Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Жилина, Е. А. Современные тенденции обогащения образовательной среды физического воспитания и развития дошкольника / Е. А. Жилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 879-882. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36690/ (дата обращения: 19.11.2024).



Такое понятие как «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. Однако данное понятие не имеет однозначной трактовки и, прежде чем приступить к характеристике непосредственно образовательной среды, остановимся на таком понятии, как «среда». Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности, стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения. [12]

Образовательная среда рассматривается как пространство коммуникаций, которое вовлекает субъекта в процессы освоения, потребления, обмена и распространения культурных ценностей, являясь неотъемлемой частью культуры, образовательная среда рассматривается и как подсистема социокультурной среды. Одновременно образовательная среда создается самим индивидом, т. к. каждый человек развивается в соответствии со своими индивидуальными задатками, интересами, жизненным опытом. Он строит свое уникальное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей, приоритетов познания и способов саморазвития.

Образовательная среда дошкольного учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнкав дошкольном учреждении, состояние его физического и психическогоздоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействиевсех участников образовательного процесса в ДОУ. [13]

Образовательная среда — это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования. [14] Образовательная среда ДУ относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Образовательная среда ДУ представляет собой совокупность локальных образовательных сред, куда входит и среда физического воспитания и развития.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. [10, c.7]

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. [11, c.7]

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни. В настоящее время в России, как и в других странах мирового сообщества, в целях обновления и развития образования проводится его реформирование. [3, с. 73]

Появление новых документов ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать не только эффективному развитию и воспитанию детей, но и уделять должное внимание обогащению физического воспитания и развития дошкольников.

Изменения, произошедшие в содержании программ дошкольного образовательного учреждения, так же могут положительно сказываться на обогащении физического воспитания и развития дошкольника.

Программы «Детство» [1], «Радуга» [7], «Успех» [2], «От рождения до школы» [4], «Истоки» [8] направлены на укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной активности. Программы предусматривают валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, в функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

На современном этапе развития дошкольного образования, кроме вышеперечисленных программ дошкольное учреждение может использовать и такие программы как «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Детский сад — дом радости», «Дружные ребята», «Наследие», «Золотой ключик», «Развитие», «ТРИЗ», «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш», «Детская одаренность», «Старт» и др. Наряду с отечественными в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания: Монтессори, «Пилотная школа», «Шаг за шагом», центр ранней социализации детей «Зеленая дверца», программа гендерного воспитания ребенка и др.

Детские сады по-разному реализуют современные программы. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности. Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с учетом социально-экономических и национально-культурных условий.

Использование этих программ и технологий позволяет повысить двигательную активность, сформировать у детей привычку и поведенческие навыки здорового образа жизни, скорректировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности.

Не маловажную роль в обогащении образовательной среды физического воспитания и развития играет и предметно-развивающая среда.

Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. считали, что предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Предметно-развивающая среда так же необходима для развития и поддержания интереса у детей к занятиям и стимулирования их физическому развитию. Предметно-пространственная среда должна быть направлена на обеспечение всех составляющих образовательного процесса; многообразие материалов, с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов, формирование у детей проявления активности, гендерное образование, то есть предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. [15]

На современном этапе изменения в содержании занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста происходят в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии, используется новое, нестандартное оборудование.

Современные педагоги, такие как Л.Н Волошина, С. В. Гурьев, В.И Прокопенко, Т. С. Комарова, Л. А. Семенов, считают, что на данном этапе к образовательному процессу актуален подход, основанный на взаимодополнении двух технологий — игровой и компьютерной. На игровых интегрированных физкультурных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Это обеспечивает сопряженное развитие физических качеств и психических процессов (мышление, память, внимание, воображение.) В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с различными видами спортивных игр, овладевают познавательными и двигательными навыками и умениями, учатся творчески решать возникшие задачи. [5, c.62–65]

Обогащение образовательной среды физического воспитания и развития требует нового подхода к планированию и построению учебного процесса. Одним из таких подходов может быть экспериментальная площадка.

Экспериментальная деятельность дошкольного учреждения, базирующаяся на построении здоровьесберегающего пространства, с учетом возрастных особенностей детей, имеет все шансы повысить эффективность процесса физического воспитания и оказать положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности воспитанников, а так же формирование интереса к здоровому образу жизни. [9, c.57–58]

Кроме всего прочего дошкольное учреждение является открытой социально-педагогической системой, взаимодействующей со многими социальными институтами. [6, c.17]. Дошкольное образовательное учреждение может взаимодействовать с учреждениями образования, органами здравоохранения, взаимодействие с библиотекой, с государственными структурами и органами местного самоуправления и т. д.

Взаимодействие с образовательными учреждениями, позволяет участвовать в конкурсах, программах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, организуемых управлением образования; взаимодействие со школой: проведение экскурсий, совместных мероприятий, взаимопосещение занятий и уроков

Взаимодействие же с общественными организациями предусматривает: привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения от общественных фондов, организаций и физических лиц через спонсорство, попечительский совет, получение грантов; сотрудничество территориальным органом самоуправления (участие в конкурсах, культурной программе), что положительно влияет на развитие ДОУ в целом, и так же является одной из тенденций обогащения образовательной среды физического воспитания.

Необходимость обогащения физического воспитания в системе дошкольного образования объясняется объективными условиями жизни современного общества, а также тем, что именно в дошкольном детстве закладываются фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб: Детство-Пресс, 2014. — С.280
  2. Березина Н. О., Герасимова Е. Н. и др. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. О. Березина, Е. Н. Герасимова и др. — М.: Просвещение, 2015. — 235 с.
  3. Вайндорф — Сысоева М. Е. Педагогика: краткий курс лекций / М. Е. Вайндорф — Сысоева, Крившенко Л. П. — М.: Юрайт, 2004. — 254 с.
  4. Васильевой М. А.и др. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. М. А. Васильевой — М.: Мозаика — Синтез, 2014. -368 с.
  5. Волошина Л. Н., Курилова Т., Гребцов М. Журнал «Дошкольное воспитание» Информационная поддержка совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, педагогов, родителей.: 2/2014 год с. 62–65
  6. Гершунский, Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония
  7. знания и веры / Гершунский Б. С. — М.: МПСИ, 2007. — 121с.
  8. Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Е. В. Соловьёва и др. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва и др. — М.: Просвещение, 2014. — 232 с.
  9. Парамоновой Л. А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста «Истоки»/ Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: Творческий Центр Сфера, 2014.
  10. Пастюк О. В., Фролова А. Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ / О.В Пастюк, А. Н. Фролова. — Москва.: Творческий Центр Сфера,2007. — с.127
  11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова — М.: ACADEMIA, 2001. — с.363
  12. Шебеко Н. В., Шишкина В.А, Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Н. В. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак — Минск: 1998. — с. 183)
  13. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.moluch.ru/archive/40/4867/, свободный (Дата обращения: 06.04.2016 г.)
  14. [Электронный ресурс] — режим доступа http://detstvogid.ru/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-dou/.html, свободный (Дата обращения: 03.04.2016 г.)
  15. [Электронный ресурс] — режим доступа http://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/obrazovatelnaya-sreda, свободный (Дата обращения: 05.04.2016 г.)
  16. [Электронный ресурс] — режим доступа
  17. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/29/predmetno-razvivayushchaya-sreda-po-fizicheskomu-vospitaniyu-soglasno, свободный (Дата обращения: 06.04.2016 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, физическое воспитание, дошкольное учреждение, образовательный процесс, дошкольный возраст, здоровый образ жизни, программа, двигательная активность, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос