Ключевые слова: сервисное государство, цифровая экосистема, кибергосударство.
С развитием информационных технологий социально-экономическая активность людей заметно модифицировалась. Драйверами экономического роста в новом информационном обществе стали цифровые платформы и объединяющие их цифровые экосистемы. Шеринговые платформы, социальные сети, поисковые системы, электронные торговые площадки привели к трансформации существующих и созданию новых отраслей в экономике [2, с. 87].
В деятельность органов государственной власти также были внедрены различные платформенные решения для оказания государственных услуг гражданам и для осуществления своих функций.
Актуальность применения в государственном секторе цифровых платформ обусловлена необходимостью повышения скорости и качества предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу, повышения эффективности гос. управления, в том числе при межведомственном взаимодействии, а также необходимостью своевременного и всестороннего мониторинга деятельности гос. органов.
«Государственная цифровая платформа — это единая программно-аппаратная среда, поддерживающая алгоритмизированное взаимодействие пользователей платформы, а именно бизнеса, граждан и государства, и обеспечивающая их соответствующими интегрированными сервисами, информацией и аналитикой» [3, с. 25].
В российской экспертной среде понятия «цифровая государственная платформа», «кибергосударство», «цифровое государственное управление» тожественны [1, с. 125].
Главной функцией такого «кибергосударства» является благосостояние граждан и содействие экономическому развитию. Отдельно взятый гражданин для государства перестает быть инструментом (средством) и становится целью.
Государственное управление, основанное на применении цифровых платформ, базируется на следующих основных принципах: датацентричность, высокотехнологичность, гибкость и скорость, проактивность, мультиплатформенность и всеплатформенность [1, с. 126].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 3102-р утверждены концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» (далее — Концепция) и дорожная карта по ее созданию.
Данная Концепция разработана в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
Создание «ГосТех» вдохновлено сингапурским опытом организации обеспечения разработки, мониторинга стандартов технологической архитектуры госинформсистем, а также непосредственной разработки и эксплуатации цифровой платформы государства — GovTech.
Впервые идея о создании «ГосТех» была зафиксирована в апреле 2020 года на Президиуме Правительственной комиссии. На этом этапе концепция технологической платформы для государства была представлена Сбером, который позже выиграл конкурс Минцифры России на оказание услуг по передаче прав и обеспечению функционирования ПО.
Эксперимент по созданию платформы «ГосТех» был запланирован на период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года. В рамках этого эксперимента были апробированы создание, перевод и развитие ГИС, обеспечивающих взаимодействие между государством, гражданами и бизнесом, на единую платформу «ГосТех».
Создание цифровой экосистемы «ГосТех» обусловлена необходимостью решения следующих насущных вопросов, препятствующих эффективной реализации органами государственной власти и внебюджетными фондами своих полномочий:
— дублирование функционала — при создании государственных информационных систем не учитываются ранее созданные цифровые продукты, которые имеют аналогичные функциональные возможности с теми, что планируется разработать;
— большой срок создания государственных информационных систем — в среднем занимает около одного года;
— большие затраты государственного бюджета.
В основе создания единой платформы «ГосТех» заложены следующие подходы и принципы:
— клиентоцентричность;
— итерационный подход;
— автономности и технологической независимости — предоставление государственным органам инструментов для снижения зависимости от внешних поставщиков цифровых продуктов и т. д.
На платформе «ГосТех» можно будет быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы. Платформа предназначена для заказчиков ГИС, а также для разработчиков этих систем. А основной целью платформы является достижение высокого уровня удовлетворенности граждан и бизнеса при взаимодействии с государством.
Это достигается за счет:
— сокращения сроков создания и развития ГИС;
— обеспечения надёжности, безопасности и доступности ГИС.
В период с 2023 по 2024 годы будет разработана архитектура доменов цифровой платформы «ГосТех»: «Здравоохранение», «Образование», «Городская среда и ЖКХ», «Строительство», «Транспорт», «Спорт», «Наука», «Экология» [4].
Клиентоцентричность платформы «ГосТех» проявляется в анализе клиентского пути и жизненных ситуаций, а также в описании сервисов, которые реализует этот путь. Домен проектируется исходя из набора жизненных ситуаций пользователя в конкретной сфере деятельности.
Платформа предусматривает кроссдоменное взаимодействие, а также наличие таких общих сервисов, которые не принадлежат какому-то конкретному домену.
Приоритетность выполнения работ при проектировании доменов зависит от скорости и стоимости разработки сервисов. Первоочередными являются те сервисы, у которых выше скорость, меньше стоимость и больше эффект от внедрения.
Заключение
Создание единой цифровой государственной платформы — это мегапроект, требующий больших финансовых, административных и человеческих ресурсов.
Многократное использование отобранных цифровых систем, технологий и методологий оправдывает однократно затраченные усилия.
Для эффективного развертывания государственной цифровой платформы требуется:
— апробация технических и организационных способов миграции государственных информационных систем на единую платформу;
— гармонизация нормативно-правовой базы;
— утверждение единых требований к созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем;
— принятие единой концепции обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак;
— разработка типовых решений по обеспечению информационной безопасности.
Государственная цифровая платформа — новая форма функционирования органов государственной власти в эпоху цифровизации. Создание такой платформы предполагает масштабные изменения в системе гос. управления. При этом реализованная платформа способствует решению текущих проблем, препятствующих совершенствованию деятельности государства.
Во-первых, функционирование цифровой платформы приведет к большей удовлетворенности граждан и юридических лиц.
Выгоды для граждан:
— повышение скорости и качества оказания государственных и муниципальных услуг;
— исключение или минимизация необходимости очного присутствия гражданина;
— персонализация и проактивность госуслуг.
Выгоды для бизнеса:
— снижение издержек по ведению и предоставлению отчетности;
— возможность использования бизнесом государственных данных.
Во-вторых, с помощью внедрения единой цифровой платформы можно сократить расходы государственного бюджета. Это достигается за счет многократного применения разработанных решений в области создания, эксплуатации и развития госинформсистем на всех уровнях государственной власти.
Литература:
- Камолов, С. Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов / С. Г. Камолов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14992–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520044
- Луценко С. И. Единая цифровая платформа как стратегический ресурс государственного управления [Электронный ресурс] // Цифровая экономика 1(9) 2020 URL: http://digital-economy.ru/images/easyblog_articles/606/DE-2020–01–10.pdf
- Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, № 6, 2018 URL: https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2018/6/02_Gelishanov-Yudina-Babkin.pdf
- ГОСТЕХ. Текст: электронный // [веб-сайт] — 2022 — URL: https://platform.digital.gov.ru/