Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Мерцалова Ольга Дмитриевна, Бондаренко Ирина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 10.10.2017
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Некоторые приемы активизации мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе / В. Н. Хаустова, О. Д. Мерцалова, И. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13073/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важный фактор, влияющий на активность детей в процессе обучения — наглядность. Но применение наглядности не должно быть применением ради применения. Привлекая наглядность, иногда целесообразно предлагать задачи с недостающими данными. Тогда дети с большим вниманием относятся к содержанию задачи. Если наряду с заданием типа «Покажите цифрой, сколько здесь нарисовано предметов», «Покажи столько палочек, сколько на странице картинок», предлагается узнать, какие цифры «заблудились» (цифры, расположенные под предметной картинкой или числовыми фигурками не на своих местах), дети быстро находили ошибки, переставляя карточки с цифрами в соответствующие карманы под картинками.
Иногда удаётся вызвать активность детей, включая в урок еще и загадки о цифрах (числах), задачи-шутки, скороговорки. Например: на доске 2 картинки, перевёрнутые обратной стороной. Против них — числовые данные задачи: 5 км/ч, 50 км/ч.
Учитель спрашивает: «Чья это может быть скорость?» Дети называют различные движущиеся тела, затем открывают картинки, и рассуждение, связанные с составлением и решением задачи продолжаются.
Позволяет активизировать учебную деятельность и составление примеров самими учащимися. Опыт показывает, что при решении готовых примеров дети иногда выполняют задания механически, не сознавая достаточно глубоко, какому арифметическому закону они подчиняются. Словесную форму заданий (составьте 4 примера на сложение круглых десятков с однозначными числами), полезно иногда дополнять определённым условным образом, например:
10 + * = (к 10 прибавить любое однозначное число)
* + ** = 20 (к однозначному числу прибавить двузначное число так, чтобы сумма была равна 20)
***: * = (любое трёхзначное число разделить на однозначное)
Значительно оживляют уроки математики и различные занимательные задачи, нестандартные вопросы, задачи с несколькими решениями:
- Может ли быть произведение двух чисел меньше одного из них?
- Чему равно частное, если делимое в 4 раза больше делителя?
- Ученику надо было разделить 10 на 2. а он выполнил умножение. Во сколько раз результат действия, полученного учеником, больше правильного.
- Сколько будет, если двузначное число, записанное шестёрками, разделить на двузначное число, записанное тройками?
- Сколько будет, если 400 разделить на количество его сотен?
- 4 мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше 1 тетради. Мог ли купить какой-нибудь мальчик 3 тетради?
Составляя свои примеры, учащиеся сосредотачивают внимание не только на вычислениях, но и на теоретических вопросах. Поэтому полезны такие задания:
- Запиши трёхзначное число, в котором отсутствую десятки единиц.
- Составь уравнения, в которых неизвестным является первый множитель, делитель, делимое.
Для развития мышления известное значение имеет приём, когда обычный ответ оказывается неверным и решение приобретает неожиданно новый смысл или оттенок. Этот приём знакомит учащихся с суждениями-парадоксами:
- Учитель диктует: «5 увеличить на 3». Ученик собирает из разрезных знаков пример 5 + 3 = 8
— Сколько знаков ты собрал при решении этой задачи? (всего собрано 5 знаков: 3 цифры, +, =)
2. Учитель ставит на доску цифру 9.
— Требуется уменьшить число 9 на 3. Как получить ответ, не используя никаких знаков? (Достаточно повернуть 9, чтобы получилось число 6)
Большой интерес представляют задания по рассмотрению числовых равенств.
- Используя 4 действия из скобки, запишите с помощью четырёх 4 последовательно числа натурального ряда:
4: 4 + 4–1 = 1 (4: 4) * (4: 4) = 1
4: 4 + 4: 4 = 2 (4 * 4): (4 + 4) = 2
(4 * 4–4): 4 = 3 (4 + 4 + 4): 4 = 3
2. Продолжить ряд равенств и найти соответствующую закономерность
1 *+ 2 = 1
2 *+ 3 = 2
3 *+ 4 = 3
? *+? =?
При знакомстве с частями задачи разыгрывала спектакль, где действующими героями были: Условия, Вопрос, Решение, Ответ. Дети надевали шапочки с именами героев. Каждый играл свою «роль»:
Условие: Условие — это то, что нам известно. (Дети зачитывали условие задачи)
Вопрос: Вопрос — это то, что нам неизвестно. (Дети зачитывают вопрос)
Решение: (Комментировали выбираемое действие и проговаривали решение)
Ответ: Чтобы написать ответ, надо прочитать вопрос (ребёнок зачитывал вопрос и давал полный ответ)
При решении 5–6 задач все дети успевали сыграть «роль». Более слабые дети играли роль Условия и Вопроса, сильные Решения и Ответа.
При решении задач в краткой записи использую дополнительные пометки. Приведу пример: когда Катя решила 4 примера, ей осталось решить 6 примеров. Сколько примеров нужно было решить Кате? Выбираем опорные слова: «было», «решила», «осталось».
Не заполняя краткую запись, беседуем о том, где, по мнению ребят, будет самое большое число. Над этим словом поставим знак «+», а над остальными знак «-».
Краткая запись приобретает такой вид:
Было –
Решила –
Осталось –
Заполняем числовые данные:
Было –?
Решила — 4 пр.
Осталось — 6 пр.
Смотрим на знак напротив «?», значит, задача решается действием сложением. Особенно оправдана такая работа при решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
Литература:
- Тихоненко, А. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач./ А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко «Начальная школа», 2007, № 4.
- Царёва, С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке, как средство реализации современных педагогических концепций и технологий./ С. Е. Царёва «Начальная школа» 2004, № 4.