- Проблема.
Основные пути и способы получения знаний из разных областей наук — это чтение книг, статей, энциклопедий и пр. Но учащиеся при чтении задач они не вникают в смысл текста, а просматривают выборочно. В следующем учебном году учащиеся 10 классов осуществляют переход на обучение профильных предметов на английском языке, что поставило перед нами цель развить навыки осознанного чтения, через использование различных типов задач по технологии CLIL.
- Планирование.
Учителя профильных предметов и английского языка объединились в группу для исследования данного вопроса. При собрании группы разделили обязанности: учителя естественно-математического цикла готовят задания на английском языке в соответствии со спецификой своего предмета, а учитель английского языка проверяет соответствие заданий с уровнем языковых компетенций и предоставляет задания, тексты на своих уроках связанные с предметами биологии и физики.
- Определение объектов.
Для данного эксперимента были выбраны 2 подгруппы 10 классов с разным уровнем знаний по всем предметам по итогам четверти. Подгруппа А имеет качество знаний выше, чем подгруппа В.
- Этап исследования 1.
Задания по профильным предметам в начале исследования были в тестовой форме с выбором одного правильного ответа согласно целям обучения программы. По результатам тестирования было определено, что подгруппа с высоким уровнем знаний выполняет задания на 80 %, а вторая подгруппа — 50 %. Возможно, что результаты связаны со случайным выбором ответа или учащиеся не вникали в суть вопроса.
По английскому языку учащиеся выполняли задания по базированным текстам по биологии и физике, где были тестовые вопросы и задания на заполнение пропущенных слов по смыслу из текста. Первая подгруппа справилась с заданиями на 85 %, а вторая подгруппа — 61 %. Анализируя полученные данные, пришли к выводу, что это связано недостаточным словарным запасом языка и навыков выполнения такого рода заданий.
Исходя из полученных результатов исследования, было принято решение применить задания с заполнением таблиц и пропущенных слов в тексте, чтобы исключить случайный выбор ответов и побудить их прочесть текст задания полностью.
Применение такого типа задания по физике показало, что подгруппа В справилась на 35 %, подгруппа А — 70 %. Это связано с тем, что ученикам нужно было вникать и понимать текст заданий, в то время как данный навык развит слабо у учащихся.
По биологии первая группа выполнила задания на 40 %, а вторая на 60 %. Причиной тому, явилось то, что у второй подгруппы было больше времени на подготовку и как показывают результаты психологической службы школы у них развита кратковременная зрительная память.
- Этап исследования 2.
Для расширения словарного запаса учащихся и улучшения навыка чтения мы решили применить сегментативно-концентрическую модель, которая базируется на трех ступенях: 1) детям выдается текст на английском языке, 2) затем используются методы CLIL для запоминания новых слов, 3) пересказ текста на родном языке и ответы на вопросы заданий на иностранном языке.
На уроках учащимся предлагалось прочитать текст на английском языке и пересказать его учителю на русском. Педагог в свою очередь задавал вопрос на русском языке, а ученики искали ответы из текста на английском. Тем самым дети узнавали новые словосочетания и глаголы, которые используются на уроках естественно-математического цикла и запоминали их.
- Результаты.
В результате использования различных техник CLIL на уроках физики и биологии улучшение навыка чтения стал прослеживаться спустя 1,5 месяца исследования. Факторами, послужившими положительной динамике, стали увеличение объема материалов для чтения на уроках английского языка и как следствие увеличение словарного запаса учащихся. Помимо этого, на уроках профилирующих дисциплин вводились слова, характерные для данных предметов.
- Обратная связь учащихся.
По результатам письменного опроса учащихся, где они оценивали прогресс навыка чтения по 5 бальной шкале, были полученные следующие ответы. (рис. 1)
Рис. 1. Диаграмма ответов учащихся по прогрессу навыка чтения
Также учащиеся отметили, что начали внимательнее читать тексты и правильно выполнять задания, появилась уверенность в общении с иностранными учителями на уроках в виду пополнения терминологического вокабулярия.
- Выводы.
Приняв во внимание обратную связь учащихся и анализируя результаты проведенного исследования собственной практики, пришли к выводу о необходимости продолжения исследования и работы в команде для развития не только навыков чтения, но и иных языковых компетенций. Помимо этого, для достижения большей эффективности следует применять данные виды работ начиная с учащихся 9 классов.
Литература:
- АОО НИШ. Интегрированная образовательная программа. — Астана:, 2011.
- Liz Dale, Wibo van der Es, Rosie Tanner. CLIL Skills. — Expertisecentrum mvt, 2010