Особенности организации процесса изучения и внедрения педагогического опыта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 11.05.2017

Статья просмотрена: 2219 раз

Библиографическое описание:

Ядгарова, А. А. Особенности организации процесса изучения и внедрения педагогического опыта / А. А. Ядгарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43175/ (дата обращения: 21.11.2024).



Исходным моментом в разработке технологии процесса изучения и внедрения передового педагогического опыта является анализ природы педагогической деятельности как объекта изучения. Одна из характеристик педагогической деятельности состоит в том, что эта деятельность всегда выступает как организация одним субъектом деятельности другого субъекта, причём такая организация, которая ставит цель обеспечить социально ценностные изменения в личности последнего.

Специфика педагогической деятельности состоит в том, что она всегда протекает на основе учебной деятельности учащихся, через которую они овладевают социальным опытом. Воспитывать можно через учение, труд, общение, художественное творчество, спорт и т. д., но не существует воспитание в «чистом виде». Различные «базовые» виды деятельности не равноценны по своим возможностям «передавать» воспитанникам социальный опыт.

Успех педагогической деятельности, как, собственно, и всякой другой, зависит от степени освоения субъектом закономерностей, присущих предмету этой деятельности, в данном случае целостному процессу формирования личности. В современных условиях педагогическая деятельность приобретает новые черты, среди которых особенно важно: предвидение и проектирование влияния педагогического воздействия, урока, мероприятия на развитие личности обучаемого; преодоление «узко педагогических», функциональных элементов в деятельности учителя, его сосредоточенности на решении лишь «сиюминутных» задач «учения», «активизации», «дисциплинирования»; «педагогическая рефлексия» -восприятие и регулирование учебно-воспитательной деятельности не как «набора» уроков и мероприятий а как процесса, состоящего из закономерных этапов формирования личности.

Изучение передового педагогического опыта является одним из традиционных методов педагогических исследований учителя. Традиционными называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, Навои, Фароби и Беруни и другие.

Важнейшей задачей при исследовании передового педагогического опыта является задача, связанная с определением его научно-познавательной и практической значимости. Для этого необходимо проанализировать, насколько изучаемый педагогический объект соответствует некоторым, заранее выработанным критериям. Это: новизна; стабильность; соответствие требованиям современной педагогики и методикам обучения; возможность творческого применения в педагогической практике; оптимальность в целостном педагогическом процессе; высокая результативность и эффективность.

Изучение педагогического опыта проходит несколько этапов и обязательно сочетается с другими традиционными методами, такими как наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ документации, беседы.

На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучение документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.

Таким образом процесс исследования передового опыта составляет результаты бесед, наблюдений, анализ педагогической и методической научной литературы. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью адаптации их в собственной педагогической практике. Такой переход требует активных, деятельных форм обучения, так как современное общество нуждается в педагогике, способным к восприятию новых идей, к приятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовому стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Эффективность использования опыта зависит от уровня его обобщения, то есть от степени полноты и конкретности раскрытия условий, обеспечивающих его реализацию. В связи с этим мы не противопоставляем исследование и обобщение опыта, а считаем, что последнее есть необходимый момент предыдущего.

Исследование педагогического опыта есть раскрытие его системно-образующего звена-системы педагогической деятельности индивидуального или коллективного субъекта, в которой реализуется определённая педагогическая концепция, «идея» опыта. Процесс исследования передового опыта составляют результаты бесед, наблюдений, анализ педагогической и методической литературы, анализ учебной документации, изучение студенческого творчества.

Обобщение педагогического опыта предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждению, знанию, оценке. Обобщение передового педагогического опыта включается: выводы, полученные в результате анализа и сопоставления отдельных педагогических явлений, логический переход от единичного к общему суждению, знанию, оценке. Результаты обобщения передового педагогического опыта отражаются в ходе презентаций в виде докладов, лекций, статей, брошюр и других печатных материалов.

В качестве этапов данного процесса были выделены: 1) эмпирический анализ учебно-воспитательной практики, предположительное выделение в ней элементов передового опыта; 2)определение совокупности педагогических средств, обеспечивающих результативность опыта, и условий его эффективного функционирования; 3) выявление основной функции, «идеи» опыта и теоретическое конструирование реализующей её педагогической системы; 4) определение совокупности условий, обеспечивающих эффективное использование опыта, и оформление материалов обобщения в виде нормативной документации.

Внедрение передового педагогического опыта — использование основных его показателей в массовой практике образовательного учреждения. Центральным звеном внедрения передового педагогического опыта определено непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, включающее их самообразование и участие в деятельности методических объединений.

Установлено, что внедрение передового опыта — сложная социально-педагогическая структура, нуждающаяся в управлении. Важнейшим звеном управления является банк информаций о передовом педагогическом опыте (автоматизированная информационно-поисковая система) и опирающаяся на него структура информационных обменов о передовом опыте педагогов. Процесс внедрения включает три этапа, для каждого из которых определены средства организации, научно-методического, информационного обеспечения.

Первый этап внедрения передового опыта — организационно- подготовительный, состоит в подготовке «проекта» опыта и в разработке методической документации для организаторов внедрения. Важнейшими компонентами этапа являются: методическое обеспечение опыта на основе современных технологий, форм и методов обучения; перечень условий эффективного использования опыта в практике; анализ возможностей применения опыта и его адресная направленность; перспективно- тематическое планирование учебных занятий.

Второй этап внедрения — преобразующий. Главное содержание этапа составляет реализация проекта внедряемого опыта. Движущие силы процесса связаны с разрешением противоречия между достижениями передового опыта и сложившимися в массовой практике привычными формами педагогической деятельности. Акцент деятельности всех участников внедрения передового опыта переносится на совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе практической реализации, присущей новому опыту педагогической технологии. Организаторы внедрения устанавливают соответствие складывающегося реального опыта и «нормативного» представления о нём, выясняют причины отклонения, корректируют ход внедрения, изучают результативность.

Решающим фактором внедрения опыта на данном этапе является изменение уровня компетентности методических и педагогических кадров. Для этого необходимы постоянные занятия в группе внедрения по специально разработанной программе.

На третьем этапе внедрения передового опыта осуществляется коррекция результатов и наблюдение за развитием формируемого опыта: проводится серия занятий, анализируется соответствие уроков основным положениям изучаемого опыта; изучается возможность взаимодействия с другими педагогами и «грамотность» построения воспитательного процесса.

На каждом этапе достигается определённый уровень обобщения опыта, характеризующий степень конкретности его изучения. В качестве таковых нами выделены уровни: а) описание начального эмпирического представления об опыте; б) абстрактно- функционального обобщение фактов и элементов технологии; в) абстрактно-целостного обобщения изучаемой системы работы; г) конкретно-целостного обобщения «проект» для внедрения.

На основе изучения сущности процесса изучения и внедрения передового педагогического опыта была установлена его технологическая последовательность, которая включает следующие этапы: исследование, обобщение, презентация, изучение, внедрение, анализ результатов внедрения.

Определение последовательности и содержание этапов технологии изучения и внедрения передового педагогического опыта позволяет более рационально планировать работу методических служб, призванных обеспечить все составляющие данного процесса.

Можно отметить, что установленная технологическая последовательность носит циклический характер. В ходе внедрения педагогического опыта рождаются новые творческие идеи, подходы, технологии являющиеся результатом нового авторского опыта учителя, который после анализа, изучения и обобщения может быть рекомендован для использования в массовой практике образовательных учреждений различных уровней системы непрерывного образования.

Литература:

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 год. С. 186.
  2. Джураев Р. Х. Структура функциональной деятельности преподавателя Вуза // Научно-методическое пособие. — Т, 1996 год. С. 21.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. УВП. — М.: Школьные технологии, 2005 год. С. 203.
Основные термины (генерируются автоматически): передовой педагогический опыт, передовой опыт, педагогическая деятельность, педагогический опыт, массовая практика, этап внедрения, логический переход, общее суждение, современная педагогика, социальный опыт.


Похожие статьи

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Анализ передового педагогического опыта по реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Похожие статьи

Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности и рекомендации по его совершенствованию

Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника

Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов

Методы оценки конкурентоспособности и качества услуг учреждения дополнительного образования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения

Система принципов педагогического взаимодействия и условия самореализации педагога по физической культуре

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Анализ передового педагогического опыта по реализации индивидуального подхода в обучении младших школьников

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Задать вопрос