Применение наглядных и технических средств обучения и преподавания энергетических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бейтуллаева, Р. Х. Применение наглядных и технических средств обучения и преподавания энергетических дисциплин / Р. Х. Бейтуллаева, Х. А. Халикова, С. Э. Сайфиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43434/ (дата обращения: 16.11.2024).



В процессе преподавания специальных технических дисциплин имеет определённые особенности, связанные со спецификой их содержания и методики изучения. При изучении технических дисциплин на первый план выступает конкретное устройство объекта, рабочая схема, принцип работы и взаимодействие деталей и механизмов.

В изучении энергетических дисциплин особую роль приобретает изучение электрических аппаратов, электрических машин и электротехнологических установок, приборов в натуре с предоставлением студенту возможности собрать схемы, разбирать и собирать их. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных условных и схематических обозначений, чертежей, принципиальных и монтажных схем энергетических систем, схемы управления и регулирования энергетических установок, схемы электрооборудования и схемы электроснабжения энергетических установок, различные наглядные пособия по средствам защиты от электрического тока, электробезопасности. Некоторые моменты не усваиваются студентами при объяснении устно, поэтому есть большая необходимость показа наглядных пособий и технических средств обучения. Наглядные пособия рекомендуются демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала во время занятий. Это могут быть лекции, практические и лабораторные занятия. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала и не следует перегружать ими урок. Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий и технических средств обучения сопровождается словом. Перед демонстрацией наглядных пособий важно проинформировать студентов про то что они будут наблюдать и с какой целью. Нужно умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядные пособия студентам до момента его демонстрации.

Применение наглядных демонстраций мы приведём на примере проведения лекционного занятия по предмету «Основы электробезопасности». Лекции читаются в аудитории оборудованной электронным проектором с использованием комплекта слайдов.

Под электробезопасностьюпонимается система организационных и технических мероприятий по защите человека от действия электрического тока, электрической дуги, статического электричества, электромагнитного поля. [1]

Преподаватель объясняет общие понятия о электроустановках и приводит их классификацию; Электрооборудованием (электроустановкой) называется совокупность электротехнических устройств и изделий.

По условиям электробезопасности электрооборудование разделяется на электрооборудование напряжением до 1000 вольт и электрооборудование напряжением выше 1000 вольт. Электрооборудование может быть станционным, передвижным или переносным. По степени защиты электрооборудование разделяется на открытое и защищённое (водозащищённое, брызгозащищённое, каплезащищённое, пылезащищённое, закрытое, герметичное, взрывозащищённое). [2]

На первом слайде показаны причины поражения человека электрическим током возможно:

– при непосредственном соприкосновении с токоведущими частями электроустановок, находящимися под напряжением;

– при соприкосновении с металлическими частями установок, случайно оказавшимися под напряжением в результате повреждения изоляции или другим причинам;

– при приближении к оборванным проводам воздушных линий (шаговое напряжение.)

– при зарядке электростатического электричества.

На втором слайде изображена таблица действия электрического тока на организм человека. В таблице приведена величина тока начиная 0,5 mA до 100 mA и описан характер воздействия каждого значения переменного и постоянного тока на организм человека. [1]

На следующем слайде предоставлены наглядные демонстрации электробезопасности в электроустановках до 1000 В. Приведена классификация объектов электрохозяйства и изображены технические способы и средства обеспечения электробезопасности, такие как защитные отключения, зануление и изоляция токоведущих частей. На следующих слайдах изображены плакаты как оказать первую помощь при поражении электрическим током и действия при поражении электрическим током, которые преподносятся в следующем порядке:

  1. Освободить пострадавшего от электрического тока.
  2. Оценить состояние пострадавшего.
  3. Как оказать первую медицинскую помощь.
  4. Вызвать медицинскую скорую помощь.

На специальном стенде прикреплены основные и дополнительные средства защиты применяемые в электроустановках напряжением до 1000 В: диэлектрические перчатки; монтёрский инструмент; указатели напряжения (токоискатели); диэлектрические галоши.

Дальше демонстрируется комплект основных и дополнительных средств защиты в электроустановках напряжения выше 1000 В:

– к основным относятся:

– оперативные измерительные штанги;

– оперативные измерительные клещи;

– указатели напряжения;

– устройства и приспособления для ремонтных работ;

– к дополнительнымотносятся:

– диэлектрические перчатки;

– диэлектрические боты;

– коврики;

– изолирующие подставки;

– очки;

– противогазы.

Далее демонстрируются средства индивидуальной защиты.

Рис 1. а) каска, б) каска со шлемом, в) ботинки, г) сварочные очки

Средствами индивидуальной защиты(СИЗ)- называются средства, предназначенные для обеспечения безопасности одного работающего. Вместе с тем имеется много производственных процессов или отдельных, в том числе аварийных, производственных ситуаций, при которых применение СИЗ является наиболее надёжным способом обеспечения безопасности, а иногда и единственным способом, позволяющим выполнить производственную задачу. [2]

Литература:

  1. Манолов В. Е. Основы электробезопасности. Москва «Энергоатомиздат». 1991год.
  2. Долин П. А. Основы техники безопасности в электроустановках. Москва «Энергоатомиздат». 1984 год.
Основные термины (генерируются автоматически): электрический ток, пособие, дополнительное средство защиты, индивидуальная защита, организм человека, техническое средство обучения, указатель напряжения, электрооборудование напряжением.


Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение педагогических технологий экологического воспитания на уроках математики

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Теоретические и правовые аспекты использования специальных познаний в области судебной медицины при расследовании преступлений против жизни и здоровья

Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение педагогических технологий экологического воспитания на уроках математики

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Теоретические и правовые аспекты использования специальных познаний в области судебной медицины при расследовании преступлений против жизни и здоровья

Задать вопрос