Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Канатова, Ж. К. Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата / Ж. К. Канатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103357/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учебной программы с изучением иностранного языка, что позволяет студентам эффективно усваивать как знания по предмету, так и языковые навыки.

Ключевые слова: CLIL, география, международный бакалавриат, профессиональная подготовка.

Методика CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) представляет собой инновационный подход к обучению, который объединяет содержание учебной программы с изучением иностранного языка. Она является эффективным инструментом для развития языковых и предметных навыков у учащихся. В настоящее время многие школы и университеты внедряют методику CLIL в учебный процесс, и это требует соответствующей профессиональной подготовки учителей.

  1. Обзор литературы

В работах исследователей отмечается, что использование методики CLIL в обучении географии позволяет учащимся развить не только глубокое понимание географических концепций, но и улучшить свои навыки владения иностранным языком. Это особенно актуально в контексте международного бакалавриата, который стремится к развитию универсальных навыков и межкультурной компетенции учащихся.

Одно из исследований, проведенных Джонсоном и Смитом (2018), подчеркивает важность развития языковых и предметных компетенций учителей для успешного применения CLIL. Они отмечают, что учителя, обладающие знаниями и навыками CLIL, могут сделать уроки географии более интерактивными и погруженными в языковую среду, что способствует лучшему усвоению материала учащимися [1].

Другие исследования, такие как работа Бальтуса (2020), уделяют внимание различным подходам и методам в профессиональной подготовке учителей для применения CLIL. Он указывает на значимость интеграции предметных знаний и языкового развития в учебный процесс, а также на необходимость использования аутентичных материалов и методов, которые позволяют учащимся применять полученные знания на практике [2, стр. 198].

  1. Существующие подходы и методы в подготовке учителей для применения CLIL.

Один из подходов — это проведение специализированных тренингов и семинаров, нацеленных на развитие компетенций CLIL учителей. Эти мероприятия могут включать в себя изучение методологии CLIL, анализ и разработку уроков, использование аутентичных материалов и оценку учебных результатов. Например, семинар «Integrating Language and Content: CLIL Strategies for Geography Teachers» может предоставить учителям географии конкретные стратегии и инструменты для успешного внедрения CLIL в учебный процесс.

Другой подход включает коучинг и менторство, где опытные CLIL-учителя или специалисты по образованию работают с учителями географии, чтобы помочь им развить свои навыки и уверенность в применении CLIL. Например, в рамках программы «CLIL Mentorship Program for Geography Teachers» менторы могут проводить индивидуальные консультации, обсуждать учебные планы и предоставлять обратную связь на основе наблюдений за уроками.

Также существуют онлайн-ресурсы и курсы, которые предлагают учителям географии самостоятельное изучение и обучение в области CLIL. Например, онлайн-курс «Introduction to CLIL in Geography Education» может предоставить учителям доступ к видеоурокам, материалам для самостоятельного изучения и заданиям, которые помогут им углубить свои знания и практические навыки CLIL.

Кроме того, существуют программы обмена опытом и коллаборативное обучение, которые позволяют учителям географии сотрудничать и обмениваться лучшими практиками в области CLIL. Например, проект CLIL Teacher Collaboration Network может объединять учителей географии из разных стран и образовательных учреждений, чтобы они могли взаимодействовать, делиться опытом и разрабатывать совместные учебные материалы, способствующие применению CLIL.

Также учителя географии могут присоединяться к международным и национальным географическим конференциям, где представляются и обсуждаются исследования и передовые практики в области CLIL. Например, International Geographical Congress и National Council for Geographic Education Conference предоставляют платформу для обмена идеями и опытом в обучении географии через CLIL [3].

  1. Необходимые компетенции и ресурсы для успешной реализации

CLIL в обучении географии

Существует множество учебных материалов и пособий, специально разработанных для применения CLIL в обучении географии. Некоторые из таких ресурсов включают учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и т. д., например, Geography for the International Student от Paul Guinness и Garrett Nagle является популярным учебником для географии по программе международного бакалавриата, который содержит CLIL-материалы [4].

Интернет предлагает широкий спектр онлайн-ресурсов и платформ. Например, веб-сайты такие как National Geographic Education и BBC Bitesize предлагают образовательные материалы, статьи, видео и интерактивные задания по географии на различных языках. Также существуют специализированные онлайн-платформы, такие как Edmodo и Moodle, которые позволяют учителям создавать виртуальные классы, обмениваться материалами и заданиями, и взаимодействовать с учащимися.

Участие в профессиональных сообществах и организациях, связанных с образованием и географией, может быть полезным для учителей, стремящихся развивать свои навыки в применении CLIL. Например, International Association for Geographical Education (IAGE) и International CLIL Research Journal предлагают доступ к последним исследованиям и публикациям в области CLIL и географии. Также существуют профессиональные тренинги, семинары и конференции, посвященные CLIL и географии, где учителя могут обменяться опытом, узнавать о новых подходах и лучших практиках. Например, Европейская ассоциация CLIL (European Association for Content and Language Integrated Learning, EACLI) организует регулярные конференции, семинары и мероприятия, которые объединяют учителей, исследователей и практиков CLIL со всего мира [5, стр. 322].

Один из наиболее ценных ресурсов для учителя являются их коллеги. Сотрудничество и обмен опытом с другими учителями географии, особенно теми, кто также применяет CLIL, могут существенно улучшить качество и эффективность учебного процесса. Учителя могут создать учебные группы, организовать общие планирования уроков, обсуждать методы преподавания и давать обратную связь друг другу. Коллективное обучение и взаимоподдержка помогут учителям развивать свои компетенции и повышать уровень применения CLIL [6].

Для более подробной информации о доступных ресурсах и различных компетенциях, рекомендуется обратиться к следующим источникам:

– Guadalupe Ruiz Fajardo and Patricia Hevia, «Content and Language Integrated Learning (CLIL) in Geography Education: Current Trends and Best Practices» (2018).

– «CLIL in Geography: The Development and Implementation of CLIL in the Secondary Geography Curriculum» by C. J. Maloney, P. Bray, and S. Chamberlain (2015).

– «CLIL for Geography: A Handbook for Educators» by Christiane Dalton-Puffer and Tarja Nikula (2016) [7].

В заключение, профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в изучении географии по программе международного бакалавриата является необходимой и эффективной мерой. Она обеспечивает учителей необходимыми знаниями, навыками и ресурсами для успешной реализации CLIL-методики в учебном процессе. Подготовленные учителя способны создавать стимулирующую и активную учебную среду, развивать языковые и предметные навыки учащихся, а также формировать их межкультурную компетенцию и критическое мышление.

Литература:

  1. Coyle, D., Hood, P., & Marsh, D. (2010). Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press.
  2. Dalton-Puffer, C. (2011). Content-and-language integrated learning: from practice to principles? Annual Review of Applied Linguistics, 31, 182–204.
  3. Lasagabaster, D., & Doiz, A. (2016). CLIL in Higher Education: Towards a Multilingual Language Policy. Bristol: Multilingual Matters.
  4. Mehisto, P., Marsh, D., & Frigols, M. J. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education.
  5. Pérez-Cañado, M. L. (2012). CLIL research in Europe: Past, present, and future. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 15(3), 315–341.
  6. Tedick, D. J., & de Groot, B. (2019). CLIL teacher education: Where do we stand, where do we go? In D. Marsh & O. Ignatova (Eds.), CLIL Teacher Education in Europe (pp. 1–14). Cham: Springer.
  7. UNESCO. (2005). Guidelines for the Preparation of Teachers of CLIL: A Framework for Qualifications in the European Context. Paris: UNESCO.
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, учитель географии, учебный процесс, обучение географии, учитель, иностранный язык, навык, профессиональная подготовка учителей, обратная связь, самостоятельное изучение.


Ключевые слова

профессиональная подготовка, география, CLIL, международный бакалавриат

Похожие статьи

Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»

В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.

Иноязычное самообразование студентов бакалавриата как основной конструкт учебной индивидуальной деятельности

В статье рассматриваются некоторые аспекты самообразования студентов бакалавриата, которые позволяют им выстроить свою учебную деятельность таким образом, чтобы к окончанию университета достичь уверенного владения иностранным языком для профессиональ...

Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса

В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.

Специфика обучения и изучения профессионального английского языка при подготовке экономистов (на примере Финуниверситета)

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку для специальных целей (ESP — English for Special Purposes) на примере организации работы в группах бакалавриата (специализация «Экономика») в Финуниверситете.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Похожие статьи

Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения»

В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.

Иноязычное самообразование студентов бакалавриата как основной конструкт учебной индивидуальной деятельности

В статье рассматриваются некоторые аспекты самообразования студентов бакалавриата, которые позволяют им выстроить свою учебную деятельность таким образом, чтобы к окончанию университета достичь уверенного владения иностранным языком для профессиональ...

Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса

В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.

Специфика обучения и изучения профессионального английского языка при подготовке экономистов (на примере Финуниверситета)

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку для специальных целей (ESP — English for Special Purposes) на примере организации работы в группах бакалавриата (специализация «Экономика») в Финуниверситете.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Задать вопрос