Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)
Автор: Ухарских Татьяна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 1144 раза
Библиографическое описание:
Ухарских, Т. В. Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы) / Т. В. Ухарских. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10165/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. той самой ситуации успеха, при которой каждый обучающийся может себя реализовать.
Педагог, проработавший в школе более десяти лет, отмечает, что урок учитель вынужден вести на среднего ученика. Это приводит к тому, что «сильные» ученики теряют интерес к обучению, а «слабые» искусственно перестают учиться самостоятельно. Что необходимо для того, чтобы каждый обучающийся работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материал? Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т. е. учет типичных индивидуальных различий учащихся [2].
К вопросу дифференцированного подхода к обучаемым обращались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Г. С. Абрамова, Л. В. Занков, В. А. Крутецкий и др. Некоторые исследователи обосновывают необходимость дифференциации и индивидуализации на всех этапах обучения: при изложении нового материала, при выполнении домашней работы и т. д. Основанием для выбора дифференцированного обучения является психолого-педагогический подход:
учет общей социальной ситуации в классе;
учет личностных особенностей ребенка;
учет уровня владения предметным содержанием.
Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.
В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:
обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т. е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;
обучаемость — характеристика его потенциального развития.
Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения [4].
Для себя, как для учителя, определила, что дифференциация процесса обучения в пространстве урока возможна в следующих формах:
разделение обучающихся на группы по обученности;
по способам восприятия информации.
В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно класс разделить на группы:
1группа — обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности):
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач.
2 группа — обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне.
3 группа — обучающиеся, слабо усваивающие материал:
- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы и расширяющие объем материала. В своей практике использую дифференциацию по обученности до полного усвоения знаний. Весь материал предметов русский язык, математика, окружающий мир разбит на десять основных тем. В 1–2 классах использую игровую технологию «Строим домик» (делаю заготовки рисунка домика, состоящего из нераскрашенных кирпичиков. После выполнения каждого зачетного задания, ребенок закрашивает кирпичик определённым цветом, который указан в карточке-зачете. К концу учебного года картина готова и ее помещаем в портфолио ученика. В 3–4 классах принцип сохраняется, но заводим «Зачётные книжки»). На уроках математики и русского языка в последней теме после изучения темы провожу проверочную работу и отмечаю группы усвоивших и не усвоивших материал. Дальнейшая работа с ними строится по-разному. Усвоившие материал получают возможность расширять и углублять свои знания. С другой группой организуется работа по отработке и коррекции изученного содержания.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, дифференцирую их по:
уровню творчества обучающихся;
степени самостоятельности обучающихся;
характеру помощи учителя;
форме учебных действий;
по способу восприятия материала.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Данный способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной (воспроизведение знаний и их применений в обычной ситуации, работа по образцу) или продуктивной (необходимо применять знания в измененной или новой ситуации).
Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают непосредственно с учителем, а другие самостоятельно.
Дифференциация по характеру помощи учителя.
Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Для учащихся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, готовлю помощь в виде:
вспомогательных заданий подготовительных упражнений;
подсказки (карточки-помощницы, схематические записи решения).
В своей практике использую дозированную помощь ученикам: если ученик затрудняется с выполнением задания, он обращается к карточке № 1, на которой приведены необходимые теоретические сведения. Если после изучения карточки № 1 затруднения остаются, ученик обращается к карточке № 2, на которой показан образец или план выполнения задания. Если и после карточки № 2 ученик затрудняется, то обращается к карточке № 3, на которой приведено выполнение аналогичного задания.
Дифференциация по способу восприятия материала.
Немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации, поскольку этот фактор влияет на скорость и способ усвоения информации. В тех случаях, когда материал подается способом, не воспринимаемым обучающимися, и темпом, заведомо им недоступным, эффективность самого передового урока с применением новаторских приемов и методов будет низкой, и, наоборот, традиционная форма организации урока при учете индивидуальных способов восприятия информации дает высокий результат.
Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:
Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т. д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т. д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения [4].
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.
Таким образом, обеспечивая дифференциацию подхода к формированию знаниевой базы у различных категорий обучающихся по степени обученности и по способам восприятия информации, считаю возможным создание ситуации успеха на уроках, когда каждый ученик работает в полную силу, чувствует уверенность в себе, ощущает радость учебного труда, сознательно и прочно усваивает материал, продвигается в развитии.
Литература:
- Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа//Первое сентября.-2007.-№ 1.
- Борисова Ю. и др. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика// Народное образование.-2003.-№ 7.
- Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение обучение.-М.:Сентябрь, 2002.
- Материалы конференции «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» (автор Иванова Е. Ю.) http://www.zavuch.ru/