналитических, статистических и эконометрических методов исследования, анализа социально-экономических явлений и процессов с применением цифровых технологий.
Литература:
- Клочкова, Е. Н. Трансформация образования в условиях цифровизации / Е. Н. Клочкова, Н. А. Садовникова. — Текст: непосредственный // Открытое образование. — 2019. — № 4. — С. 13–20.
- Экономика Рунета. Образование и кадры. — Текст: электронный // https://raec.ru: [сайт]. — URL: https://raec.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 10.12.2020).