Цифровые платформы в государственном управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 12.02.2023

Статья просмотрена: 2027 раз

Библиографическое описание:

Мамиконян, Н. А. Цифровые платформы в государственном управлении / Н. А. Мамиконян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/archive/453/100015/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: сервисное государство, цифровая экосистема, кибергосударство.

С развитием информационных технологий социально-экономическая активность людей заметно модифицировалась. Драйверами экономического роста в новом информационном обществе стали цифровые платформы и объединяющие их цифровые экосистемы. Шеринговые платформы, социальные сети, поисковые системы, электронные торговые площадки привели к трансформации существующих и созданию новых отраслей в экономике [2, с. 87].

В деятельность органов государственной власти также были внедрены различные платформенные решения для оказания государственных услуг гражданам и для осуществления своих функций.

Актуальность применения в государственном секторе цифровых платформ обусловлена необходимостью повышения скорости и качества предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу, повышения эффективности гос. управления, в том числе при межведомственном взаимодействии, а также необходимостью своевременного и всестороннего мониторинга деятельности гос. органов.

«Государственная цифровая платформа — это единая программно-аппаратная среда, поддерживающая алгоритмизированное взаимодействие пользователей платформы, а именно бизнеса, граждан и государства, и обеспечивающая их соответствующими интегрированными сервисами, информацией и аналитикой» [3, с. 25].

В российской экспертной среде понятия «цифровая государственная платформа», «кибергосударство», «цифровое государственное управление» тожественны [1, с. 125].

Главной функцией такого «кибергосударства» является благосостояние граждан и содействие экономическому развитию. Отдельно взятый гражданин для государства перестает быть инструментом (средством) и становится целью.

Государственное управление, основанное на применении цифровых платформ, базируется на следующих основных принципах: датацентричность, высокотехнологичность, гибкость и скорость, проактивность, мультиплатформенность и всеплатформенность [1, с. 126].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 3102-р утверждены концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» (далее — Концепция) и дорожная карта по ее созданию.

Данная Концепция разработана в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».

Создание «ГосТех» вдохновлено сингапурским опытом организации обеспечения разработки, мониторинга стандартов технологической архитектуры госинформсистем, а также непосредственной разработки и эксплуатации цифровой платформы государства — GovTech.

Впервые идея о создании «ГосТех» была зафиксирована в апреле 2020 года на Президиуме Правительственной комиссии. На этом этапе концепция технологической платформы для государства была представлена Сбером, который позже выиграл конкурс Минцифры России на оказание услуг по передаче прав и обеспечению функционирования ПО.

Эксперимент по созданию платформы «ГосТех» был запланирован на период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года. В рамках этого эксперимента были апробированы создание, перевод и развитие ГИС, обеспечивающих взаимодействие между государством, гражданами и бизнесом, на единую платформу «ГосТех».

Создание цифровой экосистемы «ГосТех» обусловлена необходимостью решения следующих насущных вопросов, препятствующих эффективной реализации органами государственной власти и внебюджетными фондами своих полномочий:

— дублирование функционала — при создании государственных информационных систем не учитываются ранее созданные цифровые продукты, которые имеют аналогичные функциональные возможности с теми, что планируется разработать;

— большой срок создания государственных информационных систем — в среднем занимает около одного года;

— большие затраты государственного бюджета.

В основе создания единой платформы «ГосТех» заложены следующие подходы и принципы:

— клиентоцентричность;

— итерационный подход;

— автономности и технологической независимости — предоставление государственным органам инструментов для снижения зависимости от внешних поставщиков цифровых продуктов и т. д.

На платформе «ГосТех» можно будет быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы. Платформа предназначена для заказчиков ГИС, а также для разработчиков этих систем. А основной целью платформы является достижение высокого уровня удовлетворенности граждан и бизнеса при взаимодействии с государством.

Это достигается за счет:

— сокращения сроков создания и развития ГИС;

— обеспечения надёжности, безопасности и доступности ГИС.

В период с 2023 по 2024 годы будет разработана архитектура доменов цифровой платформы «ГосТех»: «Здравоохранение», «Образование», «Городская среда и ЖКХ», «Строительство», «Транспорт», «Спорт», «Наука», «Экология» [4].

Клиентоцентричность платформы «ГосТех» проявляется в анализе клиентского пути и жизненных ситуаций, а также в описании сервисов, которые реализует этот путь. Домен проектируется исходя из набора жизненных ситуаций пользователя в конкретной сфере деятельности.

Платформа предусматривает кроссдоменное взаимодействие, а также наличие таких общих сервисов, которые не принадлежат какому-то конкретному домену.

Приоритетность выполнения работ при проектировании доменов зависит от скорости и стоимости разработки сервисов. Первоочередными являются те сервисы, у которых выше скорость, меньше стоимость и больше эффект от внедрения.

Заключение

Создание единой цифровой государственной платформы — это мегапроект, требующий больших финансовых, административных и человеческих ресурсов.

Многократное использование отобранных цифровых систем, технологий и методологий оправдывает однократно затраченные усилия.

Для эффективного развертывания государственной цифровой платформы требуется:

— апробация технических и организационных способов миграции государственных информационных систем на единую платформу;

— гармонизация нормативно-правовой базы;

— утверждение единых требований к созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем;

— принятие единой концепции обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак;

— разработка типовых решений по обеспечению информационной безопасности.

Государственная цифровая платформа — новая форма функционирования органов государственной власти в эпоху цифровизации. Создание такой платформы предполагает масштабные изменения в системе гос. управления. При этом реализованная платформа способствует решению текущих проблем, препятствующих совершенствованию деятельности государства.

Во-первых, функционирование цифровой платформы приведет к большей удовлетворенности граждан и юридических лиц.

Выгоды для граждан:

— повышение скорости и качества оказания государственных и муниципальных услуг;

— исключение или минимизация необходимости очного присутствия гражданина;

— персонализация и проактивность госуслуг.

Выгоды для бизнеса:

— снижение издержек по ведению и предоставлению отчетности;

— возможность использования бизнесом государственных данных.

Во-вторых, с помощью внедрения единой цифровой платформы можно сократить расходы государственного бюджета. Это достигается за счет многократного применения разработанных решений в области создания, эксплуатации и развития госинформсистем на всех уровнях государственной власти.

Литература:

  1. Камолов, С. Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов / С. Г. Камолов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14992–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520044
  2. Луценко С. И. Единая цифровая платформа как стратегический ресурс государственного управления [Электронный ресурс] // Цифровая экономика 1(9) 2020 URL: http://digital-economy.ru/images/easyblog_articles/606/DE-2020–01–10.pdf
  3. Гелисханов И. З., Юдина Т. Н., Бабкин А. В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития [Электронный ресурс] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 11, № 6, 2018 URL: https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/articles/2018/6/02_Gelishanov-Yudina-Babkin.pdf
  4. ГОСТЕХ. Текст: электронный // [веб-сайт] — 2022 — URL: https://platform.digital.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная власть, государственная цифровая платформа, единая платформа, платформа, система, создание, государственная программа, государственный бюджет, единая цифровая платформа.


Ключевые слова

сервисное государство, цифровая экосистема, кибергосударство

Похожие статьи

Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства

В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

Цифровая трансформация в нефтегазовом комплексе на примере ПАО «Газпром нефть»

Статья посвящена рассмотрению текущего состояния цифровой трансформации нефтегазовой отрасли.

Цифровизация строительной отрасли и городского хозяйства на основе экосистемы

В статье предлагается модель цифровизации строительной отрасли и городского хозяйства на основе экосистемы.

Цифровая экономика в условиях пандемии

В данной статье рассматривается вопрос влияния пандемии на экономическую сферу жизни общества, рассмотрены плюсы и минусы цифровой экономики. Приведено в пример социальное исследование и сделаны по его результатам соответствующие выводы.

Автоматизация бизнес-процессов государственных учреждений в современных реалиях

В статье авторы рассматривают проблемы и важность перехода государственных учреждений на российские информационные системы из наиболее востребованных на рынке.

Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы

Цифровая экономика как новая парадигма преодоления турбулентности в современной экономике страны

В статье формулируются концептуальные положения новой парадигмы преодоления турбулентности в современной экономике.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления

Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных техно...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Похожие статьи

Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства

В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

Цифровая трансформация в нефтегазовом комплексе на примере ПАО «Газпром нефть»

Статья посвящена рассмотрению текущего состояния цифровой трансформации нефтегазовой отрасли.

Цифровизация строительной отрасли и городского хозяйства на основе экосистемы

В статье предлагается модель цифровизации строительной отрасли и городского хозяйства на основе экосистемы.

Цифровая экономика в условиях пандемии

В данной статье рассматривается вопрос влияния пандемии на экономическую сферу жизни общества, рассмотрены плюсы и минусы цифровой экономики. Приведено в пример социальное исследование и сделаны по его результатам соответствующие выводы.

Автоматизация бизнес-процессов государственных учреждений в современных реалиях

В статье авторы рассматривают проблемы и важность перехода государственных учреждений на российские информационные системы из наиболее востребованных на рынке.

Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы

Цифровая экономика как новая парадигма преодоления турбулентности в современной экономике страны

В статье формулируются концептуальные положения новой парадигмы преодоления турбулентности в современной экономике.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления

Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных техно...

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Задать вопрос