Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 19.03.2018

Статья просмотрена: 2308 раз

Библиографическое описание:

Леонова, Е. В. Обеспечение конкуренции в эпоху цифровой экономики: возможности и угрозы / Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/13991/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: конкуренция, бизнес, цифровая экономика, антимонопольное регулирование, рынок.

ХХI век — это век глобальной цифровизации, для которой характерен переход к цифровым алгоритмам, лежащим в основе данной системы. Игорь Артемьев, руководитель ФАС России говорит о том, что «Цифровая экономика затрагивает интересы всего человечества, и в таких условиях конкурентному ведомству предстоит сыграть во многом решающую роль в становлении контроля новой сферы без нанесения какого-либо ущерба прогрессу» [2] Безусловно, эпоха цифровой экономики ставит перед антимонопольным законодательством ряд вызовов, с которыми придется бороться для обеспечения эффективного антимонопольного контроля. Но нельзя утверждать, что новая эра препятствует антимонопольному законодательству, напротив, она ставит пере ним новые задачи и позволяет применить новые технологии, что позволит действенно выполнять свои основные задачи в новую эпоху — эпоху цифровой экономики. Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС России в ходе пленарного заседания III Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» заявил о том, что современное антимонопольное законодательство не в полной мере приспособлено к работе в цифровой экономике. Таким образом, стремительное развитие цифровой экономики требует пересмотра подходов к антимонопольному регулированию и изменение законодательства. В сложившуюся цифровую эпоху необходимы новые подходы при проведении антимонопольных расследований, а именно: [1]

‒ определение границ товарного рынка

‒ новые факторы, которые необходимо учитывать при перспективном анализе рынка

‒ соотношение конкурентного права и права на интеллектуальную собственность

Также необходимо отметить тот факт, что количество правонарушений с появлением цифровой экономики с каждым днем растет и скорость антимонопольного реагирования должна быть соответствующей. Игорь Артемьев обращает внимание на то, что «Как антимонопольным органам нам необходимо поставить глобальную проблему, которая затрагивает основы экономической жизни всего человечества. Необходимо разобраться, как соотносится и чем может быть полезно антимонопольное регулирование в новую эпоху ХХI века, в эпоху цифровизации и глобализации. Мы много говорим о четвертой технологической революции, которая происходит на наших глазах в информатизации, медицине, биологии, других сферах жизни. Происходят качественные изменения жизни всего человечества, но появляются и новые, невиданные угрозы: когда эти новые возможности могут попасть в недобросовестные руки, то следует ожидать больших проблем для всего мира. Поэтому первый вывод нам достаточно понятен и заключается в том, что именно антимонопольным органам предстоит сыграть решающую, или во многом решающую роль, чтобы постараться осуществить регулирование таким образом, чтобы ни в коем случае не остановить прогресс и чтобы выдающиеся достижения человечества были реализованы, но так, чтобы не случилось серьёзных потрясений» Рассмотрим несколько примеров, хорошо иллюстрирующих сегодняшние проблемы: Google злоупотребил доминированием на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android. Нарушения Google выразились в предоставлении контрагентам для предустановки на мобильные устройства с ОС Android, предназначенные для введения в оборот на территории РФ, магазина приложений Google Play при условии обязательной предустановки приложений Google, его поисковой системы и их обязательного размещения на приоритетных позициях домашней страницы устройства. Действия Google привели к запрету на предустановку приложений других разработчиков. Позднее ФАС и Google заключили мировое соглашение в суде. Компания Google устранила нарушения закона, а также выплатила установленный ФАС России штраф. Также новейшие технологии были применены для организации картельных сговоров: по данным ФАС России «В Мурманске раскрыт сговор на торгах при помощи ценовых роботов. Нарушители программировали своих аукционных роботов на минимальное снижение от начальной цены. При создании аукционных роботов две компании-виновники программировали для них лимиты снижения в диапазоне от 0,5 % до 1 % от начальной цены контракта, в зависимости от того, кто из них должен выиграть аукцион. А в ближайшее время будет привлечена к ответственности компания по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства программами-роботами, которые мониторили цены конкурентов и устанавливали такие же цены на продукцию своей компании. Потенциальный картель здесь происходит автоматическим образом без прямого участия человека».

В эпоху цифровизации и глобализации стало возможным применение специальных технологий для установления зависимости цены от предыдущих поисковых запросов потребителей. [3] Например, сервис Яндекс.Такси устанавливает разные цены на поездку по одному маршруту за одинаковое время для разных клиентов. Цена различается до 100 руб. за поездку. В связи с данной ситуацией, был дан следующий комментарий самой компанией «Сейчас у нас проходит эксперимент, который в некоторых случаях может сделать поездку дешевле». Безусловно, подобного рода эксперимент оставляет ряд вопросов и сомнение относительно соблюдение конкурентного законодательства. Еще одна подобная ситуация происходит с компанией Uber. Представители компании официально заявляет, что использует искусственный интеллект, который оценивает платёжеспособность клиентов и предлагает им ту цену, которую они способны оплатить. Глава направления экономических исследований Uber, Кейт Чен, заявляет «Субъективная комфортная стоимость поездки для каждого конкретного телефона различается. Например, пассажир с разряженной батареей смартфона, потенциально готов заплатить за заказ поездки почти в 10 раз больше, чем владелец заряженного телефона». Руководитель пользовательского отдела Uber, Дэниел Граф, подчеркивает «Алгоритм, основанный на технологии машинного обучения, оценивает платёжеспособность клиентов по ряду параметров. К примеру, если человек регулярно вызывает такси из богатого квартала и едет в деловой район, то, скорее всего, он будет готов заплатить гораздо больше клиента из бедного района» Стоит обратить внимание на тот факт, что в настоящее время мобильный телефон, который есть у каждого, может не только быть источником информации о частной жизни пользователя, но и выступать в качестве триггера цены. Предположим, человек купил Iphone последней модели и делает поисковые запросы на товары и услуги определенной ценой категории и статуса. Соответственно, в дальнейшем ему будет приходить одна цена за ту же услуга, которую закажет человек с Nokia, не совершающий аналогичных поисковых запросов. Игорь Артемьев подчеркивает: «Нам необходимо думать, как использовать блокчейн (blockchain) и другие современные технологии, чтобы у баз данных не было непонятных «властителей». Получилось так, что кто-то начинает собирать базы данных в силу административных или рыночных решений. В результате «кто-то» обладает важной информацией, что и сколько стоит. Вокруг этих цен могут выстраиваться цены в масштабах всей планеты. Если бы мы могли создать единые системы с Европейским Союзом или нашими партнерами на двусторонней основе, например, по зарегистрированным ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), то нам стало бы легче определять экономически обоснованные цены и существенно их снижать. Понятно, что у каждой базы данных всегда будет хозяин, он может вступить в сговор, может быть коррупционером, может дозировать информацию. В результате потребитель опять ограблен, а цены будут расти. Поэтому нам необходимо придумать так, чтобы никто не являлся владельцем информации и не мог её монополизировать. Это был бы прекрасный ответ на вызов ХХI века: системы ценовых платформ, электронные магазины, системы блокчейн, когда хозяина нет и никто не сможет монополизировать рынок информации. Там, где сегодня сосредоточены большие базы данных, необходимо ставить вопрос от имени всех государств, чтобы риски были диверсифицированы, чтобы они были распределенными системами. И антимонопольным органам будет принадлежать одна из важных исторических ролей в этом процессе» Стоит отметить положительные тенденции: безусловно, представители ФАС России понимают, что перед ними стоят непростые задачи, вместе с развитием цифровой экономики появились новые технологии, которые можно использовать как во благо, так и во вред, и антимонопольные органы должны соответствовать вызовам современности и при помощи проведения модернизации соответствующего законодательства эффективно осуществлять свою миссию.

Литература:

  1. А.Доценко, И.Иванов. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде. / «Закон». — № 2. — 2016 год.
  2. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Расширенное заседание Коллегии ФАС России. Великий Новгород, сентябрь, 2017 г.
  3. Competition and Innovation // CRA annual Brussels Conference. 9 December, 2015. URL: http://ec.europa.eu/competition/speeches/text/sp2015_04_en.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, баз данных, антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование, ФАС России, цена, III, решающая роль, система, эпоха.

Похожие статьи

Экономическое развитие частного бизнеса

В поисках оптимальности: инновации, экономическое развитие и права интеллектуальной собственности

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Корпоративная культура: структура и аспекты построения

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Электронная кооперация как инновационное направление кооперативного движения

В статье рассматривается развитие основных форм взаимодействия интернет-сообществ с бизнесом, обосновано развитие электронной кооперации в результате влияния технологических инноваций на кооперативное движение в информационной экономике.

Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров

Похожие статьи

Экономическое развитие частного бизнеса

В поисках оптимальности: инновации, экономическое развитие и права интеллектуальной собственности

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Корпоративная культура: структура и аспекты построения

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

GR-менеджмент в России: проблемы и вектор развития

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Электронная кооперация как инновационное направление кооперативного движения

В статье рассматривается развитие основных форм взаимодействия интернет-сообществ с бизнесом, обосновано развитие электронной кооперации в результате влияния технологических инноваций на кооперативное движение в информационной экономике.

Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров