Исследование в действии: как применение принципа «усложнение» способствует развитию читательской грамотности учащихся 9 В класса? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Даулеткулова, Д. О. Исследование в действии: как применение принципа «усложнение» способствует развитию читательской грамотности учащихся 9 В класса? / Д. О. Даулеткулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43313/ (дата обращения: 23.11.2024).



При изучении русского языка в казахской школе особое место в образовательном процессе занимает грамотность чтения – один из самых необходимых навыков 21 века. Читательская грамотность способствует получению информации, умению анализировать, критически оценивать и ранжировать данные по важности. От читательской грамотности зависит успешность достижения человеком поставленных целей.

Интегрированная образовательная программа Назарбаев Интеллектуальных Школ способствует развитию читательской грамотности учащихся. Основной задачей предмета «Русский язык и литература» (как второй язык – Я2) является формирование и развитие практического применения коммуникативных компетенций учащихся с целью получения, отбора, преобразования и передачи необходимой информации в соответствии с коммуникативными целями. [1]

Работая в 9 классах, обратила внимание на то, что не все учащиеся умеют извлекать информацию, интерпретировать и интегрировать. Учащиеся справляются с поставленной задачей неодинаково: кто-то быстро выполняет задание, а некоторым сложно уложиться во временные рамки. Думается, что причина в том, что, читая тот или иной текст, учащиеся не понимают смысла, сути.

Проанализировав результаты суммативных и формативных работ за 2 четверть, пришла к выводу, что у учащихся 9 В класса возникают трудности в информационной переработке сплошных и несплошных текстов, составлении цитатного плана, в определении актуальности и достоверности информации.

В связи с этим возникла необходимость целенаправленной работы по формированию читательской грамотности. Выявив данную проблему, стала искать пути решения.

Побеседовав с психологами школы, куратором данного класса, пришла к выводу, что в данном классе 75 % одаренных детей. Следовательно, нужно искать определенный подход при преподавании предмета в данном классе.

Одно из главных направлений работы Назарбаев Интеллектуальных школ – развитие одаренности школьников. Сейчас очень много говорят о развитии одаренности. Это связано с тем, что прогресс цивилизации во многом зависит от одаренных людей.

Посетив внутришкольные курсы «Развитие одаренности детей», узнала основные характеристики одаренных учащихся, принципы дифференциации учебного плана, поняла, что существует ряд различных методов развития одаренности.

Заинтересовал принцип усложнения, так как он предполагает применение навыков высокого уровня, включение в образовательный процесс большого количества разнообразных заданий и использование различных источников информации.

Работа в данном направлении может повысить качество обучения в 9 В классе, поэтому решила, что исследование в рамках ACTIONRESEARCH буду проводить по теме «Как применение принципа усложнение способствует развитию читательской грамотности учащихся 9 В класс?»

Следующим этапом работы было изучение необходимой литературы по данной теме. Понимание теории о зоне ближайшего развития (Выготский) способствовало определению уровня сформированности учебных навыков и умений учащихся 9 В класса и позволило разработать задания с учетом зоны ближайшего развития.

После того как разработала серии уроков, приступила к их апробированию. Также выбрала в фокус-группу исследования трех учащихся: ученика А, который показал самый высокой балл по ВСО, ученика В – средний результат, ученика С наиболее низкий результат по суммативному оцениванию.

На первом уроке объединила учащихся в группы по способностям. Трех учеников из фокус-группы определила в одну группу. Учащимся было дано задание прочитать текст «Роль мирового океана в жизни человека» и составить план: 1 группа – тезисный, 2 группа – цитатный, 3 группа – вопросный.

Хотелось бы отметить, что ученик С, хотя и испытывал затруднения, успешно справился с заданием при помощи одноклассников (учеников А, В)

C:\Users\dauletkulova_d.pvl\Desktop\20170325_091408.jpg C:\Users\dauletkulova_d.pvl\Desktop\исследование\20161123_081756.jpg C:\Users\dauletkulova_d.pvl\Desktop\20170325_091110.jpg

На втором уроке учащиеся исследовали один из океанов: Индийский, Тихий, Атлантический.

Задания

1.Исследуйте один из океанов (распределите обязанности и обратите внимание на время).

2. Выполните подкаст/видеоролик или презентацию по тому, что вы узнали об океане.

3. При выступлении используйте опорные слова (немаловажная роль, водная поверхность, пристальное внимание, водный объект, глобальный, простирается, вмещающий, океанолог, неиссякаемый, трудно переоценить, располагает, обладает, природные ресурсы, разнообразные)

Намеренно не дала план исследования, для того чтобы выявить, насколько хорошо учащиеся владеют техниками критического мышления при работе со сплошными и несплошными текстами. Отмечу, с данной работой учащиеся справились успешно, каждый ученик выполнил свою часть задания, затем, обсудив результаты, создали презентацию и подкаст.

На третьем уроке учащиеся формулировали проблемные вопросы, отражающие личную оценку прочитанного текста. Каждой группе были даны разные тексты.

Задание

1.Прочитайте тексты, составьте по тексту 2 проблемных вопроса, отражающие личную оценку прочитанного текста.

2.Обсудите в группе и выберите 3 вопроса от группы.

Далее была использована стратегия «Водоворот».

1.Один представитель группы остался на своем месте, все остальные члены группы перешли в соседние по часовой стрелке.

2.Ученик, который остался, озвучил свои вопросы. «Гости», ознакомившись с текстом и вопросами, высказали свое мнение.

Затем учащиеся вернулись в свои группы и заполнили таблицу «Фишбоун», где указали проблему текста, факты и мнения.

Название: Результаты формативного оценивания 9 В класса за 2 четверть

Проанализировав результаты суммативных и формативных работ за 3 четверть, пришла к выводу, что качество обучения навыка «Чтение» повысилось на 15 %.

Анализируя активность учеников, пришла к выводу, что слабые учащиеся стали проявлять большую заинтересованность к урокам русского языка. Такие уроки мотивируют учащихся к осознанному обучению, формируют мировоззрение, расширяют кругозор, развивают навыки критического мышления.

Таким образом, можно сказать, что развитие читательской грамотности через применение принципа усложнение позволяет не только улучшить качество обучения, но способствует умению:

- работать с различными источниками;

- определять достоверность, полезность информации.

У учащихся также формируются навыки аналитического чтения, исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Учебная программа по предмету «Русский язык и литература» (как второй язык)
  2. Программа «Развитие одаренности детей».
  3. Руководство для учителя. Второй (средний) уровень. Издание первое. Центр педагогического мастерства. АО "Назарбаев Интеллектуальные школы", 2012.
  4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.// Электронный ресурс: goo.kz/loader/load/14125
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность, группа, класс, русский язык, ближайшее развитие, критическое мышление, личная оценка, образовательный процесс, читательская грамотность учащихся.


Похожие статьи

Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других?

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: Как развивать навык извлечения необходимой информации в качестве аргументов для развернутого ответа у учащихся 10c класса?

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением?

Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики

Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на уроках естественных наук?

Исследование в действии: Как привлечь детей, освобожденных от физической культуры, к работе основной группы?

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Похожие статьи

Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других?

Исследование в действии: Как развивать коммуникативные навыки учащихся 7-х классов, проживающих в интернате?

Исследование в действии: Как развивать навык извлечения необходимой информации в качестве аргументов для развернутого ответа у учащихся 10c класса?

Исследование в действии: Как работа с не сплошными текстами на уроках русского языка влияет на развитие навыков письма и говорения у учащихся 10 G класса?

Исследование в действии: Как развить музыкальные и художественные навыки у учащихся со слабовыраженным творческим мышлением?

Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики

Исследование в действии: Как развивать диалогическую речь на уроках естественных наук?

Исследование в действии: Как привлечь детей, освобожденных от физической культуры, к работе основной группы?

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

Задать вопрос