Работая в 7, 10 классах, для меня стало очевидным, что не все учащиеся одинаково по плану как учитель планирует — воспринимают информацию, не сразу могут понимать те или иные детали и определения, не одинаково выполняют задания. Это стало главной причиной, почему я решила заняться исследованием. А именно, мне необходимо было выяснить что является причиной такого разного восприятия одного и того же материала, что может быть проблемой, в конце концов как исследовать в действии? Анализируя свои уроки, уроки коллег и посещая внутришкольные курсы «Одаренность», я выяснила, что существуют ряд различных диагностик по изучению личности, одаренности ребенка. Так и «родилась» тема моего исследования. Я решила применить диагностику Кольба, чтобы выяснить какие дифференцированные подходы необходимы учащимся, что могло бы повысить качество обучения [1, с. 15].
- Как начиналась работа
Вначале необходимо было изучить теоретический материал, узнать какие существуют типы диагностик. В данном вопросе помогли интернет ресурсы, материалы с курса «Одаренность», также консультации с координатором и тренером [1, с. 25].
- План исследования
Определение проблемы и вопроса — Рефлексия по урокам, наблюдение за учащимися на уроках. Сбор информации. Консультации с коллегами и координатором.
Обзор литературы: Обзор статей в интернете, книги по педагогике, работа в форуме учителей. Материалы школьного сообщества «Развитие одаренности», курс «Одаренность». Консультация с тренером.
Применение первого способа решения проблемы: проведение диагностики Кольба, обработка и анализ результатов [1, с. 40].
Анализ итогов мониторинга, рефлексия, планирование-Анализ и рефлексия уроков, дифференцированные задания.
Рис. 1. Работа в группе 3-х типов
Рис. 2. Обсуждение проблемы
- Пути решения проблемы
Провела диагностику Кольба в 10 А, 10 В, 10 С, 10 Д классах. По результатам которого сразу стало определенно ясно кто обладает тем или иным стилем мышления. Естественно, стиль мышления и есть тот основной инструмент, с помощью которого усваивается материл, и он же влияет на качество обучения
По Кольба существуют 4 типа стиля мышления:
—конкретный последовательный тип (КП)
—абстрактный последовательный (АП)
—абстрактный случайный (АС)
—конкретный случайный (КС)
При этом можно иметь в виду, что согласно юнговской схеме — АП — это рациональные способности; АС — эмоционально-эстетические; КС — интуитивные; КП — деятельностные.
Исследование мотивации и желания учиться также предполагает, что особенности мышления являются основной поддержкой развития таланта и качества обучения личности.
- Результаты
В ходе исследования при выполнении задания на уроке в групповой форме, роли участников при правильном распределении, то есть по их типу мышления удавались успешнее, и работа приобретала командный дух, так как каждый выполнял ту часть которая лучше всего давалась ему. Но у некоторых учащихся преобладали сразу два, а то и более типа мышления, в основном это более способные дети.
Рис. 3. Диаграмма 4-х типов мышления по Кольба
Рис. 4. Знаковое мышление
- Что не получилось
Были трудности при подборе и разработке дифференцированных заданий. В силу ограниченного времени на уроке не всегда удавалось проработать завершить вовремя задуманное.
- Наши дальнейшие действия
В дальнейшем планирую более тщательно продумывать дифференцированные задания, как мне кажется, индивидуальный подход к каждому учащемуся, зная его темперамент и стиль мышления может повысить качество обучения на уроке и в целом в педагогической деятельности учителя.
Литература:
- Материал из ВШК «Одаренность».
- Учебник программа Развитие одаренности детей.
- https://drive.google.com/drive/folders/0B46gfMeBY52tZFZ1VUdJNXNRUGc.