Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учебной программы с изучением иностранного языка, что позволяет студентам эффективно усваивать как знания по предмету, так и языковые навыки.
Ключевые слова: CLIL, география, международный бакалавриат, профессиональная подготовка.
Методика CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) представляет собой инновационный подход к обучению, который объединяет содержание учебной программы с изучением иностранного языка. Она является эффективным инструментом для развития языковых и предметных навыков у учащихся. В настоящее время многие школы и университеты внедряют методику CLIL в учебный процесс, и это требует соответствующей профессиональной подготовки учителей.
- Обзор литературы
В работах исследователей отмечается, что использование методики CLIL в обучении географии позволяет учащимся развить не только глубокое понимание географических концепций, но и улучшить свои навыки владения иностранным языком. Это особенно актуально в контексте международного бакалавриата, который стремится к развитию универсальных навыков и межкультурной компетенции учащихся.
Одно из исследований, проведенных Джонсоном и Смитом (2018), подчеркивает важность развития языковых и предметных компетенций учителей для успешного применения CLIL. Они отмечают, что учителя, обладающие знаниями и навыками CLIL, могут сделать уроки географии более интерактивными и погруженными в языковую среду, что способствует лучшему усвоению материала учащимися [1].
Другие исследования, такие как работа Бальтуса (2020), уделяют внимание различным подходам и методам в профессиональной подготовке учителей для применения CLIL. Он указывает на значимость интеграции предметных знаний и языкового развития в учебный процесс, а также на необходимость использования аутентичных материалов и методов, которые позволяют учащимся применять полученные знания на практике [2, стр. 198].
- Существующие подходы и методы в подготовке учителей для применения CLIL.
Один из подходов — это проведение специализированных тренингов и семинаров, нацеленных на развитие компетенций CLIL учителей. Эти мероприятия могут включать в себя изучение методологии CLIL, анализ и разработку уроков, использование аутентичных материалов и оценку учебных результатов. Например, семинар «Integrating Language and Content: CLIL Strategies for Geography Teachers» может предоставить учителям географии конкретные стратегии и инструменты для успешного внедрения CLIL в учебный процесс.
Другой подход включает коучинг и менторство, где опытные CLIL-учителя или специалисты по образованию работают с учителями географии, чтобы помочь им развить свои навыки и уверенность в применении CLIL. Например, в рамках программы «CLIL Mentorship Program for Geography Teachers» менторы могут проводить индивидуальные консультации, обсуждать учебные планы и предоставлять обратную связь на основе наблюдений за уроками.
Также существуют онлайн-ресурсы и курсы, которые предлагают учителям географии самостоятельное изучение и обучение в области CLIL. Например, онлайн-курс «Introduction to CLIL in Geography Education» может предоставить учителям доступ к видеоурокам, материалам для самостоятельного изучения и заданиям, которые помогут им углубить свои знания и практические навыки CLIL.
Кроме того, существуют программы обмена опытом и коллаборативное обучение, которые позволяют учителям географии сотрудничать и обмениваться лучшими практиками в области CLIL. Например, проект CLIL Teacher Collaboration Network может объединять учителей географии из разных стран и образовательных учреждений, чтобы они могли взаимодействовать, делиться опытом и разрабатывать совместные учебные материалы, способствующие применению CLIL.
Также учителя географии могут присоединяться к международным и национальным географическим конференциям, где представляются и обсуждаются исследования и передовые практики в области CLIL. Например, International Geographical Congress и National Council for Geographic Education Conference предоставляют платформу для обмена идеями и опытом в обучении географии через CLIL [3].
- Необходимые компетенции и ресурсы для успешной реализации
CLIL в обучении географии
Существует множество учебных материалов и пособий, специально разработанных для применения CLIL в обучении географии. Некоторые из таких ресурсов включают учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и т. д., например, Geography for the International Student от Paul Guinness и Garrett Nagle является популярным учебником для географии по программе международного бакалавриата, который содержит CLIL-материалы [4].
Интернет предлагает широкий спектр онлайн-ресурсов и платформ. Например, веб-сайты такие как National Geographic Education и BBC Bitesize предлагают образовательные материалы, статьи, видео и интерактивные задания по географии на различных языках. Также существуют специализированные онлайн-платформы, такие как Edmodo и Moodle, которые позволяют учителям создавать виртуальные классы, обмениваться материалами и заданиями, и взаимодействовать с учащимися.
Участие в профессиональных сообществах и организациях, связанных с образованием и географией, может быть полезным для учителей, стремящихся развивать свои навыки в применении CLIL. Например, International Association for Geographical Education (IAGE) и International CLIL Research Journal предлагают доступ к последним исследованиям и публикациям в области CLIL и географии. Также существуют профессиональные тренинги, семинары и конференции, посвященные CLIL и географии, где учителя могут обменяться опытом, узнавать о новых подходах и лучших практиках. Например, Европейская ассоциация CLIL (European Association for Content and Language Integrated Learning, EACLI) организует регулярные конференции, семинары и мероприятия, которые объединяют учителей, исследователей и практиков CLIL со всего мира [5, стр. 322].
Один из наиболее ценных ресурсов для учителя являются их коллеги. Сотрудничество и обмен опытом с другими учителями географии, особенно теми, кто также применяет CLIL, могут существенно улучшить качество и эффективность учебного процесса. Учителя могут создать учебные группы, организовать общие планирования уроков, обсуждать методы преподавания и давать обратную связь друг другу. Коллективное обучение и взаимоподдержка помогут учителям развивать свои компетенции и повышать уровень применения CLIL [6].
Для более подробной информации о доступных ресурсах и различных компетенциях, рекомендуется обратиться к следующим источникам:
– Guadalupe Ruiz Fajardo and Patricia Hevia, «Content and Language Integrated Learning (CLIL) in Geography Education: Current Trends and Best Practices» (2018).
– «CLIL in Geography: The Development and Implementation of CLIL in the Secondary Geography Curriculum» by C. J. Maloney, P. Bray, and S. Chamberlain (2015).
– «CLIL for Geography: A Handbook for Educators» by Christiane Dalton-Puffer and Tarja Nikula (2016) [7].
В заключение, профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в изучении географии по программе международного бакалавриата является необходимой и эффективной мерой. Она обеспечивает учителей необходимыми знаниями, навыками и ресурсами для успешной реализации CLIL-методики в учебном процессе. Подготовленные учителя способны создавать стимулирующую и активную учебную среду, развивать языковые и предметные навыки учащихся, а также формировать их межкультурную компетенцию и критическое мышление.
Литература:
- Coyle, D., Hood, P., & Marsh, D. (2010). Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press.
- Dalton-Puffer, C. (2011). Content-and-language integrated learning: from practice to principles? Annual Review of Applied Linguistics, 31, 182–204.
- Lasagabaster, D., & Doiz, A. (2016). CLIL in Higher Education: Towards a Multilingual Language Policy. Bristol: Multilingual Matters.
- Mehisto, P., Marsh, D., & Frigols, M. J. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education.
- Pérez-Cañado, M. L. (2012). CLIL research in Europe: Past, present, and future. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 15(3), 315–341.
- Tedick, D. J., & de Groot, B. (2019). CLIL teacher education: Where do we stand, where do we go? In D. Marsh & O. Ignatova (Eds.), CLIL Teacher Education in Europe (pp. 1–14). Cham: Springer.
- UNESCO. (2005). Guidelines for the Preparation of Teachers of CLIL: A Framework for Qualifications in the European Context. Paris: UNESCO.