Как не допускать типичных вычислительных ошибок, используя методику предупреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смаилова, М. Т. Как не допускать типичных вычислительных ошибок, используя методику предупреждения / М. Т. Смаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43294/ (дата обращения: 23.12.2024).


  1. Почему ярешила заняться исследованием вдействии

По результатам внешнего оценивания учащихся 10-х и 12-х классов Центр Педагогических измерении (ЦПИ) представил аналитический отчет, где были указаны причины низкого результата учащихся. Одна из причин указанная в аналитическом отчете это наличие большого процента вычислительных ошибок в работах учащихся.

Я была в составе комиссии учителей математики, проверяющих работы учащихся всех Назарбаев Интеллектуальных школ по Внешнему суммативному оцениванию (ВСО), совместно с представителями Международного экзаменационного совета (МЭС). Учителя входящий в состав комиссии обратили внимание, что очень много ошибок вычислительного характера допускаются учащимися. Были работы, в которых учащиеся теряли по 10 и более баллов из-за допущенных вычислительных ошибок. Большинство ошибок не связаны с наличием или отсутствием знаний, а связаны с невнимательным чтением условия задания и вычислительными ошибками в элементарном действии.

Во втором полугодии в школе проводятся пробные тесты для 10-х классов.

Анализ проведенных пробных тестов в 10-А, В, С классах, так же указал на наличие большого количества вычислительных ошибок в работах учащихся. Так же я обратила внимание, что характер ошибок связан с высокой скоростью мыслительных операции учащихся опережающих действия. По данному вопросу обратилась за консультацией к школьному психологу.

  1. Как начиналась работа

Объектом исследования были выбраны три ученика ученик А из 10 «А», ученик В из 10 «В» и ученик С из 10 «С» классов. Был проведен анализ письменных работ учащихся (определение типичных ошибок). После обсуждения проблемы психолог предложил применить техники, которые бы предупреждали допущение ошибок. Была подобрана соответствующая литература, для дальнейшего изучения по теме исследования. Были составлены задания для проведения пробного теста компонент-1, компонент-2 (ВСО)

  1. План исследования

I цикл исследования: Проведение письменных пробных тестов, анализ выполненных работ. Проведение учащимися самоконтроля, проверка чужих записей, выполнение обратных действий в заданиях, выполненных с ошибками (декабрь).

II цикл исследования: Проведение письменных пробных тестов, проведение анализа данных работ. Проведение учащимися самоконтроля, проверка чужих записей, выполнение обратных действий в заданиях, выполненных с ошибками (февраль)проведение анкетирования учащихся

III цикл исследования: Проведение письменных пробных тестов, всю 3 четверть анализ данных работ. Проведение учащимися самоконтроля, проверка чужих записей, выполнение обратных действий в заданиях, выполненных с ошибками (апрель).

  1. Результаты исследования

I цикл исследования

Проведен анализ проведенного пробного теста (ВСО).

Анализ работ учащихся показал, что Ученик А при выполнении заданий допускает вычислительные ошибки и теряет 6 баллов, ученики В и С допустили по семь ошибок связанных именно с вычислениями. Ошибки чаще всего возникают в простых ситуациях.

Характер ошибок связан

- с невнимательным чтением условия задания;

- вычислительными ошибками в элементарном действии;

- с высокой скоростью мыслительных операции учащихся опережающих действия.

При проверке работ учащихся, исправление ошибок мною не проводилось, лишь подчеркивание тех заданий где были допущены ошибки. Учащиеся проводили самоконтроль, проверку чужих записей, делали обратные расчеты в заданиях выполненных с ошибками.

II цикл исследования

Анализ письменных пробных тестов проведенных в феврале месяце показал, что количество набранных баллов увеличивается, при выполнении заданий учащиеся внимательно читают условия, но при выполнении расчетов еще допускаются ошибки. Количество ошибок допускаемых учащимися уменьшился. Ученики А и В допустили по четыре ошибки, ученик С допустил 5 ошибок. Учащиеся проводили проверку чужих записей, проводили самоконтроль. Анализ проведенного анкетирования показал,что учащиеся допускаю вычислительные ошибки выполняя вычисления в уме.

III цикл исследования

Анализ письменных пробных тестов проведенных в апреле месяце показал, что, количество ошибок допускаемых учеником В отсутствует, ученик А допустил две ошибки, ученик С одну ошибку не внимательное чтение условия задания.

5. Итоги исследования

Результаты исследования в три цикла показали,что используя метод предупреждения можно избежать допущения вычислительных ошибок.

И методы предупреждения которые были использованные в данном исследовании активизируют рефлексивную деятельность учащихся по предупреждению типичных ошибок и исправлению этих ошибок. Проверка чужих работ, делает ученика ответственным, далее ученик относится критический к своему решению. Только осознанные действия ученика помогут избежать ошибок в выполнении заданий.

6. Что не получилось?

Применяемые методы дали положительный результат, но все же анализ тестирования за апрель показал, что учащиеся все еще допускают вычислительные ошибки. Проблема в том, что учащиеся не могут проводить диагностику своих решений.

7. Дальнейшие действия

Так как основной окончательный показатель результата в исследовании — ВСО по окончании 10 класса, поэтому полученная положительная динамика — не конечный итог, а промежуточный. Поэтому я буду применять технику предупреждения далее для улучшения результата.

Литература:

  1. Аналитический отчет по итогам ВСО в НИШ в 2015–2016 учебном году, 10 класс, Астана, 2016 г.
  2. Шнейдерман М. В. Анализ ошибок и затруднений учащихся.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, проверка чужих записей, III, ученик А, выполнение заданий, проведение учащимися, учащийся, ученик В, ученик С, аналитический отчет.


Задать вопрос