Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»
Автор: Жукене Вера Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2017
Статья просмотрена: 981 раз
Библиографическое описание:
Жукене, В. В. Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие» / В. В. Жукене. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2954/ (дата обращения: 16.12.2024).
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые дето центрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Реализация образовательной области «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Содержание образовательной области «Физическое развитие» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации и включает следующие компоненты:
– непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
– образовательная деятельность в режимных моментах;
– самостоятельная деятельность детей;
– образовательная деятельность в семье.
Физкультурные занятия остаются основной формой организационного систематического обучения физическим упражнениям для выработки правильных двигательных умений и навыков.
Чтобы повысить интерес детей к выполнению физических упражнений, используются разнообразные формы проведения физкультурных занятий в соответствии с возрастом детей: традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, тематические, занятия-соревнования, с использованием тренажеров.
Также совместная образовательная деятельность педагогов и детей осуществляется при проведении общеразвивающих упражнений (с предметами, без предметов, сюжетные, имитационные), игр с элементами спорта, спортивных упражнений.
При проведении совместной образовательной деятельности с детьми в режиме дня педагог использует следующие формы и методы:
– подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
– оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия (оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, физические упражнения с элементами Хатха-йоги, игровой стретчинг, самомассаж, СУ-ДЖОК-терапия, фитбол, релаксация), тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
– комплексы закаливающих процедур (солнечные ванны, хождение босиком, аппликации водой, метод солевого закаливания, душ и воздушный душ, оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
– объяснение, показ, иллюстративный материал;
– дидактические игры;
– чтение художественных произведений;
– личный пример.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3–7 лет (подвижные игры, игровые упражнения, имитационные движения, спортивные игры (катание на санках, лыжах, велосипеде и др.), сюжетно-ролевые игры в режиме дня должно отводится не менее трех часов.
Образовательная деятельность в семье может осуществляться в таких формах, как:
– экскурсии в природу;
– пешие прогулки;
– беседы;
– совместные игры;
– походы;
– занятия в спортивных секциях;
– посещение бассейна;
– чтение художественных произведений.
В последнее время, в работе детских дошкольных учреждений, получило большое распространение такая форма работы, как проектная деятельность, и в области физического развития в том числе. В нашем детском саду с успехом были реализованы три проекта.
Первый проект — «Спорт и я — друзья!». Цель которого — создание у дошкольников мотивации заниматься физической культурой и спортом.
Задачи:
– Ознакомление детей с различными видами спорта; развитие интереса у детей к выбранному виду спорта.
– Привитие потребности к здоровому образу жизни, через занятость в спортивных кружках и секциях.
– Расширение двигательных умений и навыков ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством профессиональных тренеров-преподавателей и действующих спортсменов.
– Использование социокультурного пространства города Губкина с целью привлечения детей к занятиям спортом.
Второй проект — «Вместе с папой» был направлен на повышение статуса отца и ответственности родителей (отцов) за сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
– Повысить компетентность отцов по вопросам здоровья сбережения дошкольников.
– Обеспечить практическое активное участие пап в спортивной жизни воспитанников и детского сада.
– Использовать социокультурное пространство города Губкина с целью привлечения детей и их родителей к занятиям спортом.
И третий наш проект «Горняшка» по повышению уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через введение элементов скалолазания в систему оздоровления воспитанников ДОУ. Он предусматривает использование инновационного оборудования — мини-скалодрома в физкультурно-спортивном зале детского сада.
Задачи:
– расширить двигательные умения и навыки детей за счет освоения новых доступных движений с использованием мини-скалодрома;
– формировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом;
– способствовать выполнению всех видов испытаний (тестов) для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения — важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(приказ от 17 октября 2013 г. № 1155)