Актуальность
Одна из основных задач развития казахстанского образования состоит в успешной интеграции в международное образовательное пространство. В стратегических документах образование рассматривается как фактор конкурентоспособности страны, а знание иностранных языков — обязательное условие. В рамках государственной языковой политики и развития трёхъязычия (казахский, русский, иностранный) согласно 9 Статье Закона «Об Образовании» РК, методическим рекомендациям по применению современных методов и технологий обучения языкам в рамках межпредметной связи Национальной Академии образования имени Алтынсарина за 2023 год, идея CLIL (Content and Language Integrated Learning) приобретает дополнительную актуальность и практическую значимость.
Проблема применения методики CLIL в обучении рассматривалась в работах Сулушаш Керимкуловой, Бахытгуль Асылбековны, Жунусовой Г. и других. Однако, несмотря на интерес ученых, проблема применения методики CLIL в обучении старших классов в достаточной степени не решена. Основными причинами этого являются:
— Отсутствие понимания методики CLIL как феномена, требующего специально организованных мер, требующего целенаправленной адаптации к национальной модели образования с учетом специфики старшего школьного звена и задач полиязычного образования
— Недостаточная разработанность теоретико-методологических основ внедрения CLIL в учебный процесс общеобразовательных школ Казахстана, отражающих его содержательные и процессуальные аспекты;
— Преобладание фрагментарного подхода к применению элементов CLIL, что зачастую сводится к эпизодическому использованию без глубинной интеграции в образовательную программу;
— Недостаточная разработанность технологии измерения и оценивания эффективности влияния методики CLIL на изучение иностранного языка старшими классами.
1. Теоретические основы методики CLIL.
С развитием образования и стремительным расширением доступа к знаниям возникла естественная потребность в более эффективных и качественных подходах к обучению языкам и работе с учебными материалами. Ученикам потребовалось запоминать большие объемы информации быстрее и осознаннее. В связи с этим к середине 1990-х годов в Европе зародилось предметно-языковое интегрированное обучение, которое отвечает современным запросам образования.
Термин CLIL был впервые использован в 1994 году Дэвидом Маршем, исследователем в области многоязычия. Он толковал его как подход, совмещающий освоение академического предмета и иностранного языка через преподавание дисциплины (например, географии, математики, биологии) или ее отдельной темы на изучаемом языке. Британский лингвист Дэвид Грэдолл, в свою очередь, подчеркивал, что метод CLIL не требует продвинутого уровня владения языком перед началом обучения. Исследователь Д. Койл отмечала, что данный способ преподавания преследует двуединую цель, объединяя изучение содержания урока и сопутствующее овладение иностранным языком.
Важно учитывать, что Койл и ее коллеги разработали более детальную концепцию этого подхода. Они предложили модель 4C, которая состоит из 4 основных компонентов: content (содержание), communication (общение), cognition (познание), culture (культура). Элемент «Содержание» относится к учебному материалу исследуемой дисциплины, который должен быть адаптирован и структурирован для лучшего восприятия учащимися. Компонент «Коммуникация» предполагает развитие четырех главных навыков иностранного языка (говорения, чтения, письма и аудирования) посредством использования специальной терминологии и различных видов коммуникации. «Познание» способствует не только запоминанию информации, но и активизации умственных процессов. Оно акцентирует внимание на развитии таких навыков, как креативность, а также критическое и логическое мышление. «Культурный» компонент модели 4С означает формирование межкультурной компетенции учащихся, более широкого и толерантного взгляда на мир.
Как отмечают такие исследователи, как Ф. Болл, Д. Койл, Ф. Худ, Д. Марш и С. Дарн, метод CLIL основывается на двух основных моделях: content-driven education and language-driven education. При контентно-ориентированном подходе CLIL особое внимание уделяется материалу дисциплины, а изучение иностранного языка происходит в процессе освоения предмета. Языковой CLIL подразумевает, что главный фокус делается на прогрессе в языковых навыках. Данные модели не являются несовместимыми, преподаватели активно объединяют их элементы для более эффективного обучения.
2. Практическое применение CLIL в старших классах.
CLIL — это универсальный подход, который может быть внедрен в широкий диапазон образовательных уровней — от детского сада до университета. В 2004 году Европейская комиссия рекомендовала активно внедрять интегрированный подход в обучение. Примечательно, что на сегодняшний день во многих странах Европы (Финляндия, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Эстония) двуязычные занятия преподаются уже в начальных или средних классах, а в старшей школе широко распространена практика внедрения отдельных дисциплин на английском языке.
В Казахстане внедрение CLIL стало частью государственной политики трехъязычного образования, целью которого является интеграция в международное образовательное и научное сообщество. С 2019–2020 учебного года многие учебные заведения страны начали внедрять CLIL-подход, в первую очередь, в преподавании STEM-предметов (химия, физика, биология, информатика) на английском языке. Ряд ведущих школ страны, к числу которых относятся Назарбаев Интеллектуальные школы, уже реализуют программы преподавания предметов естественно-математического цикла на английском языке. Помимо уроков, трехъязычие поддерживается во внеурочной деятельности: кружки, проекты, дополнительные занятия на разных языках. Более того, NIS организует курсы повышения квалификации, мастер-классы и вебинары для учителей, направленные на совершенствование их профессиональных навыков в области CLIL. В ходе исследования Жетписбаевой Б. А., Чижевской Ю. Т., Сырымбетова Л. С. было установлено, что в казахстанских школах наблюдаются положительные тенденции в развитии технологий CLIL, что способствует развитию образовательной системы в эпоху глобализации.
3. Определить преимущества и возможные трудности внедрения CLIL в практику преподавания.
CLIL (Предметно-языковое интегрированное обучение) обладает существенным потенциалом для повышения эффективности изучения иностранного языка в старшей школе. Методика CLIL, как отмечают Abubakirova и Zhacheva, способствует развитию у учащихся как языковой, так и предметной компетенции, так как иностранный язык рассматривается не только как отдельный учебный объект, но и как средство освоения содержания дисциплины. Как результат, увеличивается объем словарного запаса, активизируются навыки говорения и понимания иностранной речи.
Панчугова отмечает, что CLIL помогает развивать навыки критического мышления, коммуникативную и межкультурную компетентность, межпредметные связи, что отвечает критериям полиязычного образования в современном мире. Важным преимуществом является возможность гибкого внедрения CLIL: интегрирование может производиться на уровне полного курса на иностранном языке или в пределах отдельных тем и модулей.
В своей работе Мухаммаджонова выражает похожее мнение, что предметно-языковое интегрированное обучение формирует у учащихся умение анализировать и интерпретировать информацию, работать с большими объемами данными и использовать полученные знания на практике. Благодаря сочетанию языка и предметного содержания обучение становится функциональным, что является неотъемлемой частью обучающихся старших классов, ориентированных на дальнейшее профессиональное образование.
Вместе с тем, внедрение методики преподавания CLIL связано с определенными трудностями. Одной из которых является дефицит квалифицированных педагогов, одновременно владеющих иностранным языком и предметным содержанием. Отсутствие системной подготовки учителей значительно снижает эффективное применение CLIL и часто приводит к использованию отдельных элементов данного подхода без глубокой интеграции.
Недостаток учебно-методических материалов, адаптированных для CLIL также является одной из трудностей. В большинстве случаев педагоги вынуждены сами разрабатывать материалы необходимые для проведения уроков, что как отмечает в своей работе Панчугова, приводит к увеличению времени на планирование и подготовку урока учителями.
При внедрении CLIL стоит учитывать разный уровень языковой подготовки учащихся и возможность появления трудностей, связанных с усвоением предметного содержания обучающимися с низким уровнем владения иностранным языком.
Таким образом, преимущества методики CLIL заключаются в улучшении навыков говорения, критического мышления и применении полученных знаний в жизненных ситуациях. В то время как возможными трудностями являются подготовка педагогических кадров, обеспеченность учебно-методическими ресурсами и разнородность языковый подготовки учащихся.
Заключение
Проведенный теоретический анализ позволил определить сущность методики предметно-языкового интегрированного обучения и выявить ее потенциал в контексте преподавания иностранного языка в старших классах. Анализ научных источников показал, что CLIL соответствует современным требованиям многоязычного образования, обеспечивая развитие как предметной, так и языковой компетенций. Применение CLIL увеличивает объем языковой практики, улучшает коммуникативные навыки и в целом повышает знание иностранного языка.
В то же время реализация методики CLIL требует подготовки квалифицированных специалистов, методического обеспечения и учитывания разного уровня владения иностранным языком обучающимися.
Таким образом, поставленная в исследовании гипотеза получила теоретическое подтверждение: применение методики CLIL в обучении старших классов способствует повышению эффективности при изучении иностранного языка, так как обеспечивает содержательно-языковую интеграцию и способствует всестороннему развитию учащихся.
Литература:
- Закон Республики Казахстан “Об образовании” от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.09.2025) — Астана, 2007.
- Методические рекомендации по применению современных методов и технологий обучения языкам в рамках межпредметной связи — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2023–64 с.
- Abubakirova, R. Clil technology as an innovative approach / R. Abubakirova, E. Zhacheva. — Текст: непосредственный // German International Journal of Modern Science. — 2021. — № 8. — С. 42–44.
- Жетписбаева, Б. А. Экспертные представления о развитии CLIL образования в Казахстане / Б. А. Жетписбаева, Ю. Г. Чижевская, Л. С. Сырымбетова. — Текст: непосредственный // Pedagogika. Voprosy teorii I praktiki.. — 2023. — № 4. — С. 1–10.
- Жунусова Г. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) в образовании / Методическое пособие: Алматы. ТОО Издательство «Фортуна Полиграф», 2024. — 36 с.
- Мухаммаджонова, Н. И. Языковое интегрированное обучение как новая педагогическая модель / Н. И. Мухаммаджонова. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2020. — № 3(81). — С. 47–49.
- Панчугова, А. С. Особенности технологии clil как предметно-языкового интегрированного обучения / А. С. Панчугова. — Текст: непосредственный // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2024. — № 98. — С. 165–167.

