Типичные ошибки младших школьников при решении текстовых задач на уроках математики и пути их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 июля, печатный экземпляр отправим 24 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 07.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ямщикова, А. В. Типичные ошибки младших школьников при решении текстовых задач на уроках математики и пути их преодоления / А. В. Ямщикова, П. А. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116526/ (дата обращения: 12.07.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются типичные ошибки, допускаемые младшими школьниками при решении текстовых задач на уроках математики, предлагаются возможные причины данных ошибок и пути их преодоления.

Ключевые слова: типичные ошибки, младшие школьники, текстовые задачи.

В современном мире, ориентированном на развитие компетенций математического мышления, решение текстовых задач играет ключевую роль в образовании. Недостаточные навыки решения текстовых задач могут существенно влиять на успех обучения в целом, так как школьники, сталкиваясь с трудностями при решении задач, могут потерять уверенность в своих математических способностях, что может привести к негативным эмоциональным аспектам и отрицательному влиянию на общий настрой ученика к обучению. Современные образовательные стандарты все более ориентированы на практическое применение знаний, и необходимость решения текстовых задач становится ключевым элементом оценки уровня образования.

Анализирование и исправление ошибок, таких как недостаточное понимание задачи и неправильное применение математических операций, является важным аспектом учебного процесса. Разработка эффективных стратегий и методов для преодоления трудностей в решении текстовых задач также является неотъемлемой частью работы над улучшением образовательного процесса.

Рассмотрим распространенные ошибки при решении текстовых задач, которые мы смогли выделить за время прохождения практик в школе и на основе бесед с учителями — практиками:

Множество ошибок, возникающих в ходе решения задач, возникают вследствие того, что ребенок не дочитывает задачу до конца. Эту проблему можно исправить, используя задачи, где необходимо выбрать правильный ответ.

Вторая ошибка происходит, когда обучающийся не осмыслил текст и при решении использовал только ту часть задачи, смысл которой он понял, соответственно, задача либо решено частично, либо вовсе не решена.

Неумение правильно установить математические отношения «больше- меньше» также является достаточно распространенной ошибкой, для решения этой проблемы необходимо представить эти отношения на какой-либо модели наглядно, от наглядных моделей переходим к мысленным образам.

Минимальный набор слов и вопросов в формулировке задач, в результате ребенок вместо того, чтобы понять суть вопроса, реагирует на набор слов. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо расширить подобный опыт: менять формулировки, предлагать детям попробовать самим сформулировать вопрос

Вычислительные ошибки: эту проблему легко решить, если в процессе обучения решению текстовых задач не перегружать текст числами, предлагать задания базового уровня, не требующие длинных сложных вычислений.

Перечислим формы работы над задачей, которые помогут продвинуться в направлении повышения качества работы ребенка с текстами задач.

– Работа с текстом, структурой задачи, в том числе и с задачами на дополнение, с лишними данными

В качестве примера такой работы можно предложить следующее задание:

Подумай, все ли предложенные тексты являются задачами? Чем они похожи? Чем отличаются? Придумай свой вопрос к задаче.

а) Бабушка испекла 20 пирожков с вишней, с картошкой — на 5 меньше, чем с вишней, а с капустой столько же, сколько и с картошкой.

б) Бабушка испекла 20 пирожков с вишней, с картошкой — на 5 меньше, чем с вишней, а с капустой столько же, сколько и с картошкой. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

– Визуализация данных в задаче величин и отношений между ними

Например, «Нарисуй 3 круга, а квадратов — на 4 больше. Сколько получилось квадратов? Сколько всего геометрических фигур ты нарисовал?"

Важно отметить, что при работе над этой задачей следует задать вопрос обучающимся:

Что значит «на 3 больше»? (это столько же, сколько кругов, и еще 4).

– Работа с заданиями на понимание смысла текста: предложить ответить на вопросы, предложить задание «найди ошибку и объясни ошибку»

Например, следующее задание:

Бабушка испекла 35 пирожков. Сколько пирожков осталось, если Аня съела 3 пирожка, а Миша на 4 больше?

Кот Матроскин решил задачу следующим образом:

3+4 = 7 (шт.)

35–7 = 28 (шт.)

Дядя Фёдор считает, что кот Матроскин решил задачу неверно.

Кто прав: Матроскин или дядя Фёдор? На какие вопросы отвечают действия, составленные Матроскиным?

– Решение задач логического характера, задач на рассуждения, которые не требуют вычислений, оформления решения

Например, следующая задача:

Наташе, Ане и Василисе на Рождество подарили по ёлочной игрушке. Каждая девочка получила шар разного цвета: серебряного, золотого и голубого. Кто из девочек получил шар голубого цвета, если известно, что Наташин шар не серебряного и не голубого цвета, а Анин — не голубого?

Таким образом, формирование математической грамотности у младших школьников важно для развития критического мышления, логического размышления и уникальности. Изучение математики стимулирует творчество и помогает детям осознавать и анализировать взаимоотношения между объектами в нашей среде. Математика также способствует улучшению навыков и применению знаний в различных областях, таких как наука, инженерия и экономика.

Литература:

  1. Денисова Г. Ф. Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения решению текстовых задач: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Ф. Денисова. — М., 1998. — 23 с.
  2. Ремез В. Л. Ошибки учащихся начальной школы в решении задач по математике и пути их исправления: учебно-методическое пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Просвещение, 2005. — 176 с.
  3. Кочерженко А. В. Преодоление ошибок в решении математических задач младших школьников: учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.


Задать вопрос